ПРОБЛЕМАТИКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМАТИКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям большая часть школьников в возрасте от 14 до 16 лет не определились с выбором профессии. Исследования проводились в г. Екатеринбурге в Верх-Исетском районе, путем проведения профориентационных бесед.

В ходе профориентационной беседы выяснилось, что значительное большинство школьников не имеют четких критериев оценки своих возможностей и способностей в различных видах деятельности. Более половины подростков не представляют, как важно себя реализовать в учебе и в жизни, при этом отсутствие заинтересованности в решении этого вопроса школьниками заставляет задуматься о непригодности Культуры Профоринтационной Деятельности.

Предмет, преподаваемый в 9 классе называется «Твоя Профессиональная Карьера», к сожалению, выявил его явную неэффективность, которую можно оценить по следующим характеристикам:

- Отсутствие заинтересованности в диалоге с представителями ССУЗов и ВУЗов;

- Отсутствие вопросов, связанных с обучением в средне специальных и высших учебных заведениях;

- Недостаточное представление о функциональных возможностях высших учебных заведений;

- Отсутствие знаний об уровнях обучения в ВУЗах.

Так же, проанализировав имеющийся материал, предоставляемый ученикам, можно сделать следующие утверждения: теоретический материал усваивается плохо у более чем 50%; изучение характеристик учебных учреждений и видов деятельности не дают никакой практической ценности, так как не связаны с практикой; задания почти не затрагивают ученика как творческую личность, что также отрицательно влияет на усвоение материала.

Отсутствие вопросов со стороны школьников по теме профориентации является показателем пассивности подростка как абитуриента, нежелания обсуждения данной темы, характеризует личность как субъект правового нигилизма; также возможно влияние субъективных факторов: страх задать вопрос, неуверенность в правильной постановке вопроса, сомнение в компетентности выступающего и пр.

Предмет богат теорией, но далек от жизни. Именно неспособность связать полученные знания с практикой мешают школьникам реализовать себя посредством этой дисциплины. Отсутствие умений самостоятельного поиска информации так же затрудняет профессионально самореализовать себя. Поэтому необходимо внедрять в предметы, посвященные профориентационному направлению, более новые, качественно отличающиеся по структуре и приближенные к жизни методы.

Отмечая значимость профориентационного оповещения, с целью повышения эффективности самореализации школьника как специалиста в будущем, важно отметить, что творческий потенциал и теорию достаточно просто соединить, при этом, практически не уменьшая объем теоретической части. Это можно осуществить, учитывая особенности подростков.

Чтобы повысить отдачу от Культуры Профориентационной Деятельности необходимо давать задания, направленные на выполнение творческими способами, проведение, «семинарских занятий», домашние задания должны задаваться и задаваться не чисто теорией, а выполнение должно быть сопряжено с выражением личности, повышением качества и самостоятельности мышления. Когда человек не просто знает материал, а может связать его с жизнью, лично с собой, и что не маловажно построить на основе имеющихся знаний четкую логическую цепь рассуждений, в конце которой он станет специалистом в выбранной им области. Всеми способами нужно пытаться сделать из школьника к выходу из школы уже сформировавшегося как абитуриента, и четко представляющего свои способности и возможности, так же четко понимающего как устроена система Среднего специального и Высшего образования.

Пример: учитель дает материал по теме: «Оценка способности школьников к выбору профессии», который проходит по плану в конце учебного года, а школьник при задаваемых вопросах отвечает (при знании теоретического материала) что есть алгоритм, по которому можно определить предрасположенность к той или иной профессии, обосновывает это теорией и наличием проведения тестов. На практике он отталкивается от своего желания и не берет это во внимание.

При получении информации от учителя, школьник приспосабливается к условиям лекционного материала и домашних заданий, что никак его не характеризует с позиции абитуриента.

Способ решения: при предоставлении материала по некоторым темам, необходимо включить взаимосвязь не «учитель-ученик», а «ученик-ученик». Предполагаемые результаты: в диалоге со своих одноклассником, необходимо продемонстрировать, что он может сделать, чтобы выбрать правильное направление. Один ученик должен играть роль абитуриента, а второй представителя приемной комиссии. В диалоге, «представитель приемной комиссии» должен дать всю информацию о имеющихся факультетах и специальностях (условно), и предоставить тест, на определение каких-либо предрасположенностей к специализации (минимальная единица «гуманитарий»/«технарь»). Так же в ходе диалога надо пояснить, что выбирая ту или иную профессию, человек, возможно, решает на этом этапе намного больше, чем получение диплома – он решает каким ремеслом ему придется заниматься всю свою жизнь в профессиональном плане.

Необходимо донести со всей серьезностью эту часть материала, так как порой не все школьники осознают (даже при определенный профессиональных предпочтениях) важность выбора конкретной специальности. Часто бывает, что после окончания ВУЗа идет специалист работать «менеджером». И не потому, что он не может реализовать себя, и не потому что диплом для него был «выходом в мир», а по той причине, что понял он поздно что ему нужно другое.

По моему мнению, так и, по мнению многих авторитетных ученых в этой области, необходимо осуществлять различными способами взаимосвязь школьника и абитуриента путем проведения творческих занятий, выражающих не просто качества его личности, но и осознанность при выборе, который он совершает.

Просмотров работы: 2402