Мода становится ценностью, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом (интериоризируется), становится осознанной внутренней потребностью, желанием. В этом случае мода определяет суть и модель потребительского поведения и люди добровольно стремятся быть модными. Подтверждением актуальности изучения моды в социологии может служить тот факт, что уже в XIX веке, с момента зарождения социологии, мода стала предметом исследовательского интереса [1, c. 124].
Среди выдающихся социологов, отводивших изучению моды важное место в своей работе, можно назвать Г. Тарда, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Т. Веблена, Г. Блумера, П. Бурдье.
В западной социологии в настоящее время мода - одна из актуальнейших и постоянных тем исследования. Структура моды включает в себя модные объекты и модные стандарты поведения. «Модные объекты - это любые объекты, которые оказываются «в моде» пишет А.Б. Гофман [2, c. 27]. В их числе могут быть - одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т.д. Правда, одни предметы и типы поведения гораздо чаще оказываются в роли модных объектов, чем другие. Так, например, одежда, популярная музыка максимально подвержены моде, в то время как жилище, еда - гораздо меньше. Однако если вещь удовлетворяет жизненно важные потребности человека, то она менее подвержена моде.
Как сказал Вернер Зомбарт, «чем бесполезнее предмет, тем более подчинен он моде» [4, c. 83]. Габриэль Тард считал моду наряду с обычаем основным видом подражания [4, c. 76]. Герберт Спенсер выделял два вида подражательных действий [4, c. 91]:
мотивируемые желанием выразить уважение к лицам с более высоким статусом;
стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство и полное сходство с ними.
Мода выходит за рамки каждого из фрагментов человеческой и социальной реальности, рассекаемой на части отдельными науками. Это явление целостное и универсальное, оно расположилось в самых разных областях жизнедеятельности человека: экономической, психологической, эстетической и пр. Поэтому исследование моды осуществляется различными научными дисциплинами, оно носит междисциплинарный характер. Велики достижения и возможности в этой области у истории и теории культуры, эстетики, экономики, психологии, социологии, этнографии.
Ни одну из названных, а также многих других дисциплин и проблемных областей науки невозможно игнорировать в изучении моды без ущерба для ее познания, так как каждая из них высвечивает какую-то грань этого явления. И все же роль отдельных наук в исследовании социологии моды неодинакова. Выдвижение на первый план той или иной из них зависит либо от концепции исследователя, либо от его специальности, либо от того и другого.
Любой модный объект существует исключительно как элемент и средство реализации модного стандарта, т.е. определенного способа поведения. В повседневной жизни мы говорим, что платье такого-то фасона «в моде», но, строго говоря, «в моде» не платье само по себе, а, скажем, его ношение для женщины или его проектирование для дизайнера одежды - акты модного поведения [2, c. 31].
Вообще одни и те же объекты могут включаться в различные модные стандарты; соответственно различны и функции, выполняемые этими объектами. «В средневековой Европе помидоры не употреблялись в пищу, а дарились возлюбленным, как цветы. Сахар, водка, шоколад, чай и кофе вначале рассматривались и использовались как лекарства. Табак в истории использовался по-разному: его жевали, нюхали и курят, к сожалению, по сей день. Так же и с модой: одна и та же «вещь» бывает включена в разные модные стандарты. Одна и та же пьеса может быть «в моде», но в одних случаях модно ее хвалить, а в других – ругать» [3, c. 114].
Существуют «безобъектные» модные стандарты, которые вообще никак не отделены от тела человека, например жесты, мимика или танцы. Иногда модный стандарт состоит в отказе от использования каких-то, некогда модных объектов, к примеру «отказ от ношения головного убора, галош, веера, галстука, зонта, муфты, от восприятия каких-то художественных произведений и т.д.» [2, c. 42].
Но почему одни образцы поведения или предметы считаются модными, а другие нет? Или почему одни и те же вещи, их свойства (формы, размеры и т.п.), идеи когда-то считались модными, затем становились немодными, а впоследствии вновь входили в моду? Что с ними происходило? Те или иные стандарты и объекты становятся модными, оказываются «в моде» тогда и только тогда, когда они обладают модными значениями, т.е. выступают в качестве знаков моды. В свою очередь, выражение «выступают в качестве знаков моды» означает, что эти стандарты и объекты замещают и указывают на какие-то ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные. В качестве последнего компонента моды выделим поведение участников моды, т.е. такое поведение, которое ориентировано на отмеченные другие компоненты:
стандарты,
объекты,
ценности моды.
Культурные образцы, или социальные правила поведения, имеют две стороны. Первая сторона состоит в том, что им надо следовать, вторая - в том, что им хотят следовать. В первом случае эти правила, или образцы, выступают как социальные нормы, во втором - как социальные ценности. В одних правилах доминирует нормативная сторона, в других - ценностная. Иногда эти две стороны в одних и те же правилах настолько тесно переплетаются, что невозможно зафиксировать, где кончается одна и начинается другая. Повсеместно и единодушно разделяемая ценность нередко приобретает нормативный, обязательный характер, а интериоризованная, «овнутренная» [2, c. 37] норма становится ценностью, желаемым благом. Иными словами, то, чего когда-то всем хотелось, со временем может становиться обязательным, и наоборот; вчерашнее «хочу» может стать сегодняшним «надо».
В моде, как и во многих других социальных регуляторах, присутствуют оба начала: нормативное и ценностное. Но преобладает в ней начало ценностное. Ведь как бы ни были строги предписания моды, санкции за их нарушение не очень суровы и несопоставимы по жесткости с санкциями за нарушение многих нравственных и тем более правовых норм. Если же такие санкции становятся жесткими или даже репрессивными, это означает, что мода либо умерла, уступив место другому регулятору, либо вообще не рождалась в данной социальной ситуации.
Ценностным ядром моды являются атрибутивные («внутренние») ценности. Современность - фундаментальная ценность в структуре моды. Когда нечто оценивается как «современное», эта оценка обычно вызывает в нашем сознании положительные ассоциации. Современность ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям и творчеству, она противопоставляется косности, рутине, консерватизму. Однако высокая оценка современности далеко не универсальна и представляет собой продукт истории. Можно сказать, что ценность современности сама порождена современностью. Благодаря ценности современности происходит актуализация "старого" стандарта. Выражаясь парадоксально, «прошлое» обозначает «настоящее».
Нельзя отрицать важной роли склонности к новому в жизнедеятельности человека, так же как и угнетающего воздействия монотонности на нервную систему и психику. В функционировании моды эти факторы имеют определенное значение. Но они не могут объяснить моду как таковую. Во-первых, стремление к новому приобретает самые различные формы: очевидно, что далеко не всякое нововведение относится к разряду модных. Во-вторых, как отмечалось, модные стандарты часто выбираются из традиции, и поэтому «новизну» следует понимать в весьма условном смысле: это то, что ново лишь по отношению к предыдущему стандарту, но отнюдь не по отношению к культурной традиции в целом. В-третьих, даже «новые» стандарты могут сохраняться в течение довольно длительного времени, так как модный цикл может протекать весьма долго. Наконец, в-четвертых, «естественному» стремлению к новизне у человека противостоит не менее «естественное» стремление к стереотипу; все дело в определенном соотношении этих двух стремлений, обусловленном историческими, культурными, социально-психологическими факторами.
Изучение имеющейся теоретической литературы по проблемам феномена моды, а также прикладных социологических разработок свидетельствует о том, что из поля зрения теоретиков и практиков «выпали» вопросы, связанные с разработкой методики и ее процедур социологического исследования механизмов функционирования моды и их влияния на процесс социализации молодежи. Эти вопросы не стали до сих пор самостоятельным предметом теоретического и эмпирического исследования.
Таким образом, за основу этой статьи целесообразно было взять результаты исследования, проведенного кандидатом социологических наук Вангородской С.А. В ходе данного исследования было опрошено 687 человек. Отобрано для анализа 470 документов, в том числе 40 тематических сочинений, 30 анкет экспертов, а также результаты опроса среди представителей ряда социально-профессиональных групп, испытывающих на себе непосредственное воздействие моды. Это студенты вузов, преподаватели дисциплин философского, психологического и культурологического профиля, дизайнеры, художники, руководители театра моды «Пигмалион». Диагностический инструментарий включал в себя методы анкетного опроса, контент-анализа тематических сочинений, экспертного опроса.
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы [5, c. 106]:
1) Использование анкетных методик позволило выявить, что действие феномена моды идентифицируется респондентами с широким спектром различных областей социальной жизни, таких как литература, музыка, высшее образование, кинематография и т.д. Мода должна изучаться как явление неоднородное, выступающее и в виде самостоятельного феномена, и в качестве фонового сопровождения других социальных явлений. Водоразделом в различиях между этими двумя видами моды выступает уровень мотивации и мера осознанности мотивов сознания и поведения.
2)Теоретический анализ показал, что необходимо ввести новое концептуальное понятие «модотворчества». Эта необходимость обусловлена тем, что в ряде теорий имеет место подмена понятия моды на более широкое, включающее в себя деятельность по принятию или отторжению модных образцов. Исходя из этого, модотворчество понимается как специфический вид социального взаимодействия индивидов, направленный на оптимизацию процесса общения в референтной группе и способствующий объединению с ней и обособлению в ней посредством удовлетворения потребностей в социализации и самореализации.
4) Анализ проведенной диагностики позволил получить доказательства того, что продвижение и отторжение модных образцов в процессе социализации определяется, с одной стороны, доминирующей системой норм, ценностей, статусом молодежной группы, а с другой - взаимопереплетением институциональных, групповых и личностных потребностей, интересов, мотивов относительно модных образцов.
Таким образом, влияние моды как особого социального феномена огромно. Однако оно очень узконаправленное и «концентрированное». То есть особую важность приобретает вопрос, в какой позиции по отношению к моде в социуме себя ощущает человек.
С целью получить ответ на этот вопрос автором данной статьи был размещен социологический опрос на Интернет-сайте www.socopros.ru (Центр изучения общественного мнения русскоязычной части пользователей Интернета). Референтной группой в данном случае выступили 487 анонимных пользователей сети Интернет. В ходе исследования были заданы следующие вопросы:
Зависимы ли Вы от моды?
Равнодушны ли Вы к моде?
Следите ли Вы за модой?
Считаете ли Вы моду негативным явлением?
Таким образом, в ходе исследования были получены следующие результаты:
Зависимы от моды 13,9% опрошенных респондентов;
Равнодушны к моде 28,1% опрошенных;
Следят за модой 47,3% опрошенных;
Негативно относятся к моде 10,7% опрошенных.
Данные результаты полностью подтверждают приведенные выше рассуждения. Человек как член общества с определенными установленными нормами и правилами в силах сам делать выбор, как именно относиться к выбранным нормам, тем более, если они носят относительно временный характер, как это происходит в случае моды. Соответственно, считаем, что:
1) Влияние моды обусловлено внешними регуляторами;
2) Также мода во многом зависит от внутренней оценки индивида;
3) Мода создает систему единообразия, которая нужна для правильного функционирования общества;
4) Мода обеспечивает возможность «расставания» с прошлыми тенденциями и переход к будущим;
5) Мода формирует общий стандарт восприятия в обществе.
Таким образом, мода является непосредственным продуктом человеческого общества. Каждый человек так или иначе не только должен, но и вынужден постоянно осуществлять в своей жизни выбор между различными ценностями и образцами поведения. Знание о том, что есть мода, может помочь осуществлять этот выбор ответственно, в интересах развития личности и общества, без которого личность не существует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонович И.И. После современности: очерк цивилизации модернизма и постмодернизма. Минск: Белорусская наука, 2007. - 446 с.
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 2010. - 160 с.
Гофман И. Представление себя другим. М.: Прогресс, 2000. - 365 с.
Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление и воспитание. М.: Высшая школа, 2010. - 175 с.
Вангородская С. А. Мода как фактор социализации студенческой молодежи: диссертация канд. соц. наук. Белгород. гос. университет, Белгород, 2002.
Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 2007. - 286 с.