РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бардина А.А. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Она начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни.[2]

Родители – играют важную роль социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Благополучная семья – незаменимая школа жизни.[1]

В процессе социализации очень важную роль играет детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.[6]

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.[9]

Общение можно рассматривать, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.[3]

Итак, общение играет большую роль в социализации дошкольников.

Актуальность проблемы и темы исследования общения и становления индивидуальности дошкольников с задержкой развития психики приобретают особое значение в психолого-педагогической теории и практике при поиске наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Большое внимание уделяется вопросам подготовки личности детей с проблемами в развитии к межличностным взаимодействиям, способствующим оптимизации процесса их адаптации.

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.[10]

В настоящее время в России активно внедряется и применяется инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.[7]

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 40 г.Мурманска.В группу для изучения коммуникативных навыков вошли 10 нормально развивающихся детей и 10 детей задержкой психического развития.

Чтобы изучить и сравнить коммуникативные умения нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с задержкой психического развития использовались следующие методики:

1.Коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки». (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина).[8]

2.«Изучение коммуникативных умений». (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева).[4]

В результате эксперимента были получены следующие результаты:

Методика коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки».

Таблица 1.

Коммуникативная компетентность ребенка в общении со сверстниками в дошкольном возрасте (%)

Ответ ребёнка

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

Уход из ситуации («Убегу», «Не знаю», «Обижусь»)

20

10

Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю»)

10

70

Вербально - оценочное решение («Скажу, что так нельзя», «Объясню как надо»)

50

10

Конструктивное решение( «Найду других друзей», «Построю новый дом»)

20

10

Полученные данные свидетельствуют о том, что 10% детей с ЗПР не имеют коммуникативной компетенции и обнаруживают беспомощность в общении со сверстниками, так как не могут самостоятельно найти выход из конфликтной ситуации. Среди других ответов, содержащих самостоятельные решения, 70% занимают агрессивные выходы из ситуаций. Таким образом, большинство детей проявили склонность к агрессии.

Миролюбивые и конструктивные решения конфликтных ситуаций были предложены менее чем в половине случаев. Из них 10% детей ограничились вербальными призывами к справедливости («Объясню, что не так поступают»), 10% ответов содержали продуктивные и действенные решения («Поиграю в другие игры»). Такого рода ответы свидетельствуют о достаточно высокой коммуникативной компетенции детей в общении со сверстниками.

У детей же с нормой развития результаты лучше: 20% детей уходят от решения конфликтной ситуации, 10% детей прибегают к агрессивным её решениям. Заток миролюбивым и конструктивным решениям приходят 50% детей, которые ограничились вербальным призывом к справедливости, и 20% ответов детей содержали продуктивные действия решения конфликтных ситуаций.

Далее рассмотрим сформированность коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.

Таблица 2.

Сформированность коммуникативных навыков у детей (%)

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

Коммуникативные умения сформированы

80

30

Коммуникативные умения не сформированы

20

70

Полученные данные свидетельствуют о том, у детей с нормой развития коммуникативные навыки сформированы гораздо лучше, нежели у детей с ЗПР. Нормально развивающиеся дошкольники умеют договариваться, приходить к общему решению, у них практически не возникают трудности при выполнении коллективной работы.

Итак, можно сделать вывод, что для активной социализации детей с задержкой психического развития необходимо проводить дополнительную коррекционную работу.

Для коррекции и правильного развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития мы предлагаем следующие коррекционные занятия:

1.«Буратино делает подарок для своих друзей». (Конструирование из природного материала).

Цель. Дать детям образцы деловых контактов, включить их в деловое общение.

2. «Петрушка в гостях у детей». (Кукольный спектакль).

Цель. Расширить знания детей о диких животных, включить детей в познавательное общение.

3. «Незнайка в гостях у ребят». (Кукольный спектакль).

Цель. Дать образцы познавательных контактов, включить детей в познавательное общение.

4. «О хороших и плохих поступках». (Кукольный театр).

Цель. Вызвать интерес к нравственно-этическим проблемам, включить в личностное общение.

5.«Петрушка и Незнайка в гостях у ребят». (Кукольный спектакль).

Цель. Вызвать у детей интерес к нравственно-этическим проблемам, включить их в личностное общение.

А так же дидактические игры на развитие коммуникативной деятельности.

«Чего не хватает?»

Перед ребенком — изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Он должен сложить предмет по образцу, а за недостающими фигурами обратиться к взрослому.

«Кто больше?»

1-й вариант. Взрослый показывает детям какой-либо предмет. Дети должны задать о нем вопросы. Побеждает ребенок, задавший наибольшее количество вопросов.

2-й вариант. Детям называют слово (весна, лес, мяч, птица и др.). Они должны назвать признаки, которые характеризуют предмет или явление, рассказать как можно больше о предмете или явлении.

«Кого я видел в зоопарке?»

Один ребенок дает описание какого-либо животного. Другой ребенок отгадывает, о ком идет речь, обосновывает свой ответ.

«Отгадай-ка»

Дети загадывают предмет. Водящий ребенок с помощью вопросов отгадывает, какой предмет загадали дети.

«Как поступить?»

Взрослый показывает детям сюжетные картинки: мама несет тяжелые сумки, а мальчик идет рядом; девочки едут в автобусе, сидят, разговаривают, а рядом стоит бабушка; мальчики идут по улице, едят конфеты, мороженое, а обертки бросают на тротуар.

В ходе игры ребенок должен ответить, как бы он поступил, подобрать соответствующую сюжетную картинку, объяснить свой выбор.

«Цветик-семицветик»

Ребенок загадывает желание. Если оно связано с удовлетворением личных потребностей, ему дается желтая фишка, если имеет общественное значение — красная.

При подведении итогов игры обсуждаются высказанные желания, выясняется, какие из них больше понравились.

«Запрещенные слова»

В этой игре ребенок должен отвечать на вопросы взрослого, не употребляя определенных слов (например: да, нет, черный, белый и т.д.).[5]

Предложенные занятия, дидактические игры воспитатели и психологи могут использовать в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития.

Список литературы:

  1. Аптеке.нет: Социализация дошкольников [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://apteke.net/article/socializaciya-doshkolnikov-sredstva-socializacii.html

  2. Википедия: Социализация [Электронный ресурс]. - режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Социализация

  3. Вопросы психологии: Исследование общения дошкольников со сверстниками [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1988/882/882167.htm

  4. Все тесты: Изучение коммуникативных умений [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://vsetesti.ru/271/

  5. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2004.- №6.- С. 11-17.

  6. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79

  7. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей: социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - с. 3-6.

  8. Капчеля Г.М. Диагностика умственного развития детей, поступающих в школу [Текст] / Г.М. Капчеля.- М., 1983.

  9. Психология на b17.ru: Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.b17.ru/article/7467/

  10. Трудное детство: Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.deti.rian.ru/krplanom/20110706/200144120.html

Просмотров работы: 7670