- художественной культуры, (снижение уровня художественной культуры населения (неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления); невостребованность кадрового потенциала искусства, традиционной народной культуры; недоступность для жителей города и села художественных ценностей; недоступность для населения региона богатств мировой и отечественной культуры; падение интереса к художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания; снижение уровня художественного развития детей и подростков; отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи и др.)
- исторической культуры, (утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов; отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным формам культурного творчества (слабое знание родного языка, истории, традиций, вандализм по отношению к памятникам истории и культуры); неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий; снижение эстетических параметров среды обитания человека; использование памятников истории и культуры не по назначению; отсутствие преемственности в передаче культурных традиций, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры; разрушение системы патриотического воспитания, утрата традиций и ценностей служения Родине, отечеству.)
- социально-психологической и духовно-нравственной культуры, (кризис духовно-нравственных ценностей, изменение общественной нравственности и криминализация отношений, утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); размывание поведенческих моделей и образцов «мужественности» и “женственности” (мальчик – лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка – будущая мать, жена и т.д.); утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства); деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой.)
- экологическая культуры, (слабая информированность населения об экологической ситуации в регионе; недооценке роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманном отношении к природе, вызванном недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека; недооценке роли экологического воспитания школьников, отсутствии системы экологического воспитания и всеобуча; неразвитости природоохранных форм самодеятельности, отсутствии у населения интереса к этим видам социокультурного творчества).
- политической культуры, (низкую политическую активность населения, падение интереса к политической жизни, вызванные неуверенностью граждан в свои возможности влиять на принятие политических решений; отсутствие мировоззренческой базы для идеологического и политического самоопределения различных слоев населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу; размывание правовой основы жизни общества; низкую компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни (незнание федеральных и местных законов, гарантирующих права и возможности граждан как субъектов политики); потерю авторитета власти вследствие нереализованных ожиданий, снижения уровня жизни.)
- профессиональной культуры (культура труда) (утратой ценности труда как смысла жизни, способа самореализации и социального призвания; недоступность платного высшего образования широким слоям населения; снижением образовательного уровня вследствие изменения мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.); неадекватностью профессиональной ориентации в связи с низким социальным престижем и заработной платой ряда профессий (в основном, государственные служащие, работники культуры, образования); изменением социальной структуры студенчества вследствие поляризации доходов родителей; отсутствием законодательной базы для трудоустройства несовершеннолетних подростков; разрушением отечественных научных и образовательных школ; трудностями профессионального самоопределения (особенно для инвалидов, лиц, вынужденных сменить сферу деятельности – безработных, бывших военнослужащих и др.); социальной и правовой незащищенности человека труда (как на государственных предприятиях, так и в акционерных и частных фирмах); отсутствием законодательной базы, обеспечивающей соблюдение авторских прав; ограниченными возможностями профессиональной деятельности как средства самореализации личности; деформацией профессиональной этики представителей ряда профессий (работники здравоохранения, юристы, журналисты и т.п.); внешней и внутренней «утечкой мозгов», вызванной отсутствием условий и перспектив для профессионального роста и самореализации.
Каждая сфера включает в себя проблемы, характерные для социокультурной среды обитания, сфер жизнедеятельности и образа жизни.
SWOT-анализ проекта: Формирование нравственно-эстетической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности
Сильные стороны проекта
|
Слабые стороны проекта Слабая заинтересованность проблемой самими подростками. Проблемную ситуацию надо осознать и осмыслить, увидеть в ней противоречие. . |
Возможности
|
Угрозы
|
Формирование личности подростка, юноши или девушки, носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия видами искусства, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области культуры.
Подростковый период - время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего "Я". Центральным новообразованием личности подростка, по мнению психологов, является формирование чувства взрослости, развитие самосознания. Этот возраст представляет идеальную возможность приобщения формирующейся личности к ценностям принятых в обществе, к жизненной этике и эстетике.
Актуальность проекта: в России преодоление кризисных явлений и проблем всегда связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию возможностей искусства как средства нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания подростков.
Эта проблема исключительно актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как стратегическое направление деятельности российского общества и государства. Наркомания, пьянство, бродяжничество, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, неэффективности молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных институтов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.
Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер социально-экономического, правового, организационного, психологического характера, среди которых значительное место призвана занять культурно-досуговая деятельность.
В течение многих десятилетий государство пыталось решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы были предприняты попытки преодолеть непрерывность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но не следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подростка в его свободное время невозможно. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно и нужно посредством создания благоприятной социально-культурной среды.
Исходя, из актуальности данной проблемы целью проекта - является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры подростков в МОУ Подсередненской СОШ.
Провести цикл мероприятий направленных на формирование нравственно-эстетической культуры у подростков.
Объектом проекта является нравственно-эстетическая культура подростков.
Предмет – процесс формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно - досуговой деятельности.
Методологическую основу проекта составили А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Л.П. Малаховская, А.П. Марков, В.С. Садовская, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, П.С. Хейфец, В.Ф. Чабанный.
Однако при всем многообразии научных публикаций, посвященных различным аспектам воспитания подростков, все они в большей или меньшей степени освещают разные стороны проблемы, но не всегда преследуют задачи ее комплексного решения.
Научная новизна: будут проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к изучению проблем применения средств КДД в воспитании и формировании культуры подростка; разработана программа формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно досуговой деятельности.
Практическая значимость проекта: данный проект по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно досуговой деятельности может быть применен в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в работе центров по социальной адаптации и реабилитации детей в различных регионах Российской Федерации.
Рабочий план-график реализации проекта
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма мероприятия |
Время проведения |
Место проведения |
Цель |
1 |
«Вперед молодежь!» |
Выезд подростковых экологических отрядов |
8.09.2013 |
Прилежащая территория леса к с.Подсереднее |
Обеспечение занятости досуга подростков |
2 |
«Кто такой культурный человек?» |
Беседа-лекция |
21.09.2013 |
Подсередненский СДК |
Обеспечение занятости досуга подростков |
3 |
«Будем здоровы!» |
Создание буклетов, рисунков, плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни |
26.09.2013 |
Фойе Подсередненского СДК |
Формирование здорового образа жизни подростков |
4 |
«Буду умирать молодым!» |
Показ видеосюжетов и социальной рекламы об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурении |
2.10.2013 |
Концертный зал Подсередненского СДК |
Формирование здорового образа жизни подростков |
5 |
«Кто из нас лидер?» |
Проведение социально-психологических тренингов, выявление и развитие организационных, лидерских творческих способностей подростка |
9.10.2013 |
МОУ Подсередненская СОШ |
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
6 |
«Люби страну свою родную!» |
Проведение круглого стола |
17.10.2013 |
МОУ Подсередненская СОШ |
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
7 |
«Новые Тимуровцы» |
Помощь пожилым людям и ветеранам |
26.10.2013 |
С. Подсереднее |
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
8 |
«Солнечные дни» |
Участие в проведении праздничных мероприятий в домах-интернатах для пожилых людей |
1.10.2013 3.11.2013 |
Подсередненский СДК, Шебекинский дом-интернат для престарелых и инвалидов |
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
9 |
«Игра в классику» |
Выезд в Белгородскую государственную филармонию |
17.11.2013 |
Концертный зал Белгородской государственной филармонии |
Музыкально-эстетическое воспитание подростков |
10 |
«Рыцарский турнир» |
Конкурсная программа |
30.11.2013 |
Спортзал МОУ Подсередненской СОШ |
Обеспечение занятости досуга, формирование здорового образа жизни |
11 |
«Я в театре» |
Лекция-беседа |
5.12.2013 |
МОУ Подсередненская СОШ |
Формирование знаний о формах этикета |
12 |
«За столом» |
Беседа-чаепитие |
14.12.2013 |
Столовая МОУ Подсереднеской СОШ |
Формирование знаний о формах этикета |
13 |
«Леди и джентльмены» |
Конкурсная программа |
18.12.2013 |
МОУ Подсередненская СОШ |
Формирование знаний о формах этикета |
14 |
«Мой домашний любимец» |
Подготовка презентаций |
21.12.2013 |
МОУ Подсередненская СОШ |
Формирование бережного отношения к природе |
15 |
«Наше село – самое чистое!» |
Изготовление социальной рекламы, изготовление буклетов, конкурс на лучшее фото и видео села |
26.12.2013 |
МОУ Подсередненская СОШ |
Формирование бережного отношения к природе |
Смета расходов на мероприятие: «Вперед молодежь!»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Грамоты |
1 |
20 |
20 |
2. |
Объявления |
3 |
5 |
15 |
3. |
Фломастеры |
1 (уп) |
30 |
30 |
4. |
Консервы |
4 |
35 |
140 |
5. |
Продуты питания |
5000 |
5000 |
|
6. |
Призы |
2 |
1200 |
2400 |
7. |
Ватман |
1 |
10 |
10 |
8. |
Рюкзаки походные |
4 |
520 |
2080 |
Итого: |
9711 |
Смета расходов на мероприятие: « Кто такой культурный человек?»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Диск для записи музыки |
1 |
25 |
25 |
2. |
Объявления |
3 |
5 |
15 |
3. |
Памятка |
15 |
10 |
150 |
Итого: |
190 |
Смета расходов на мероприятие: «Будем здоровы»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Объявление |
3 |
5 |
15 |
2. |
Ватман |
7 |
10 |
70 |
3. |
Бумага |
1( уп) |
160 |
160 |
4. |
Грамоты |
5 |
20 |
100 |
5. |
Призы |
5 |
700 |
3500 |
Итого: |
3845 |
Смета расходов на мероприятие: «Буду умирать молодым!»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Объявления |
3 |
5 |
15 |
2. |
DVD –диск для фильмов, роликов, сюжетов |
2 |
50 |
100 |
3. |
Аренда зала в ДК |
1 час |
500 |
500 |
Итого: |
615 |
Смета расходов на мероприятие: «Люби страну свою родную!»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Минеральная вода |
5 |
20 |
100 |
2. |
Стаканчики |
1(уп) |
15 |
15 |
3. |
Диск для презентаций |
1 |
20 |
20 |
Итого: |
135 |
Смета расходов на мероприятие: «Солнечные дни»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Объявления |
5 |
5 |
25 |
2. |
Диски mp3,DVD |
2 |
20 |
40 |
3. |
Аренда аппаратуры у Подсередненского СДК |
1 |
1000 |
1000 |
4. |
Аренда автобуса |
1 |
6000 |
6000 |
5. |
Питание школьников |
1500 |
1500 |
|
Итого: |
8565 |
Смета расходов на мероприятие: «Игра в классику»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Объявления |
3 |
5 |
15 |
2. |
Аренда автобуса |
1 |
4000 |
4000 |
3. |
Билет на концерт |
17 |
700 |
11900 |
4. |
Питание |
2700 |
2700 |
|
Итого: |
18615 |
Смета расходов на мероприятие: «Рыцарский турнир»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Объявления |
3 |
5 |
15 |
2. |
Грамоты |
3 |
20 |
60 |
3. |
Призы |
3 |
300 |
900 |
4. |
Диск |
1 |
25 |
25 |
Итого: |
1000 |
Смета расходов на мероприятие: «За столом»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Объявления |
3 |
5 |
15 |
2. |
Диск |
1 |
25 |
25 |
3. |
Чай |
1 |
45 |
45 |
4. |
Сахар |
1 |
30 |
30 |
5. |
Конфеты, пирожные |
1000 |
1000 |
|
Итого: |
1115 |
Смета расходов на мероприятие: «Леди и джентльмены»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
1. |
Объявления |
3 |
5 |
15 |
2. |
Грамоты |
3 |
20 |
60 |
3. |
Призы |
3 |
300 |
900 |
4. |
Диск |
1 |
25 |
25 |
Итого: |
1000 |
Смета расходов на мероприятие: «Наше село самое чистое!»
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Цена (руб) |
Общая сумма |
Объявления |
3 |
5 |
15 |
|
Грамоты |
15 |
20 |
300 |
|
Призы |
15 |
300 |
4500 |
|
Фотобумага |
20 |
45 |
900 |
|
Диски |
5 |
25 |
125 |
|
Бумага |
1(уп) |
160 |
160 |
|
Итого: |
6000 |
Общая стоимость проекта: 50791 рублей
Предполагаемые результаты проекта по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности: «Мы воспитаем культурное поколение!»
Организаторам мероприятий программы следует учитывать, что проводить работу с подростками нужно целенаправленно, давая им возможность творческого самовыражения, привлекая к здоровому образу жизни, воспитанию в себе нравственных и эстетических основ.
При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:
- увеличение подростков, занимающих активную позицию по формированию своего здорового образа жизни;
- подъем активности и целеустремленности;
- тенденцию увеличения культуры речи у подростков;
- значительное уменьшение подростков, зависящих от табака, алкоголя и наркотиков;
- привитие любви к различным видам искусств.
Также предполагается, что в ходе внедрения программы школьники станут чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Повысится интерес к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности. Таким образом, будет наблюдаться положительная динамика в формировании нравственно-эстетической культуре подростков.
14