По Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей Н.Г.Аристова отмечает, что первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи [1].
Результаты опросов показали ,что в целом по выборке 29% проживают в плохо обеспеченных семьях, 54% - в семьях среднего уровня обеспеченности и 17% - в хорошо обеспеченных [2]. Больше всего плохо обеспеченных подростков и меньше всего хорошо обеспеченных в материнских семьях, промежуточное положение занимают подростки из сводных семей и меньше всего плохо обеспеченных подростков и больше всего хорошо обеспеченных в нормативных семьях [3].
Исходя из результатов проведенного социологического исследования Гурко Т.А., можно сделать следующие выводы:
1) Сводная семья более неблагоприятна с точки зрения развития подростков по четырем из 25 измеряемых индикаторов. Неблагополучие детей из семей с отчимами установлено и в результате метаанализа американских работ. Повторный брак - это выигрыш взрослых и проблема для детей. Только спустя время, когда достигнута семейная стабильность (если она достигается), повторный брак может приниматься и детьми Некоторые дети боятся, что близкие отношения с отчимом (мачехой) означают измену по отношению к не живущему с ними биологическому родителю, они теряют надежду на то, что мать и отец опять восстановят отношения. Привыкая к определенной степени автономии в семье с одним родителем, некоторые становятся ревнивыми, потому что они вынуждены разделять родительское внимание с отчимом (мачехой). [4]
2) Семья с одним родителем, не является неблагополучной с точки зрения юношей ни по одному из измеряемых показателей. В этом типе семей лишь девушки ниже оценивают свое здоровье, они же лучше относятся к бомжам. В целом, же, вопреки стереотипу, различия между нормативными семьями и с одним родителем, с точки зрения развития личности подростков, статистически значимы лишь по 2 из 25 измеряемых переменных. Одинокие родители способны сочетать стили материнского и отцовского поведения и часто мобилизуются в связи с принятием полной ответственности за детей. Кроме того, очевидно, не все полные семьи являются благополучными.
3) В нормативных семьях нередко супружество выдвигается на первый план, а дети при этом могут оставаться без внимания, не говоря уже, например, о полных семьях алкоголиков [5].
4) Тип семей без родителей (2%) является самым неблагополучным и с точки зрения юношей, и с точки зрения девушек. Дети страдают независимо от того, лишены ли их родители прав, зарабатывают деньги в другом городе или имеют другие семьи.
5) Современные подростки из многодетных семей, в отличие от данных 1995 г., не изменились в худшую сторону. Материальное благополучие многодетных семей в среднем не отличается от других ; среди них есть и плохо, и хорошо обеспеченные [6].
Итак, на материалах исследований, проведенных в 1994 – 1995 гг. и в 2010 - 2011 гг., анализируется динамика взаимосвязей социальных и психологических характеристик развития личности подростков в различных типах семей
Таким образом, личность у подростков формируется с самого рождения. И на наш взгляд, именно семья играет очень важную роль в жизни подростков. Однако, выделенные по разным основаниям типы семей неодинаково влияют на развитие личности подростков, причем каждый из «особых» типов семьи нуждается в дальнейшем изучении. Тот факт, что вопреки устоявшемуся мнению в исследовании не обнаружено значимых отличий в личностных особенностях подростков из материнских (неполных) семей, вероятно, в первую очередь можно объяснить изменением социального «статуса» этого типа семей.
По нашему мнению, существует несколько путей решения проблемы развития личности у подростков разных типов семей:
1.Оказание материальной поддержки бедных семей с детьми вне зависимости от структуры, а адресно, по принципу нуждаемости;
2.Для многодетных семей, в первую очередь необходимы программы улучшения жилищных условий, обещания по этому поводу пока так и остались декларациями. Строить дома на бесплатной земле (которую тоже не просто получить) им не под силу.
Список использованной литературы:
1.Особенности социализации подростков в различных типах семей[Электронный ресурс]. — Режим доступа:URL: http://www.kazedu.kz/referat/48851 (дата обращения: 19.11.12).
2. Гурко ТА. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социол. исслед. - 1995. - № 10.- С.54-60.
3.Гурко Т. А. Теоретические подходы к изучению семьи. М.: Институт социологии РАН, 2010.- 234 с.
4.Гурко Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социол. исслед. -1996.- N3. - С. 99-102.
5.Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. М.: Институт социологии РАН,- 2003.- 256 с.
6.Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. – 267 с.