ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хамдамова А.Б. 1
1НОУ ВПО "Университет управления "ТИСБИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История развития любой отрасли неразрывно связана с историей развития государства. Историю развития оценки в России, как и всего рынка недвижимости, можно разделить на два этапа: оценка в дореволюционной и современной России.

В дореволюционной России оценка недвижимости проводилась для целей налогообложения. Необходимость проведения кадастровых работ в России, неотъемлемой составной частью которых являлась оценка недвижимости, возникла после отмены крепостного права в 1861г.С конца ХX века ведутся статистические исследования недвижимого имущества в отдельных губерниях России, с разделением результатов оценки земли и оценки городской недвижимости.

В современной России оценка недвижимости начала обособляться от других операций с недвижимостью вскоре после возрождения рынка недвижимости. Уже в 1992-93 гг. отдельные специалисты начали заявлять о себе как о профессиональных оценщиках недвижимости. Как правило, это было связано с прохождением подготовки на специальных курсах, организованных американскими или международными структурами, а позже и российскими организациями. А в 1993 г. создана первая общероссийская профессиональная организация оценщиков — Российское Общество Оценщиков (РОО) [1].

Основные направления деятельности саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков:

  1. Разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, правил и условий приема в члены саморегулируемой организации (СРО) оценщиков. Также саморегулируемая организация (СРО) оценщиков разрабатывает дополнительные требования, предъявляемые к порядку обеспечения имущественной ответственности ее членов при осуществлении оценочной деятельности.

  2. Представление интересов своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков.

  3. Осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) оценщиков предписаний Законов, нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.

Государственное регулирование деятельности саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Так, на данный момент, в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства, этим органом является Федеральная регистрационная служба [3].

На данном этапе оценочная деятельность в России переживает достаточно бурное и насыщенное различными событиями и новациями время.

Среди негативных тенденций, наметившихся в последнее время можно выделить следующее:

1.Отсутствие системы регулирования юридических лиц, предоставляющих оценочные услуги;

2.Устаревшие требования к профессиональному образованию оценщиков. Отсутствие системы профессиональной специализации по направлениям оценки (недвижимость, бизнес, машины и оборудование, нематериальные активы);

3.Низкая квалификация основной массы оценщиков из-за «облегченных» условий допуска к профессиональной деятельности.

4.Фрагментарность и бессистемность нормативно–методического обеспечения оценочной деятельности. Отсутствие современной системы стандартов оценки, отвечающим требованиям современного рынка.

5.Ценовая дискриминация в первую очередь при закупках услуг в рамках государственных контрактов, которая приводит либо к демпингу, либо к запредельно высоким ценам и условиям при заключении контрактов на проведение кадастровой оценки.

6.Недееспособность Национального совета по оценочной деятельности (НСОД), неспособность НСОД выполнять возложенные на него функции.

7.Декларативный характер имущественной ответственности оценщиков и саморегулируемых организаций оценщиков, при котором имущественная ответственность не выполнила функций «понуждения» к повышению качества оказываемых услуг.

8.Отсутствие до настоящего времени четкого определения (класса, подкласса и т.п.) такого вида судебной экспертизы, как стоимостная оценочная судебная экспертиза.

9.Отсутствие адекватных современных систем информационно - аналитического сопровождения оценок для целей приватизации, включая и данные об уже состоявшихся сделках, соответствующей аналитики, мониторинга рынка недвижимости для целей кадастровой оценки и т.п., информационная закрытость.

10.Складывающимся в обществе негативным отношением к оценочной деятельности, недоверием к результатам деятельности профессиональных оценщиков.

В ряде средств массовой информации появляются заведомо лживые обвинения всего оценочного сообщества в «продажности», «коррумпированности», вредности стоимостного анализа и т.п. Естественно сложившаяся ситуация в оценочной деятельности, не способствуют повышению имиджа профессионального оценочного сообщества.

Но игнорировать тот факт, что за 20 лет развития оценочной деятельности в Российской Федерации практически без какого-то либо государственного финансирования создана новая отрасль, новые рабочие места для большого числа специалистов, успешно решались, да и сейчас решаются важные общесистемные задачи – это явно сознательно искажать действительное положение дел.

Существует также проблема, касающаяся развития и улучшения качества оценочной деятельности. Нужно отметить, что только юридические лица способны выполнять большие объемы работ на должном уровне. Данные услуги являются более востребованными потребителями, поскольку, в отличие от услуг, оказываемых физическими лицами, они обладают высоким качеством и высоким уровнем ответственности оказывающих их лиц. Оценщик физическое лицо в силу ограниченности ресурсов не сможет обеспечить широкий спектр услуг и должный их уровень. Потребители разделяют подобные опасения. Как показывает международный и отечественный опыт развития оценочной деятельности, превалирующим фактором в формировании качества оценочных услуг является внедрение в деятельность стандартов качества выполняемых услуг, что может быть полноценно реализовано только юридическими лицами[2]. Из-за отсутствия отработанных механизмов регулирования (аккредитации, сертификации, стандартов оценочной деятельности, единого кодекса профессионального поведения [4]), весьма вероятно, на российском рынке активизируются иностранные представители, в результате чего позиции отечественных специалистов значительно ослабнут.

Обеспечение рынка конкурентоспособными оценочными услугами приобретает особую актуальность в свете вступления Российской Федерации в члены Всемирной Торговой Организации. Понятно, что оценщики – физические лица не смогут выдержать такой жесткой конкуренции, международные рынки им будут недоступны. Более того, их позиции и на отечественном рынке будут сведены до минимума.

Таким образом, установление субъектом оценочной деятельности физических лиц означает заведомо низкую технологичность и конкурентоспособность отечественных производителей данной услуги в сравнении с зарубежными.

Сегодня основная роль в развитии российской оценки отдана саморегулируемым организациям – профессиональным объединениям оценщиков. Профессия нуждается в авторитетных саморегулируемых организациях, способных помогать, поддерживать своих членов и обеспечивать контроль за их деятельностью, а также активно участвовать в нормотворческой деятельности. Саморегулируемые организации должны стать сильными, реально действующими, выражающими общественно значимые, а не узконаправленные интересы.

Список использованной литературы:

  1. Информационный портал «Саморегулирование» http://sroportal.ru

  2. Официальный сайт СРО оценщиков http://www.all-sro.ru

  3. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ http://www.economy.gov.ru

  4. Сайт ООО « Независимый центр оценки и экспертиз » http://ncoe.ru

Просмотров работы: 2036