ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Злая В.В. 1, Попсуевич Г.В. 1, Зеленская Е.Д. 1
1ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для современного общества начала XXI века характерны радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности, реформы социально-экономических, политических и других отношений в нашей стране, переоценка ценностей и ценностных ориентаций молодежи, изменение содержания общественного бытия и сознания. Лидерство так же старо, как человечество. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Лидерство, по всем своим намерениям и целям, есть признак номер один любых организаций. Для того чтобы существовало лидерство, необходимо наличие групп, и везде, где возникают группы, появляется лидерство [Кудряшова Е.В., 1996]. Обществу нужны компетентные и активные специалисты, способные самостоятельно принять решения, готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие четко определять цели своей деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, анализировать ход и результаты, преодолевать трудности, а также умеющие правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, то есть проявлять лидерские качества, что и определило актуальность исследования.

Объектом исследования явились студенты специальности «сестринское дело» Краснодарского краевого базового медицинского колледжа.

Предмет исследования: влияние личностных особенностей на проявление и развитие лидерских качеств в учебном коллективе. Особая роль в решении этих задач отводится образованию, общенациональные интересы которого отражены в концепции его модернизации и связаны с возрастанием роли человеческого фактора, раскрытием потенциальных возможностей личности. Одним из факторов, оказывающих влияние на формирование лидерских качеств, являются личностные особенности студентов.

Таким образом, цель исследования- рассмотрение особенностей влияния личностных качеств студентов на процесс формирования лидерских качеств. На основании данной цели были сформулированы конкретные задачи исследования:

а) рассмотреть содержание и понятие лидерства,

б) определить основные личностные характеристики лидера,

в) рассмотреть педагогические условия формирования и развития лидерских качеств на занятиях.

1. Лидерство как социально-психологический феномен

1.1. Анализ научно-психологической литературы по исследуемому вопросу

Феномен лидерства рассматривается с различных сторон, многие исследователи работали над определением понятия лидерства и пытались выделить характерные психологические особенности лидера.

Д. Майерс предлагает несколько определений лидерства: во-первых – это процесс, по средствам которого определённые члены групп мотивируют и ведут за собой группу;

Во-вторых - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей [Майерс Д., 2002, С. 394]. В.Г.Крысько определяет лидерство как социально-психологический процесс, в ходе которого один член группы, общества, общности (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели. Лидер по его мнению - это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности. Г.М. Андреева выделила и описала три основных теоретических подхода в понимании лидерства: 1) «Теория черт»; 2) «Ситуационную теорию лидерства»;

3) «Системную теорию лидерства» [Андреева Г.М., 1998].

«Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией» от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалось как нечто, снизошедшее на человека). Исходит из положений немецкой психологии конца девятнадцатого-начала двадцатого века и концентрирует своё внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных личностных черт. В 1940г. К.Бэрд составил список черт, присущих лидеру. Среди них были названы: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие. Позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие.

По мнению В.Г.Крысько, лидер является порождением структуры взаимоотношений данной конкретной общности, группы, общества в целом. За ним признается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке новых различных ситуациях и обстоятельств.

В.Г.Крысько выделил несколько характеристик лидерства:

- мотивация к лидерству -лидер хочет вести людей за собой и влиять на окружающих;

- когнитивные способности-лидеры могут обрабатывать и интегрировать большой объём информации;

- приспособляемость- лидеры могут адаптироваться к потребностям своих последователей и к изменяющимся требованиям ситуации. [Крысько В.Г., 2001, С.200]

Д. Майерс, в свою очередь, выделил два типа лидеров:

- целевой, организующий работу, устанавливающих стандарты и сосредоточенного на достижении цели;

- социальный, сплачивающий команды, улаживающий конфликты и оказывающий поддержку.

По мнению А.Р. Фонарёва, «структура профессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они изменяются с личностным ростом специалиста, развитие личности стимулирует развитие профессиональной деятельности, а ее новый качественный уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному росту» [Фонарёв, А.Р. 1997] Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- в процессе обучения, ориентируясь на получившие определенное развитие задатки, целесообразно формировать новые психические качества

- личностный рост возможен при условии ориентации на успешную профессиональную деятельность, т.е. предполагает развитие сильной профессиональной мотивации.

Если личностный рост стимулирует развитие профессиональной деятельности, то в системе обучения необходимо создать условия для этого роста. Проблема специальной профессиональной подготовки лидеров относительно новая и малоизученная, но в психолого-педагогической теории и практике существуют возможности для проектирования педагогической системы, нацеленной на развитие способностей к лидерству.

Сегодня признается, что концептуальной основой процесса развития лидерских качеств является практикующее (опытное) учение, исходящее из предположения, что умения в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике [Рудестам, К, 1990].

2. Организация и проведение исследования особенностей формирования лидерских качеств у студентов медицинских специальностей

2.1. Характеристика психодиагностических методик исследования формально-динамических свойств лидеров.

Для выявления лидеров из числа испытуемых была применена социометрическая методика в несколько измененном варианте. Студентам предлагалось ответить на вопросы следующего характера: «С кем их однокурсников тебе приятнее всего общаться?» и «Кого из однокурсников ты считаешь лидером?»

С помощью опросника формально-динамческих свойств личности В.М. Русалова, стали видны психофизиологические различия студентов лидеров. Опросник состоит из 12 шкал, включая контрольную. Шкалы имеют следующие названия: ЭРМ (эргичность моторная)-позволяет определить психомоторные возможности испытуемого; ЭРИ (эргичность интеллектуальная)-интеллектуальные возможности; ЭРК (эргичность коммуникативная)-потребность в общении, ПМ (пластичность моторная)-способность переключаться одного вида деятельности на другой; ПИ (пластичность интеллектуальная)-гибкость мышления; ПК (пластичность коммуникативная)-готовность ко вступлению в новые контакты; СМ (скорость моторная)-скорость моторно-двигательных операций; СИ (скорость интеллектуальная)-скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности; СК (скорость коммуникативная)-речевая активность и скорость вербализации; ЭМ (эмоциональность моторная)-чувствительность к неудачам в ручном труде; ЭИ (эмоциональность интеллектуальная )- эмоциональность в переживании интеллектуальных неудач; ЭК )эмоциональность коммуникативная) - чувствительность в случае неудач в общении.

Для психодиагности основных личностных свойств студентов предназначен вариант многофакторного опросника Р.Кеттелла, в адаптации Панасюка. Тест состоит из 142 вопросов, направленных на оценку выраженности следующих факторов личности:

  • Общительность (А);

  • Искренность (В);

  • Эмоциональная устойчивость (С);

  • Доминирование (Е);

  • Активность (F);

  • Ответственность ( G);

  • Социальная зрелость ( H);

  • Чувствительность (I);

  • Коллективизм (J);

  • Тревожность (O);

  • Групповая зависимость (Q2);

  • Уровень самоконтроля(Q3);

  • Напряженность (Q4) [Елисеев О.П., 2007;Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии, 2002].

2.2. Характеристика респондентов, принявших участие в исследовании

В качестве респондентов в исследовании приняли участие студенты ККБМК специальности «сестринское дело» групп Б и В 3 курс, и групп Г и Е 4 курс, и студенты ОЗО 4 курс группы В и Г в количестве 100 человек. Из них 95 девушек и 5 юношей.

3. Анализ результатов, проведённого эмпирического исследования

В результате проведённого исследования с помощью методики «Социометрия» из общего количества респондентов было выделено 14 лидеров, из них 6 человек являются формальными лидерами. Эти 14 респондентов приняли участие в дальнейшем исследовании с помощью методики Р. Кеттела «Многофакторное исследование основных свойств личности» и по методике ОФДСИ В.М. Русалова . По данными полученным с помощью многофакторного опросника Кеттела получены следующие данные:

-эмоциональные и деловые лидеры общительны, готовы к сотрудничеству, активны в устранении конфликтов. (Фактор А)-72% респондентов.

Респонденты демонстрируют высокие показатели по фактору F -63%, что значит, что они импульсивны и активны. - У всех лидеров явно выражены низкие показатели по фактору J. Из чего следует, что эти студенты демонстрируют низкий коллективизм и стремление выделиться. Все лидеры отличаются высокой эмоциональной напряженностью, повышенной мотивацией, беспокойством, взвинченностью и раздражительностью (Фактор Q4). (Примечание: факторы по опроснику Р. Кеттела. – А-общительность, В- искренность, С- эмоциональная устойчивость, D- эмоциональная возбудимость, E -доминирование, F -активность, G-ответственность, H-социальная зрелость, I-чувствительность, J-коллективизм, О - тревожность, Q2-групповая зависимость, Q3-уровень самоконтроля, Q4- напряженность.

По результатам ОФДСИ Русалова эмоциональные лидеры опережают сверстников в интеллектуальной сфере, демонстрируют хорошие способности к обучению, а также подвижны, активны и работоспособны в психомоторном плане. Характерными личностными особенностями лидеров, принявших участие в исследовании, являются также способность к быстрой вербализации высокая скорость речевой активности и быстрая переключаемость в различных видах деятельности. Так как большинство выявленных лидеров женского пола, то они демонстрируют высокие показатели моторной эмоциональности и коммуникативной эмоциональности, то есть эти девушки имеют высокую потребность в установлении социальных контактов и достаточно чувствительны к неудачам в общении. Достаточно высокие интеллектуальные возможности влияют на такие качества как уровень самоконтроля, самостоятельность и стремление доминировать. Стремление работать в коллективе связано с быстротой вербализации и высокой речевой активностью. Таким образом, студенты лидеры хорошо адаптированы, эмоционально устойчивы, ответственны, ориентированы на реальность, у них преобладает спокойное настроение, они активны, коммуникативны, стремятся к познанию, любят эмоциональный комфорт, чувствительны в случае неудач в общении. Полученные результаты и сделанные выводы являются репрезентативными только относительно данной выборки респондентов.

Заключение

Эмпирическое исследование формирования лидерских качеств студентов медицинского колледжа выявило наличие малоизученных аспектов, как в теоретическом, так и в экспериментальном изучении данной проблематики. На основе проведённого анализа научной литературы мы понимаем формирование в воспитательно-образовательном процессе готовности будущих мед. работников к лидерству как целенаправленный педагогический процесс, в ходе и результате которого:

- создается устойчивая положительная мотивация развития лидерских качеств личности ;

- приобретаются и применяются знания о профессионально значимых лидерских качествах;

- происходит соотнесение личностных качеств и требований к будущей профессиональной деятельности.

Выбор методов обучения в существующей профессиональной школе многообразен. Методы обучения, как известно, используются с учетом требований, которые предъявляются к выпускнику т.е. исходя из модели специалиста. В процессе обучения используются как традиционные методы (лекции, семинары), так и активные, причем доля последних в учебном процессе постоянно возрастает. Среди активных методов обучения важное место занимают деловые игры, учения, групповые упражнения, тренинги. Они позволяют интенсифицировать процесс обучения, максимально подчинить его целям повышения профессионального мастерства, стимулировать активную познавательную деятельность слушателей, в частности самопознание. Процесс развития лидерских качеств будущих медицинских работников представляется возможным при условии создания системы учебно-практических ситуаций, нацеленных на развитие у них способности самостоятельно осваивать новый опыт, анализировать свою деятельность, принимать решения, приближенные к реальной профессиональной деятельности. Все это можно реализовать в процессе применения активных личностно-ориентированных форм обучения.

В настоящем исследовании показано, что развитие лидерских качеств во многом зависит от личностных качеств студентов. Лидерская устремлённость способствует самореализации, самовыражению в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия человека с другими людьми. Обладая творческим потенциалом и сильным характером, человек-лидер постоянно находится в поиске интересных дел, увлекательных событий, которые преобразуют окружающую действительность. Он не останавливается на достигнутом; подчиняя свою и чужую волю, добивается поставленной цели. Он интересен, неповторим, увлекателен. Нестандартность мышления и жажда нового являются самыми продуктивными качествами творческой личности. И, как свидетельствует жизнь, лидерский склад ума приносит плоды, как в будущем, так и в настоящем. Способность увлечь за собой сверстников в группе или вне её чаще предвосхищает успехи во взрослой жизни. Студенты-лидеры наиболее инициативны, они первыми начинают выполнять задание, уверены в себе, много улыбаются, выглядят довольными собой, им всё интересно. Таким образом, уверенность в себе, инициативность, разносторонний интерес - это те интегративные качества, которые определяют самоценную активность человека и характеризуют его способность преодолевать преграды, отыскивать новые пути, проявлять не только индивидуальное творчество, но и объединять других людей в решении творческих задач.

Список литературы:

Александрова М.А. Функциональное значение успеха личности. Ростов/н/Д. 2005. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. Аргайл М. Психология счастья. СПб., 2003. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. 1999. № 4. С.52 -57. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1984. Т.4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., - Воронеж, 2003. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб, 2007. Крысько В.Г. Психология и педагогика схемы и комментарии. М., 2001. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. Менегетти А. Психология лидера. М., 2002. Митина Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. Учебное пособие / под ред. Л.М. Митиной. М., 2005. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М., 1999. Немов Р.С. Практическая психология: познание себя. Влияние на людей. М., 1998. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова и С.А. Маничева. СПб, 2002. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998. Фонарёв А.П. Нахождение смысла жизни в условиях социальной нестабильности // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. "Фундаментальные науки и практика" материалы Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.
Просмотров работы: 5947