ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бабичева А.В. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1ГБОУ ВПО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня молодежь находится в центре внимания во многих аспектах, образование, молодежная культура, молодежная политика, молодежь и спорт, молодежь и наука, молодежь и субкультуры, но очень часто забывается, что помимо всего этого молодежи необходимо прививать культуру поведения. Не зависимо от того, каких успехов добьется человек в жизни, ему необходимо быть культурным. Молодежь - самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества. Именно она уже через несколько лет превратится в основную часть нашего общества - займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир.

Хотим отметить, что имея на сегодняшний день молодежь с высоконравственным уровнем культуры, мы заботимся о будущем нашей страны.

Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что современная молодежь - явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух во многом противоречивых эпох – советской, и сегодняшней, российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных принципов.

Проблема исследования - заключается в не эффективном использовании современных технологий учреждениями культуры, а так же в неосуществлении комплексного подхода в воспитании культуры поведения у молодежи.

Степень научной разработанности - изучение научной литературы по разрабатываемой тематике позволяет сделать вывод о том, что проблеме формирования культуры молодежи уделяется достаточное внимание. Среди авторов, в чьих трудах затрагивались вопросы культуры поведения молодежи, можно назвать Арнольдова А.И., Григорьеву Е.И., Киселеву Т.Г., и других.

Значительное место в контексте нашего исследования занимают работы ученых, отражающие роль культурно-досуговой деятельности в воспитании культуры молодежи. Над этими проблемами работали следующие авторы: Григорьева Е.И., Зуева Г., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Рудина Е., Солодовникова Н. и другие.

В исследованиях современных ученых отмечается ориентация молодежи на пассивные виды досуговой деятельности, популярность досуговых форм потребительского характера, который соседствует с проявлениями девиации и деликвентности. Бестужев-Лада, И.В. отмечает, что многие молодые люди не умеют занять себя. Старые традиции исчезли, новые не появились, образовался опасный «досуговый вакуум».

Сегодня в представлении большинства молодежи культура рассматривается как способ проведения досуга, к сожалению, далеко не всегда содержательного и культуроформирующего. Потребление «культурного» суррогата вместо настоящего культурного продукта ведет к отторжению подлинного искусства. Тем более что приобщение к лучшим образцам отечественной и мировой культуры - это душевный труд, самосовершенствование. В этой связи в современных исследованиях отмечена проблема сохранения, развития досуговых учреждений - государственных, ведомственных, прочих, привлечения к занятиям в них молодежи сегодня актуальна как никогда, считает Донской, В. Г.

Теме молодежи уделяется большое внимание, важное место в которой занимает культура поведения, что является основой для формирования личности и формированию нравственности. Особую роль в формировании культуры поведения выполняют учреждения культуры. Эти вопросы являются предметом научного интереса Азаровой Р. Н., Жарковой Л.С., Иконниковой С.Н. и других.

Проблема недостаточного внимания к поведенческой характеристики молодежи, учреждениями культуры, существует, но мы видим, что эти вопросы затрагиваются, разрабатываются пути изменения сложившейся ситуации.

Объект исследования - культура поведения современной молодежи.

Предмет исследования - процесс использования средств культурно-досуговой деятельности в воспитании культуры молодежи.

Цель исследования – выявить роль влияния деятельности современного учреждения культуры по формированию ценностей поведенческой культуры современной молодежи (на примере ШМУ ДК).

Задачи исследования:

  • выявить сущность понятия «культура поведения»;

  • определить специфику культуры поведения у современной молодежи;

  • изучить роль культурно-досуговой деятельности в воспитании культуры поведения молодежи;

  • проанализировать деятельность учреждений культуры по формированию культуры поведения современной молодёжи.

Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были проанализирован следующий комплекс методов:функциональный подход, синтез, анализ литературы по проблеме исследования, анализ плана МДК.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1 Понятие культуры поведения и её сущность

Культура всегда и при всех обстоятельствах остается фундаментальной основой общественного развития, одним из эффективных средств формирования становления человека. В рамках курсовой работы используются понятие «культурное поведение», нельзя характеризовать это понятие не раскрыв сущность термина « культура».

На сегодняшний день существует около 700 понятий «культура», наиболее известные и чаще используемые из которых приведены ниже. Самое употребляемое понятие культуры (лат. cultura, от основы colere — возделывать) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие [13]. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение культуры – это первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия») [17]. В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов [14]. В понимании Тейлора, культура - это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т.п. [16]. Тейлор отмечал, что в культуре много не только общечеловеческого, но и специфического для отдельных народов. Понимая, что развитие культуры - это не только ее внутренняя эволюция, но и результат исторических воздействий и заимствований, Тейлор подчеркивал, что культурное развитие совершается не прямолинейно. Однако, как эволюционист, он основное внимание сосредоточил на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества. Вместе с тем им не отрицалась возможность регресса, попятного движения, культурной деградации. Существенно, что взаимоотношение культурного прогресса и регресса Тейлор решает как преобладание первого над вторым. Теория единой линейной эволюции Тейлора была подвергнута критике в конце XIX в., с одной стороны, неокантианцами и М.Вебером, с другой стороны, представителями «философии жизни» - О. Шпенглером и А. Тойнби. Также мы хотим дать определение понятия культуры Советским Энциклопедическим словарем. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях

В повседневной бытовой практике под культурой понимается: возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» ;воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение»; искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры».

Хотим отметить, термин культура широко используется в гуманитарном дискурсе, чем обусловлено его массовое проникновение в повседневную жизнь через СМИ и другие средства коммуникации — субкультура, культурные ценности, поп-культура, псевдо  культура, культурологи, инкультурация. Культура в этом обычаи, традиции, то есть все то, что направлено на сохранение и развитие личности и общества в целом, на создание материальных и духовных условий жизни, благоприятных для человека и его окружения. Часто термином «культура» характеризуется определённая историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т. п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура.

Мы считаем, что основой всякой культуры является уважение к личности человека. Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и, главное, высокую доброжелательность. Успех в любом деле немыслим без соблюдения правил вербального этикета. Основой культуры общения - является гуманное отношение человека к человеку, соотнесенность, сопоставление наших индивидуальных ролей с миром «вечных», основополагающих духовных, нравственных ценностей, а не только с теми, которые приняты «у нас во дворе» или «у нас в компании».

На наш взгляд важным является то, что необходимо работать над культурой речи, которая определяет уровень образованности человека. Характер разговора определяют не только лексический запас и грамматическая структура речи, важен тон разговора, интонация, ведь порой не только сами слова, но и интонация, которой они связаны, обижают и оскорбляют окружающих.

Люди должны усвоить, понять и, главное, выполнять «заповеди» общения в коллективе:

  • быть вежливыми;

  • выдержанными;

  • справедливыми;

  • не унижать чужого достоинства;

  • не использовать чужих неудач для собственной выгоды.

В результате чего в человеке складывается или уже сложилось представление о том, каким он хочет быть, кем он хочет стать, к какой цели стремится. На основе своего жизненного опыта он создает для себя некий идеальный образ личности и при таком критическом самоанализе рано или поздно поймет, что и ему необходимо совершенствовать свои манеры в общении с окружающими.

Культурный уровень общества, как утверждает А.И. Арнольдов, неотделим от творческой деятельности человека, характеризующего степень освоения им духовных ценностей [3].

Руководствуясь пособием А.И.Арнольдова «Общество и культура: современный портрет» культуре поведения можно дать своеобразную трехчленную характеристику:

  • она отражает жизненные реалии;

  • объясняет эти жизненные процессы;

  • оценивает жизнь во всех ее коллизиях.

Культура поведения – это поведение человека в соответствии с теми норм амии и правилами, которые выработало и придерживается данное общество. В понятие культура поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращение к окружающим, которые как бы подсказывают, как правильно и красиво вести себя в обществе, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, понимать, что прилично делать в данной обстановке, культура быта.

Культура поведения  это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Сущность человека, особенности его характера, темперамента, потребности, взгляды, вкусы, желания проявляются в поведении. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. Поведение бывает, условно говоря, двух видов: вербальное и реальное.

«Вербальное поведение»  наши высказывания, мнения, суждения. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным нередко в минуту раздражения, усталости или просто походя  в автобусной давке, в очереди, в магазине.

«Реальное поведение»  это наши практические действия и поступки. В своем поведении мы обычно ориентируемся на определенные правила, руководствуемся теми или иными нравственными принципами, которым подчиняем свои стремления и поступки. Однако не всегда знание нравственных норм, принятых в данном обществе, соответствует поведению человека. Нередки случаи, когда люди знают моральные нормы, но не следуют им в своем поведении. Итак, наше поведение обусловлено теми нравственными нормами и принципами, которые регулируют отношения людей в обществе».

В ходе работы мы вводим термин «поведенческая характеристика». Поведенческая характеристика дает полную оценку культуре поведения человека, она определяет его культурный уровень, воспитанность, умение вести себя в обществе. Поведенческая характеристика определяет высоконравственный уровень культуры поведения человека. В нашей работе мы будем давать поведенческую характеристику современной молодежи.

Для того чтоб быть развитым, грамотным молодым человеком необходимо знать основные составляющие культуры поведения: культура общения, культура речи, речевой этикет, культура деятельности. Обладая основными правилами культуры поведения, молодой человек сможет грамотно излагать свои мысли, легко входить в контакт с малознакомыми людьми, умело и вежливо выходить из затруднительных ситуаций.

Среди современной молодежи встречается хамское поведение, невоспитанность, отсутствие нравственности и уважения к старшему поколению. Культура поведения молодежи находится на низком уровне, молодые люди не желают развиваться этически. Молодежь сегодняшнего дня имеет свою специфику в поведении, общении, это обусловлено ритмом жизни, сферой общения. Отличительной чертой современной молодежи, несомненно, является её динамичность, мобильность, порой молодому человеку не хватает время на обдумывание осмысление своего поведения.

1.2Специфика культуры поведения у современной молодежи

Рассматривая отличительные черты культуры поведения молодежи, следует обозначить молодежь как социальную группу и дать ей определение.

Молодежь – совокупность молодых людей; поколений людей, являющихся в данное время молодыми [12]. Молодежь в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функции в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. В настоящее время по поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определение границ молодежного общества учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодежь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная группа молодежи определяется между 14-20, а верхняя - между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодежи, как например ученых (до 33-35 лет). Молодежь как социально - демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои:

  • по возрасту (подростки, юношество);

  • по полу;

  • по видам деятельности (учащиеся, работающие);

  • по месту жительства (городская, сельская) и многое другое [19].

Характеристика молодежи достаточно широко изучена в отечественной и зарубежной литературе. Молодежь – эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и под­вижна. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду.

Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Чтобы утвер­дить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различным «неформальным» организованным методам сопро­тивления

В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понима­ние, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нра­вами взрослых, с которыми они часто бывают, не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни против такого «непризнания».

Тем не менее, некоторые, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением. Молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно, прежде всего, эмоционально - чувственное отношение к культуре в целом и художественной в частности. Молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, когда он как бы идентифицирует себя с героями произведений, переносит на самого себя события, происходящие с ним, наяву переживает иллюзорную жизнь созданных воображением автора персонажей. Молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках.

Возраст молодежи - это самый трудный и сложный возраст, представляющий собой период становления личности. вместе с тем это самый ответственный период поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых, личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах:

  • наглядно  действенном;

  • наглядно  образном;

  • словесно  логическом.

Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность. У подростков они уже функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности, причем с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми людей.

Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, группирования со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатываются самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Для подросткового возраста увлечения составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды:

  • интеллектуально-эстетические увлечения;

  • накопительные увлечения;

  • эксцентрические.

Главными личностными чертами являются следующие:

  • непримиримость к злу, с одной стороны, сочетаются с неумением разобраться в сложных явлениях с другой;

  • подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают;

  • подростку хочется быть личностью. Совершать что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличие потребностей к действию желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться;

  • у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множество и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несамостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, за которой скрывается беспомощность;

  • в подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чувствительным, и прикрывается грубостью.

Подростковый возраст – это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

Сейчас молодое поколение имеет не достаточно правильное представление о культуре поведения. Мировоззренческие взгляды стали свободными, социальные ориентиры изменены. Оказало влияние на это и положение страны на сегодняшний день. Системный кризис в российском обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, нацио­нальных и так называемых западных ценностей не могла не повлиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый харак­тер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних про­цессов. С одной стороны, закономерных, связанных со станов­лением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса тотального характера.

Изучение ценностных ориентаций молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адап­тации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальнос­тью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения.

При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов преемствен­ности и изменчивости. Динамику ценностных ориентаций в таком случае можно представить такими типами:

  • сохранение старой системы ценностей субъектом, не­смотря на происходящие в обществе перемены;

  • расстройство индивидуальной ценностной системы, со­стояние индивидуального ценностного вакуума, состо­яние отчуждения, по определению Э. Дюркгейма  аномии;

  • развитие  изменения в ценностной  ориентационной сис­теме личности, когда обогащается внутреннее содер­жание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной среде.

Сложность ситуации усугубляется тем, что массовая культура строится совершенно по иным законам, нежели традиционная про­светительская культура. Массовая культура игнорирует эстетичес­кую дистанцию между художественным текстом и потребителем, она базируется на универсальных психологических, даже психо­физиологических механизмах восприятия, которые активизируют­ся независимо от образования и степени подготовленности ауди­тории. На материале массовой культуры не работает знаменитый тезис «чтобы по-настоящему наслаждаться искусством, нужно быть художественно образованным человеком». Для того, чтобы наслаж­даться массовым искусством, лучше быть художественно необра­зованным человеком. Художественная образованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращен­ная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных знаний, — наоборот, знания ме­шают восприятию произведений массовой культуры.

Сегодня молодое поколение очень часто забывает о своем поведение в общественных местах, не думает, что говорит в присутствие старшего поколения. Проблема повышения уровня молодежной поведенческой культуры поднимается на уровне теории и практики деятельности всех социально-культурных институтах. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в средствах массовой информации, материалах научных конференций. Например, эта проблема является объектом внимания ректора Смоленского университета Виктора Петрова. Автор утверждает, что ситуация год от года усугубляется. Говорит о процветании в молодежной среде бескультурья и откровенного хамства. «Ненормативная лексика стала нормой в общении даже среди девушек» [11, с. 44]. Петров считает, что большое влияние оказывает современное, безумное телевидение и кино. Сложившуюся ситуацию лоббируют средства массовой информации. Некоторые передачи не отличаются не только культурой речи, но и культурой поведения. Телевидение требует контроля, комплексного подхода в создании программы. Автор считает, что эту проблему необходимо решать. Иначе мы потеряем не одно поколение.

В результате можно сделать следующий вывод. Молодой человек, обладающий творческой и интеллектуальной индивидуальностью, высоким уровнем культуры, моральных и нравственных норм становится способным к совершенствованию себя и внешнего мира. Все сказанное выше об этической культуре подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования и значении в социальном применении человеком.

1.3 Роль культурно досуговой деятельности в воспитании культуры поведения молодежи

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере культурной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие неформального молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Использование свободного времени молодежью является своеобразным показателем его культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его свободным и добровольным выбором его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурного становления индивидуальности и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали привычным образом жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

  • необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

  • источник творческого преобразования индивида в личность;

  • форму передачи знаний и социального опыта;

  • исходный пункт самосознания личности;

  • регулятор поведения людей в обществе;

  • самостоятельный вид деятельности.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер. Мы с уверенностью можем сказать, что панические воскли­цания об упадке уровня культуры поведения молодежи, вызваны способами ее воспитания и приобщения к этическим нормам. Винить же в создавшемся положе­нии с поведением молодежи нужно не молодых людей, а руководителей культуры, общеобразовательных учреждений и общественность, которые допускают существование воспитательной продукции ниже среднего уровня, которая способствует возникновению среди молодежи недопустимого поведения и уровня культуры.

Конечно же, при решении проблемы культурного поведения молодежи, его качественного уровня, нужно усиливать роль этического воспи­тания, но самое главное – решать задачи воспитательного развлечения. Ведь развлекая можно не только отвлекать, но и обу­чать и развивать личность, идейно, нравственно и этически воспитывать аудиторию. Необходимо сделать развлечение позитив­ной ценностью, источником общественного богатства. В рамках художественной культуры необходимо формировать национальное самосознание. Необходима «социо­логическая пропаганда», ориентированная на образ жизни, то есть одновременная реклама вещей, обычаев, привычек и соответству­ющих им идей и представлений, нравственности. Эта задача не может быть решена одномоментно, но, если мы хотим в будущем иметь великую на­цию, приступать к решению нужно сейчас.

ГЛАВА. II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

2.1 Технология деятельности учреждения культуры по формированию ценностей поведенческой культуры на примере ШМБУ «МДК»

Рассмотрев теоретические основы культурного поведения современной молодежи, мы сделаем анализ технологии деятельности Шебекинского Муниципального Бюджетного Учреждения Модельного Дворца Культуры по формированию ценностей поведенческой культуры молодежи. Для полного представления о деятельности МДК мы хотим ознакомить вас с его историей и достижениями. Шебекинский Модельный Дворец Культуры, которым в настоящее время руководит А.Г. Прокопчук, ДК был построен в 1957 году и стал первым в Белгородской области. В 2002-2003 гг. была проведена его капитальная реконструкция. В Шебекинском муниципальном учреждении «Дворец культуры» проводится большая кропотливая работа по сохранению и развитию самодеятельного художественного творчества. Сегодня в 46 творческих формированиях занимаются 723 участника. Внедряя новые технологии, программы и формы работы с населением, МДК стал центром массовой общедоступной досуговой деятельности. Большой популярностью пользуется, действующий при МДК диско-зал, где проходят молодежные дискотеки и вечера отдыха. В 2004 году Шебекинский МДК стал лучшим среди Домов культуры области. На базе МДК активно развивают свою деятельность коллективы.

Стены Дворца культуры никогда не бывают пустыми, что может сказать о заинтересованности людей в культурном и творческом развитие.

В 2011 году деятельность ШМБУ «МДК» была направлена на реализацию районных программ:

  • муниципальная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства городского поселения «город Шебекино» Муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области» на 2009 – 2014 годы;

  • районная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2010 – 2013»;

  • районная целевая программа «Молодежь Шебекинского края» на 2010 – 2013 годы»;

  • районная программа «Основы духовно-нравственного воспитания населения Шебекинского района»;

  • районная программа «Патриотическое воспитание граждан Шебекинского района и города Шебекино»;

  • районная комплексная целевая программа «Женщины Белгородчины»;

  • районная комплексная целевая программа «Дети Белгородчины»;

Задачами деятельности Дворца культуры являются:

  • создание в городском поселении "Город Шебекино" культурной среды для воспитания и развития личности, формирования у жителей позитивных ценностных установок;

  • культурнопросветительская деятельность, направленная на удовлетворение духовных, культурных потребностей каждого члена общества;

  • организация и проведение городских фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и ярмарок декоративно-прикладного творчества и других форм показа результатов творческой деятельности населения городского поселения "Город Шебекино";

  • проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с традициями Белгородской области, Шебекинского района и городского поселения "Город Шебекино";

  • создание и организация работы творческих коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, любительских объединений и клубов по культурно-познавательным, культурно-бытовым, коллекционно  собирательским и иным интересам, других клубных формирований;

  • проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих встреч, других форм просветительской деятельности;

  • проведение фольклорно-этнографических экспедиций с последующей расшифровкой и фиксацией на различных носителях образцов народного творчества;

  • повышение квалификации специалистов по предмету ведения через систему постоянно действующих семинаров, творческих лабораторий, мастер- классов и др.

Решение этих задач будет реализовано через:

  • проведение мероприятий посвященных государственным и профессиональным праздникам;

  • проведение адресных мероприятий и тематических программ для всех категорий населения;

  • участие в Днях культуры Шебекинского района, юбилейных мероприятиях города и района, праздниках работников культуры;

  • развитие любительского творчества, проведение выставок, творческих отчетов коллективов, участие в районных, областных, международных конкурсах, смотрах, фестивалях.

В течение прошедшего года Дворцом культуры было проведено 891 мероприятия для всех аудиторий и различной тематики. Мероприятия охватывали все виды деятельности и потребности зрителей и участников. Деятельность дворца культуры работает со всеми возрастными группами, организовывает досуг как младших, подростковых, так и старших. Работа со старшими и младшими группами в основном просветительного или развлекательного характера, но для молодежи большое внимание уделяется воспитательной работе. Для молодежи и с ее участием в 2011 году проведено 174 мероприятия, так же молодые люди принимали участие в мероприятиях для смешанной аудитории. Процент мероприятий для молодых людей составляет 25,2 процента. Формы работы различны: театрализованное представление, тематические дискотеки, конкурсные программы, исторические часы, литературные прогулки, православные беседы, интеллектуальные программы, литературные вечера, диспуты и политические турниры, познавательные игровые программы, патриотический час. Внимание уделяется всем направлениям, проводятся мероприятия направленные на культуру поведения молодежи. Устный журнал «Моя речь - моё зеркало», Театрализованное представление, посвященное Дню славянской письменности и культуре «Сказания об азбуке», познавательно – игровая программа «Этикет и мы».

Проанализировав деятельность Шебекинского ДК, мы можем сказать, что молодежи уделяется достаточное внимания по организации ее досуга, их потребительские желания получают полное удовлетворение. Проведение тематических дискотек, по нашему мнению, позволяет молодым людям отдыхать и получать информацию одновременно. Шебекинский ДК активно сотрудничает с отделом молодежи, а тот в свое время непосредственно общается с молодежью, таким образом, работники ДК имеют полное представления о культурных потребностях молодых людей города Шебекино. Мероприятия, проводимые Дворцом Культуры, являются популярными среди Шебекинской молодежи. Формы работы разнообразны, что позволяет привлекать молодежь в учреждение культуры. Молодежь активно принимает участие в концертах, студенческих конкурсах, залы полные, и на мероприятиях царит дружеская теплая атмосфера. Все мероприятия проводятся с целью воспитания культурной, всестороннеразвитой молодежи, для ориентации её жизненных ценностей. Конечно, проблеме по формированию ценностей поведенческой культуры внимание уделяется, но шебекинская молодежь не отличается высоким уровнем культуры поведения, ценностные ориентиры не достаточно сформированы. Мы считаем, что мероприятий, по данной проблеме проводится недостаточно, необходимо уделять больше внимания этой проблеме. Увеличение количества мероприятий будут способствовать повышению уровня культуры поведения среди молодежи города Шебекино.

2.2Особенности деятельности учреждения культуры по формированию ценностей поведенческой культуры молодежи

на примере ШМБУ «МДК»

Мы рассмотрели, что в Шебекинском МДК проводится работа, направленная на формирование ценностей поведенческой культуры. Мы хотим осветить вопрос, который касается особенностей деятельности Шебекинского ДК. Особенности своей работы специалисты выбирают сами, ориентируясь на аудиторию и их потребности. От правильно сделанного выбора зависит эффективность работы и качество восприятия аудиторией материала.

Дворец Культуры располагает огромным арсеналом средств воспитательно-эмоционального воздействия на молодежь, имеющих общечеловеческий характер. Работникам ДК трудно добиться гармонии в использовании выразительных средств, к которым относятся: печатная, наглядная инфор­мация, профессиональное и самодеятельное искусство, ра­диовещание и телевидение, технические средства. Каждое из этих средств обладает огромными возможностями воздействия на молодежь. Мы считаем, что работа с этой возрастной группой является самой ответственной. Именно в этом возрасте происходит период становления личности, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу именно в учреждении культуры формируется основная часть этического поведения молодежи. От того, какое влияние на молодого человека окажет работа специалиста культуры, во многом будет зависеть его положение в обществе, его нравственное воспитание, отношение окружающим.

Специалисты Шебекинского МДК подходят к работе с молодежью с творческими разработками, они стараются совмещать интеллектуальную, воспитательную, просветительную, развлекательную формы работы. Молодежь города Шебекино принимает активное участие во всех предложенных МДК мероприятиях. Многие открывают свои таланты именно на таких организационных моментах, создавая совместное дело в стенах ДК они приобретают «привычку» говорить культурно, уважать мнения окружающих. Шебекинский Дворец Культуры всегда открыт для всех желающих, он является востребованным, с каждым годом репертуар увеличивается, расширяются формы и методы работы. В теплое время года специалисты МДК проводят достаточное количество концертов, театрализованных представлений, организовывают выступления местных музыкальных групп на открытых площадках, для привлечения большей аудитории. Основными концертными площадками для проведения концертов в городе Шебекино являются: площадь им. Ленина; площадь перед Дворцом Культуры; площадь перед кинотеатром «Космос»; центральный городской пляж.

Летом диско-зал Шебекинского МДК не проводит дискотеки, поэтому для молодежи организовываются тематические концерты. Часто молодежные музыкальные группы сами являются инициаторами выступлений, работники культуры помогают им в организационных моментах. Специалисты разрабатывают тематику концерта, которая будет направлена на решение проблем молодежи.

Современная молодежь стремительно развивается и большое количество информации получает из интернета, поэтому работникам Шебекинского МДК необходимо постоянно использовать новые методы и формы работы. Хотим отметить, что мероприятия в Шебекинском МДК не повторяются своим содержанием, каждый раз это творческое мероприятие, отличающееся актуальностью, спросом, своим содержанием оно удовлетворяет потребности молодежи. Концерты, тематические дискотеки, театрализованные представления, познавательно – игровые программы, направленные на воспитание культуры поведения Шебекинской молодежи, полностью соответствуют поставленным требованиям. Мы с уверенностью можем сказать, что работа по формированию ценностей поведенческой культуры молодежи в Шебекинском МДК проходит, неоднократно являлись участником театрализованных постановок, принимали участие в концертах и мероприятиях данной тематики.

Специалисты Шебекинского МДК своими формами и методами работы, какими бы качественными и разработанными они не являлись, не в силах решить проблему культуры поведения современной молодежи в одиночку. Дворец Культуры нуждается в поддержке вех социально-культурных институтов, в совместных проектах, которые будут создавать, формировать, развивать и сохранять ценности поведенческой культуры молодежи города Шебекино.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, одной из важных проблем общества, является культурное воспитание молодежи. Эта тема является актуальной среди всех учреждений культуры. Для выявления качества воспитания культуры поведения молодежи средствами культурно-досуговой деятельности, мы рассмотрели теоритечискую и практическую деятельность учреждений культуры.

Изучив воспитание культуры поведения у молодежи средствами культурно-досуговой деятельности, мы можем сказать, что поставленные нами цели и задачи в начале нашей курсовой работы решены. Мы рассмотрели все вопросы нашей работы. Выявив одну из проблем, состоящую в том, что культура поведения молодежи находится на низком уровне, молодые люди не желают развиваться этически. Молодежь сегодняшнего дня имеет свою специфику в поведении, общении, это обусловлено ритмом жизни, сферой общения. Для полного понимания сложившегося положения с низким уровнем культуры поведения молодых людей, нам было необходимо изучить специфику их поведенческой характеристики. В ходе сделанного анализа мы пришли к выводу, о важности и роли культуры поведения для молодого человека. В результате молодой человек, обладающий творческой и интеллектуальной индивидуальностью, высоким уровнем культуры, моральных и нравственных норм становится способным к совершенствованию себя и внешнего мира.

Для выявления роли культурно-досуговых учреждений в воспитании культуры молодежи мы анализировали деятельность всех учреждений культуры. В результате предпринятого исследования нами были сделаны следующие выводы:

  • необходимо усиливать роль этического воспи­тания;

  • решать задачи воспитательного развлечения;

  • сделать развлечение позитив­ной ценностью, источником общественного богатства;

  • необходимо формировать национальное самосознание;

  • необходима «социо­логическая пропаганда», ориентированная на образ жизни, то есть одновременная реклама вещей, обычаев, привычек и соответству­ющих им идей и представлений, нравственности.

Проблема поставленная в начале курсовой работы была подтверждена, когда мы рассмотрели технологию деятельности Шебекинского Дворца Культуры по формированию ценностей поведенческой культуры молодежи. Проанализировав деятельность Шебекинского «МДК», мы можем сказать, что молодежи уделяется достаточное внимания по организации ее досуга, их потребительские желания получают полное удовлетворение. Все мероприятия проводятся с целью воспитания культурной, всестороннеразвитой молодежи, для формирования её жизненных ценностей. Конечно, проблеме по формированию ценностей поведенческой культуры внимание уделяется, но шебекинская молодежь не отличается высоким уровнем культуры поведения, ценностные ориентиры не достаточно сформированы. Мы считаем, что мероприятий, по данной проблеме проводится не достаточно, необходимо уделять больше внимания этой проблеме. Увеличение количества мероприятий будут способствовать повышению уровня культуры поведения среди молодежи города Шебекино.

В ходе анализа деятельности Шебекинского МДК по формированию ценностей поведенческой культуры молодежи, изучив особенности работы с молодежью, мы пришли к выводу, что специалисты Шебекинского МДК своими формами и методами работы, какими бы качественными и разработанными они не являлись, не в силах решить проблему культуры поведения современной молодежи в одиночку. Дворец Культуры нуждается в поддержке вех социально-культурных институтов и в совместных проектах с ними, которые будут создавать, формировать, развивать и сохранять ценности поведенческой культуры молодежи города Шебекино.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Азарова, Р.Н. Досуг современной молодежи / Р.Н. Азарова // Внешкольник. - 2003. - № 10. - С. 19-21.

  2. Аниконова, Т.Г. Молодежные развлечения как проблема / Т.Г. Аниконова // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций (23 мая 2001) : вып. 3. – Белгород, 2001. – С. 10 -13.

  3. Арнольдов, А.И. Общество и культура: современный портрет / А. И. Арнольдов – М. : МГУКИ, 2007. – 112 с.

  4. Донской, В. Г. Культурно досуговая сфера Москвы в оценках населения / В.Г. Донской. - М., 2006.- С. 35

  5. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры / Л.С. Жаркова – М. : МГУКИ, 2003. – 234 с.

  6. Зуева, Г. Современная культурно-досуговая сфера Белгородской области: ситуация и перспективы / Г. Зуева, Н. Солодовникова, Е. Рудина. – Белгород : БГЦНТ, 2004. – 147 с.

  7. Иконникова, С.Н. Молодежь: Социальный и социально-психологический анализ. / С. Н. Иконникова. - Л. : ЛГУ, 1974. - 166 с.

  8. Левикова, С.И. Две модели динамики ценностей культуры: (на примере молодежной субкультуры) / С.И. Левикова // Вопросы философии. - 2006.- № 4. - С. 71-79.

  9. Манько, Ю. В. Социология молодежи / Ю. В. Манько - СПб, 2008. - 315 с.

  10. Назаркина, З.М. Формирование социокультурных ценностей молодежи в процессе взаимодействия учреждений культурно-досуговой сферы и средств массовой информации : автореф. дис. канд. пед. наук / З.М. Назаркина; [Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. – Тамбов, 2006. – 25 с.

  11. Петров, В. Копируем худшее / В. Петров // Российская Федерация сегодня. – 2006. - №10. – С. 44.

  12. Русский Викисловарь (Википедия) [Электронный ресурс] /– Электрон. текст. дан. – Режим доступа: www. wiktionary.org

  13. Словарь Википедия [Электронный ресурс] – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: www. wikipedia.org/

  14. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс] – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: www. galactic.org.ua

  15. Соловьева, О.Н. Деятельность учреждений культуры как фактор формирования современного молодежного досуга / О.Н. Соловьева // Приоритетные технологии и практические реалии социально-культурной деятельности: сб. науч. тр. по матер. межрегион. научно-практич. конф. (декабрь 2006) : вып. 3. – Белгород, 2006. – С. 48-49.

  16. Тейлор о культуре: реферат [Электронный ресурс] – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: www. works.tarefer.ru

  17. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс].- Электрон. текст. дан. – Режим доступа: www. russianculture.ru

  18. Чередниченко, Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути: (опыт социологического исследования) / Г. А.. Чередниченко. - СПб., 2004. – 503 с.

  19. Энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] /– Электрон. текст. дан. – Режим доступа: www. wikipedia.org

Просмотров работы: 13991