ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Панова Я.С. 1
1НОУ ВПО "Университет управления "ТИСБИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В течение последних десятилетий в нашей стране появились различные виды предпринимательской деятельности в сфере услуг, в том числе и консультирование или консалтинг.

Многократное усложнение экономических процессов в наше время привело к тому, что передача передовых методов управления превратилась в самостоятельную сферу экономических отношений. Образовались национальные и международные рынки консалтинговых услуг, которые стали необходимым условием для создания и распространения экономических и управленческих знаний.

Процесс консалтинга - это интеллектуальное производство и наукоемкий процесс. Консалтинговые услуги осуществляют профессионалы и специализированные консалтинговые фирмы, которые ценятся за их высокий профессионализм, объективность и независимость, неординарную оценку ситуаций и нестандартность рекомендаций.

Становление рынка консалтинговых услуг в России началось после приватизации государственной собственности в связи с созданием инфраструктуры будущей рыночной экономики, а также с реструктуризацией предприятий новыми собственниками, для которых управление организацией в новых условиях оказалось делом совершенно новым, требующим привлечения консультантов по широкому кругу вопросов.

Российский рынок консалтинговых услуг начал свое формирование сравнительно недавно, в то время как в зарубежных странах с рыночной экономикой приглашение профессионалов является престижным свидетельством того, что фирма обладает достаточной деловой культурой.

Не смотря на это, объем специализированных консалтинговых услуг в нашей стране весьма высок. Налоговая оптимизация является одной из наиболее востребованных консалтинговых услуг. Потребность общества в данного рода услугах связана с объективными причинами, а именно со сложившейся налоговой системой России и необходимостью оказания профессиональной помощи налогоплательщикам.

Налоговое консультирование – одна из наиболее сложных и интересных областей юридической практики. Кроме комплексного владения принципами налогообложения и бухгалтерского учёта, досконального знания действующего законодательства и судебной практики, профессиональный налоговый консультант должен постоянно отслеживать все изменения.

Услуги налогового консультирования оказывают не только специалисты, но и организации, в основном аудиторские фирмы. Широко применяется консультирование по анализу используемых схем, позволяющих существенно сократить налоговые платежи в бюджет.

Налоговое консультирование, как один из видов консалтинга на сегодняшний день находится на этапе становления. Проблемы налогового консультирования, затрагивают не только политическую, но и социально-экономическую сферу.

Более точное и полное определение данному виду консалтинга дает проект Федерального Закона «О налоговом консультировании». Налоговое консультирование – это вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих должностному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах [1]. Однако, на сегодняшний день эта деятельность не имеет законодательной основы, а сам законопроект вызывает немало споров. Некоторые эксперты выступают в поддержку принятия закона, другие - категорически против.

Такие экономисты как С. В. Белоусов, И. М. Богат [2] полагают, что сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании, что она может быть урегулирована вместе с аудиторской деятельностью в одном законе, причем, без выделения налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности, а только в качестве сопутствующих услуг.

Президент палаты налоговых консультантов Дмитрий Георгиевич Черник [4] придерживается опыта зарубежных стран, в которых разрешено совмещение аудита и консультирование по налогам и сборам. Многие аудиторские компании являются смешанными, т.е. оказывают и аудиторские, и консультационные услуги. Аудиторская и консультационная деятельность - это совершенно разные два вида деятельности, но в то же время они требуют одинакового уровня квалификации и достаточно близки друг с другом [3].

В Германии, Австрии, Франции, ЮАР и некоторых других государствах законодательно определено, что не каждый желающий может быть налоговым консультантом. Так как налоговый консультант - это человек, в определенной мере связывающий интересы налогоплательщика и интересы государства. Давая рекомендации налогоплательщику, он помогает планировать, оптимизировать и минимизировать налоги. Но при этом он не должен нарушать законы, обходить их, действовать против интересов государства. Поэтому вполне естественно, что эти люди должны быть уполномочены государством на проведение такой работы.

Директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк: «Действительно, закон не помешает, так как в России немало налоговых "консультантов", в принципе не читавших Налоговый кодекс и оттого предлагающих клиентам откровенно "черные схемы", отжившие свое еще в 90-х. То, что регулировать деятельность налоговых консультантов планирует ФНС, с одной стороны, "страшновато", с другой стороны, а кто еще мог бы взять на себя эти функции?» [2].

Директор департамента абонентского обслуживания компании МКПЦН Татьяна Винокурова считает иначе: «Принятие закона "О налоговом консультировании" сегодня не столь актуально. Налоговое законодательство должно двигаться в сторону упрощения его понимания и применения, а не в сторону усложнения, чтобы его понимали и разъясняли только налоговые органы и специальные консультанты. Кроме того, введение специального института налоговых консультантов ограничит возможность обращения налогоплательщиков в другие юридические и консультационные фирмы, не обладающие таким статусом. А это снизит уровень доступности получения налогоплательщиками правовой помощи» [2].

Павел Посошков, начальник юридического отдела компании "Частное право": «Желание урегулировать отношения по налоговому консультированию в действительности является желанием "закрыть" эту область услуг от лиц, не являющихся налоговыми консультантами. Из текста законопроекта следует, что никто, кроме налоговых консультантов, не вправе осуществлять налоговое консультирование, что в конечном итоге нарушает права, например, адвокатов на разъяснение налогового законодательства и представление интересов налогоплательщиков в отношениях с налоговыми органами. Сходная идея в свое время была воплощена в Арбитражном процессуальном кодексе, где право представлять интересы участников процесса было у штатных работников либо у адвокатов, но Конституционный суд эту норму отменил» [3].

Налоговое консультирование в России – это достаточно новая и молодая область консультирования в сфере налогообложения. Именно поэтому, необходимо обратить внимание на опыт зарубежных стран в области налогового консультирования и использовать практику Великобритании, стран Восточной Европы, Германии, которая может помочь российским налоговым специалистам в их деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Проект Федерального Закона «О налоговом консультировании»

  2. "Российская Бизнес-газета" - Налоговое обозрение №855 (26)

  3. www.garant.ru

  4. Башкирова Н.Н., Сугробова Е.Б. Основы налогового консультирования: учеб.пособие / под ред. Л.И. Гончаренко. – М.: Магистр, 2011.

  5. Брызгалин А.В., Головкин А.Н. Из практики налогового консультирования. – М.: Налоговое право, 2011.

  6. Черник Д.Г., Кириенко Л.С. Налоговое консультирование. – М.: Экономика, 2012.

Просмотров работы: 3159