ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Андреев М.И. 1
1ГОУ НПО «Профессиональное училище № 31 г. Находка», Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Совершенствование подготовки работников, повышения уровня их профессиональной квалификации относится к числу важнейших элементов комплекса работ в переходной экономике. Главной задачей современной системы подготовки и повышения квалификации рабочих является преодоление сложившихся в прошлом несоответствий в подготовке кадров по профессиям и квалификации и сбалансированном удовлетворении потребностей конкретного производства с учетом перспектив его развития в квалифицированных работниках. Это обуславливается необходимостью научно обоснованного определения реальных потребностей производства в квалифицированных кадрах нужного количества и качества.

Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве.

НТП порождает новые отрасли промышленности и углубляет специализацию производства. Это обуславливает возникновение новых профессий и специальностей и в то же время ведет к исчезновению профессий, связанных с отмирающим видом производства и труда. Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных систем машин, электронной и микропроцессорной техники меняет функциональное содержание труда. Все большее значение в автоматизированном производстве приобретают более сложные функции с повышенными затратами умственной энергии (расчет, контроль, управление, техническое обслуживание машин и наблюдение за их работой). Все это приводит к изменению профессионально - квалификационного состава работников.

Высший технический уровень производства с жесткостью технологического закона требует соответствия рабочей силы и средств труда, опережение роста квалификации рабочих в качестве предпосылки эффективного использования новой техники. [2, стр. 15]

Также в условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. С экономической точки зрения культурно-технический уровень предприятия – это богатство, которое предпосылку для развития и повышения эффективности производства и НТП. Влияние профессиональной подготовки рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.

Еще одним важным моментом является характерная особенность современного производства использование ЭВМ, что требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров к овладению этой техникой. Причем важной проблемой является необходимость изыскания и использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой, освоение которой имеет существенное значение для повышения эффективности производства. В связи с этим изменяется и сам процесс подготовки рабочих кадров. Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в течении всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства.

Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике на основе НТП предъявляются новые, более высокие требования к работникам, их профессиональной подготовке, техническим и экономическим знаниям [2, стр. 25].

На базе исследования теоретических представлений об эффективном управлении персоналом выявлено, что повышение квалификации – это подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности.

Анализ деятельности ООО «ВСК» показал, что одна из стивидорных компаний на Дальнем Востоке России имеет, по сравнению с конкурирующими предприятиями, ряд преимуществ.

Изучение динамики грузооборота показало, что доля грузооборота ООО «ВСК» в общей структуре грузооборота ОАО «Восточный порт» к 2011 году значительно возросла, что видно из таблицы 1.

Таблица 1 - Доля грузооборота ООО «ВСК» в структуре грузооборота ОАО «Восточный порт»

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменения

2011/2009 г.г.

2011/2010г.г.

Общий грузооборот ОАО «Восточный порт», %

100

100

100

0

0

ООО «ВУТ», %

27

24

23

-4

-1

ЗАО «ВМКС», %

63

54

8

-55

-46

ОАО Агрохимвостокэкспорт», %

3

1

3

0

2

ООО «Восточная Стивидорная Компания», %

7

21

66

59

45

Исследование основных технико-экономических показателей позволило выявить, что стоимость основных средств предприятия в 2011 году увеличилась на 227436 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом, что составило 95 %. На изменение стоимости основных средств предприятия повлияло увеличение числа причалов.

Сумма оборотных активов в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 147631 тыс. руб., что составило 81%. В большей степени на изменение величины оборотных активов повлияло изменение суммы производственных запасов и дебиторской задолженности предприятия (таблица 2)

Таблица 2 - Оборотные активы ООО «ВСК»

Оборотные активы

2010 год, тыс. руб.

2011 год, тыс. руб.

Изменение

(2011г-2010 г.г.)

Тыс. руб.

%

Запасы

11411

58526

47115

412

НДС

3853

10363

6510

0

Дебиторская задолженность

62313

187078

124765

200

Краткосрочные финансовые вложения

30000

0

-30000

-100

Денежные средства

74423

73664

-759

-1

Итого

182000

329631

147631

81

Чистая прибыль предприятия в 2011 году выше показателя 2010 года на 171127 тыс. руб. (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Чистая прибыль ООО «ВСК»

Показатель

2010 год, тыс. руб.

2011 год, тыс. руб.

Изменения

Валовая прибыль

94091

450577

356486

Прибыль от продаж

68216

398249

330033

Чистая прибыль

130806

301933

171127

Исследование динамики персонала показало, что среднесписочная численность в 2011 году увеличена на 247 чел., что составило 78,4% от показателя 2010 года. На подобное изменение численности персонала ООО «ВСК» повлияло создание двух отделов («Отдел информационных технологий» и «Отдел налогов»). Наибольшее влияние на увеличение численности персонала в 2011 году оказало то, что в связи с ростом объемов работ пополнилась оперативная служба на 147 чел., из которых 82 человека - докеры механизаторы.

В структуре персонала в 2011 году произошли изменения:

- на 5,5% увеличилась доля работников основного производства;

- на 1 % увеличилась доля специалистов;

- на 5,4 % снизилась доля работников вспомогательного производства;

- незначительно снизилась доля руководителей (-0,2%) и служащих (-0,9%).

Исследование результатов аттестации работников ООО «ВСК», проведенной усилиями кадровой службы предприятия позволило выявить, что незначительное снижение среднего балла наблюдается у работников основного производства (-0,7). Это вызвано тем, что на предприятие в 2011 году принято 82 докера-механизатора, семь из которых не имеют стажа работы в подобной должности.

По остальным категориям работников в 2011 году уровень среднего аттестационного балла либо незначительно увеличивается («Специалисты» и «Служащие» - отклонение +0,1), либо сохраняется на уровне 2010 года («Руководители», «Работники вспомогательного производства» - отклонение равно нулю).

Снижение среднего аттестационного балла по строкам «Служащие» «Работники основного производства» и отрицательно сказалось на формировании общего среднего балла по предприятию. В 2011 году по сравнению с 2010 годом названный показатель снизился на 0,7 баллов по сравнению с 2010 годом.

Анализ показателей использования трудовых ресурсов ООО «ВСК, позволил выявить, что снижение среднего аттестационного балла докеров-механизаторов не оказало отрицательного воздействия на показатели использования трудовых ресурсов предприятия.

Однако, несмотря на столь положительные результаты использования трудовых ресурсов, руководству ООО «ВСК» необходимо осуществить повышение квалификации докеров-механизаторов, поскольку снижение уровня квалификации выражается в том, что на работников с более высокой квалификацией выпадает большая доля нагрузки, что приводит к дисбалансу трудовых усилий при выполнении работ и может послужить антимотивационным фактором, поскольку, несмотря на различие в усилиях, распределение заработной платы осуществляется практически равномерно среди всех категорий докеров: и как с высоким уровнем квалификации, и как с низким уровнем.

Как показывают результаты исследований, прежде, чем докер-механизатор приступает к работе, в ООО «ВСК» проводится обязательное обучение на специализированных курсах в пределах учебного комплекса, располагаемого на территории ОАО «Восточный порт».

Выявленное во второй главе выпускной квалификационной работы снижение среднего аттестационного балла докеров-механизаторов указывает на то, что в состав мероприятий по повышению квалификации докеров-механизаторов необходимо включить помимо непосредственного переобучения названных работников:

- мероприятия по совершенствованию профессионально-технического обучения персонала;

- мероприятия по улучшению качественного состава преподавателей теоретического обучения.

Апробация мероприятий позволила по указанным направлениям дала положительный эффект, который выразился в получении условно-годовой экономии на постоянных расходах 16940 руб. и условно-годовой экономии с учетом затрат на проведение курсов 12940 руб. , а также росте суммарного аттестационного балла (таблицы 4).

Таблица 4 - Показатели аттестации работников ООО «ВСК» после апробации

Категории персонала

Средний балл (max=5)

После апробации

2010 г.

2011 г

Руководители

5

5

5

Специалисты

4,8

4,9

4,9

Служащие

4,7

4,8

4,8

Рабочие основного производства

4,5

3,8

4,6

Работники вспомогательного производства

4,8

4,8

4,8

Итого средний балл

23,8

23,3

24,1

В заключении необходимо отметить, что профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих работников ООО «ВСК». Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профес­сионального роста как внутри своей организации, так и вне нее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания про­фессиональных знаний.

Профессиональное обучение также способст­вует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Не случайно возможность профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на приня­тие ими решения о поступлении на работу в ту или иную организа­цию. Выигрывает от профессионального внутриорганизационного развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. / Абрютина М.С., Грачев А.В. – М.: Дело и сервис, 2008. – 345 с.

        2. Адамчук В. В. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 216 с.

        3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Вышэйшая школа, 2010. – 514 с.

        4. Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности. / Баканов М.И., Шеремет А.Д. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 275 с.

        5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2011. – 118 с.

        6. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 437 с.

        7. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада-ЛТД, 2010. – 648 с.

        8. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. / Виханский О.С., Наумов А.И. - М.: МГУ, 2009. – 341 с.

        9. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2010. – 278 с.

        10. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. – М.:Норма, 2011.

        11. Герчикова М. Н. Менеджмент – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, - 2009. – 167 с.

        12. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2008. – 423 с.

        13. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 422 с.

        14. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфра-М, 2010. – 243 с.

        15. Киперман Г.Я. Экономика предприятия: Словарь. – М.: Юристъ, 2010.

        16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика. – 2000. – 279 с.

11. Козловский В.А.Производственный и операционный менеджмент. / Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. – СПб.: «Специальная Литература», 2008. – 341 с.

12.Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – 347 с.

13.Колосницына М. Г. Экономика труда – М.:ИЧП «Магистр», 2008. – 246 с.

14. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами – М.:Дело, 2002. – 359 .

15. Мазманова Б. Г. Управление оплатой труда – М.:Финансы и статистика, 2011. – 267 с.

  1. Макаренко М.В. Производственный менеджмент. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2008. – 546 с.

  2. Кузнецова Н.В. Финансово-хозяйственная деятельность: управление и анализ. - Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2010. – 97 с.

  3. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.П. Любушина, В.Б. Лещева В.Б., В.Г. Дьякова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 395 с.

  4. Основы менеджмента / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2000. – 282 с.

  5. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. Власовой В.М. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 344 с.

  6. Раицкий К.А. Экономика предприятия; Учебник для вузов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. – 390 с.

  7. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 461 с.

  8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. — М.: Минск: ИП «Экоперспектива», 2002. – 597 с.

  9. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 418 с.

  10. Словарь эрудита / Под ред. В.П. Морозова.- СПб.: Фолио-пресс, 1995. – 1056 с.

  11. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М.Г. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 678 с.

  12. Производственный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 546 с.

  13. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 2009. – 277 с.

  14. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. / Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. – М.: Инфра – М, 2011. – 345 с.

  15. Экономика предприятия / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2010. – 564 с.

Просмотров работы: 7624