В современных американо-российских отношениях можно заметить любопытную закономерность: лидеры России и США каждые пять-шесть лет торжественно объявляли об искоренении последствий «холодной войны», но вскоре Москва и Вашингтон вновь оказывались в состоянии военно-политического несогласия. И цикл повторялся заново.
И вновь, с начала 2012 года, отношения между двумя государства после так называемого периода «перезагрузки», который длился с 2009, снова переживают кризис. Итак, еще 4 мая 2006 в Вильнюсе вице-президент США Дик Чейни произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает использование Россией нефти и природного газа в качестве «инструментов запугивания и шантажа» [12]. Не означает ли уже этот факт откровенного выражения недовольства со стороны США начала открытой конфронтации, прежде всего на почве обеспечения энергобезопасности? Трудно назвать данный инцидент начальной точкой нарастающего противостояния, поскольку серьезных политических акций с американской стороны после этого свершено не было.
Однако другой факт ставит под сомнение сказанное выше. 8 февраля 2007 года министр обороны США Роберт Гейтс в связи с намерением США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО констатировал, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией» [4, c.115]. По словам руководства США, подобное размещение ПРО направлено на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Однако 1 февраля на своей пресс-конференции в Кремле Президент РФ Владимир Путин назвал такое решение США «катализатором гонки вооружений» [11]. Однако, начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский заявил, что Россия может в одностороннем порядке выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД): он считает, что действия США "не поддаются никакому объяснению" [9]. Однако 20 августа 2008 было подписано соглашение о размещении американских ракет-перехватчиков на польской территории. И, насколько мне известно, Договор о РСМД и сегодня продолжает сохранять свое значение. Таким образом, американская ПРО на границах России окончательно стала реальностью, а ответных мер, вопреки обещаниям, принято не было. В ход пошли лишь новые угрозы: Дмитрий Рогозин намекнул, что Россия в ответ готова отменить соглашение о транзите военных грузов в Афганистан [10].
Обращаясь к периоду «перезагрузки», можно без сомнений утверждать, что она принесла ощутимо положительные результаты. Сокращение вооружений на более или менее равноправной основе путем заключения Договора СНВ-3, некоторое приближении российской позиции по Ирану к американской и согласие в вопросе Афганистана – всё это, на мой взгляд, реальные достижения «перезагрузки».
Однако без подводных камней здесь не обходится. Наиболее спорными вопросами, которые до сих пор являются источником раздражения, остаются ПРО США и разногласия по ситуации в Сирии.
Начнем с ПРО. Дмитрий Медведев в ноябре 2011 потребовал юридических гарантий от США в том, что американская ПРО в Европе не будет направлена против России [3]. По сути, такие гарантии существуют. Еще в 2010 году администрация Обамы приняла документ по ядерной политике, где особо подчеркивается, что «противоракетная оборона и любые будущие системы баллистических ракет дальнего действия США в обычном снаряжении предназначаются для противодействия новым возникающим угрозам регионального порядка и не направлены на изменение стратегического баланса с Россией» [5]. Но с другой стороны на данный момент подозрения Москвы вызваны, в частности, тем, что масштабы ПРО, запланированные до 2020 года, заметно превосходят нынешнюю ракетную угрозу Ирана, а, значит, у США нет необходимости в столь яром наращивании противовоздушного потенциала, тем более путем строительства баз в непосредственной близости к территории РФ. Таким образом, уступки, которые были взаимно сделаны правительствами, настолько малы, что не покрывают тех завуалированных требований одностороннего сокращения – или, по крайней мере, неумножения – вооружений российской стороной.
Серьезность проблемы ПРО в СМИ государств-участников «конфликта» оценивается по-разному. Если президент России Дмитрий Медведев по итогам саммита «Группы Восьми» в Довиле заявляет, что «после 2020 года, если мы не договоримся, начнется реальная гонка вооружений» [1], то новый посол США в России Майкл Макфол не верит в существование фундаментального конфликта между Вашингтоном и Москвой по проблеме строительства в Европе системы ПРО, хотя и отмечает, что этот вопрос до сих пор является камнем преткновения [7].
Рассмотрим теперь сирийский вопрос. Ни интересам Евросоюза во главе с США, ни интересам России установление власти исламистов в Сирии не соответствует. Анализируя развитие событий в Ливии и учитывая усиление разногласий в вопросах ПРО, Россия заявила, что ни под каким видом не допустит повторения ливийского беспредела, когда Североатлантический альянс инициировал бомбежку страны в течение нескольких месяцев. Москва предложила свой собственный вариант решения проблемы, выступая за внутрисирийский диалог и выход из кризиса путем переговоров, причем российское руководство готово к согласованию текстов резолюций, но при условии, что она полностью будет исключать применение силы против Сирии [2]. Однако западная резолюция во многом носила ультимативный характер и в ней вообще не упоминалась возможность диалога, даже не исключалась иностранная военная интервенция против Сирии. Пока согласия по данному вопросу не достигнуто.
Вооруженный конфликт, да еще и на территории Сирии, между США и РФ, на мой взгляд, исключен по ряду причин. Во-первых, это взбудоражит общественность не только стран воюющих, но и тех, кто не принимает непосредственного участия в конфликте, что, несомненно, усугубит ситуацию, порождая новые противоречия и коалиции. И, во-вторых, – и это, наверное, основное, – данная региональная конфронтация, не ровен час, перерастет в военные действия глобального масштаба, что повлечет за собой невосполнимые потери (вплоть до угрозы уничтожения человечества).
Собственно, эти же причины можно отнести и к тем, что заставляют США и Россию настраиваться на дружелюбный лад, избегая даже мысли о возрождении «холодной войны». Добавить сюда сдерживающую силу ядерного оружия – и готова формула сохранения мира.
Даже с учетом всего проанализированного материала мне до сих пор достаточно трудно четко определить степень влияния Штатов на внутриполитическое и внешнеполитическое поведение России. Сами участники противоречия и здесь не сошлись во мнениях. Заместитель госсекретаря США Уильям Бернс заявил в интервью «Коммерсанту»: «Мы абсолютно не заинтересованы в том, чтобы вмешиваться в российскую политику. Политическое будущее России должны определять ее граждане, а не американцы или кто-то еще» [2]. Ободряющие слова, не так ли? Однако ровно через неделю после данного заявления последовало другое, уже с российской стороны, звучавшее как опровержение. Премьер-министр Владимир Путин на встрече со студентами в Томском политехническом университете обвинил США в стремлении доминировать в мире. «Они не готовы сотрудничать на равных ни с Европой, ни с нами. А сотрудничать на равных – это значит совместно определять степень угроз, совместно выработать систему управления. Они категорически отказываются» [9].
На мой взгляд, все «убедительные» уверения США – это не более чем просто прикрытие истинных интересов государства. Не думаю, что верхушке американского правительства во главе с Обамой представляется наиболее выгодным пустить на самотек развитие двухсторонних отношений или даже контролировать их только с одной стороны.
По утверждению российского политолога Марии Липман, в американской системе внешнеполитических приоритетов Россия занимает довольно скромное место [8]. Однако вернемся к главному вопросу. «Холодная война» действительно имеет место в современном мире или же это лишь громкие слова журналистов для привлечения внимания к проблеме? Очевидно, что многое изменилось в американо-российских отношениях после 1991 года, но сохранившаяся тенденция к образованию непримиримых противоречий привела к переходу от «холодной войны» к «прохладному миру». На мой взгляд, маловероятно, что США и Россия превратятся в заклятых врагов в обозримом будущем. Но и серьезного сотрудничества с Америкой ожидать не стоит, пока руководство России видит в американском «партнере» скорее противника, а правительство Штатов не собирается идти на уступки.
Литература
Алексей Арбатов " Совместная ПРО никак не получается"
http://www.carnegie.ru/publications/?fa=44845
Антонио Рондон "Между Россией и США вновь противоречия"
http://inosmi.ru/usa/20111015/176047555.html
Мария Липман " Итоги года. Перезагрузка в 2011-м ".
http://www.ej.ru/?a=note&id=11675
Наливайко П.Н. "Российско-американские отношения на современном этапе: произошла ли "перезагрузка"?
U.S. Department of Defense, Nuclear Posture Review Report, April 2010.
www.defense.gov/npr/docs,2010%20nuclear %20posture%20review%20report.pdf. p.48.
http://grani.ru/Politics/Russia/Election/m.195134.html
http://grani.ru/Politics/World/US/RF/m.196626.html
http://grani.ru/Society/Media/m.194980.html
http://www.kreml.org/news/142049536?user_session=c0db8f592cdae6d889ed59aaf62a75df
http://www.lenta.ru/articles/2008/08/22/rusnato/
http://www.newsru.com/world/08feb2007/radar.html
http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008151181.html