ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Искалина А.С. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВПО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст – важный период в развитии личности ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы поведения и формируются его первые представления о своем «Я». Общаясь и взаимодействуя с окружающими: взрослыми и сверстниками, ребенок усваивает опыт предшествующих поколений, овладевает нормами и правилами поведения.

За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений – от хаотичных элементарных до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на организм ребенка и все его функции. Хорошо и своевременно организованное использование предусмотренных программой средств физической культуры в единстве с режимом питания, сна и тому подобное облегчает и стимулирует развитие моторики детей дошкольного возраста.

Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития.

Если в детском саду уделяется большое внимание рациональному двигательному режиму и совершенствованию форм и методов работы с гиперактивными и малоподвижными детьми, то дома дети большую часть времени проводят в статическом положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости и т. д.

Для малыша – дошкольника двигаться также естественно, как дышать, есть, пить, спать. Известно, что более подвижные дети развиваются быстрее, раньше начинают ходить, бегать, говорить, они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни; у них чаще веселое и радостное настроение.

Цели проекта - оптимизация двигательной деятельность дошкольников посредством использования нетрадиционного оборудования в предметно-развивающей среде.

Задачи проекта:

1. Изучить и провести теоретический анализ педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.

2. Определить уровень двигательной активности детей дошкольного возраста.

3. Выявить педагогические условия, направленные на развитие двигательной активности, реализацию системы закаливания, применение психопрофилактических средств и методов: организация развивающей и воспитательно-образовательной среды; создание материально-технической базы.

4. Разработать и апробировать серию комплексов игровых упражнений с нетрадиционным оборудованием, способствующих повышению двигательной активности«Мы играем круглый год».

Целевая аудитория: дети от 1 года до 7 лет

Реализация данного проекта направлена на то, чтобы придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников.

Главное место в двигательном режиме детей отведено физкультурно – оздоровительным занятиям с нестандартным оборудованием, в которых используются традиционные виды двигательной деятельности (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой), а также дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, с варьированием нетрадиционных форм и методов их проведения (оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулирование двигательной активности детей на вечерней прогулке, прогулки – походы в лес, корригирующая гимнастика).

На второе место в двигательном режиме детей автором поставлены занятия по физической культуре (интегрированные, комплексные, сюжетные, тематические комплексы с нетрадиционным оборудованием) – как основная форма обучения двигательным умений и навыков и развитию оптимальной двигательной активности.

Третье местоотведено самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей с использованием изученных ранее игровых действий с нетрадиционным оборудованием.

По назначению врача формируется группа корригирующей гимнастики «Здоровячок» для детей с отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, цель работы - профилактика и коррекция правильной осанки, коррекция плоскостопия, развитие координации движений, правильного дыхания и воспитание потребности в здоровом образе жизни.В работе применяются комплексы гимнастик с нетрадиционным оборудованием для усиления кровоснабжения и кислородообогащения, восстановления энергетического потенциала в необходимых системах органов; предупреждения отставания роста и развития; повышения сопротивляемости организма.

С детьми проводятся занятия по программе Волошиной Л. Н. «Играйте на здоровье» с элементами спортивных игр, на которых обогащается двигательный опыт детей, прививается интерес и любовь к подвижным и спортивным играм,которые являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания. Использование нестандартного оборудования помогает в играх ненавязчиво, в развлекательной форме, повысить эффективность выполнения естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и т.д.), позволяет сформировать коммуникативные навыки, создать хорошее настроение.

Игры являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода - гиподинамии, что особенно характерно для детей старшей и подготовительной групп, когда идет усиленная подготовка к поступлению в школу. Посильная физическая нагрузка в играх укрепляет здоровье детей, способствует профилактике респираторных, простудных заболеваний, улучшению общей физической подготовленности детей, удовлетворению их биологической потребности в движении.

Апробация серии комплексов игровых упражнений с нетрадиционным оборудованием во всех видах деятельности – один из наиболее выигрышных приемов повышения двигательной активности.

Проект «Физкультурно-оздоровительные занятия с нестандартным оборудованием в дошкольном образовательном учреждении» планируется осуществить в течение 2012-2013 года.

В процессе работы над повышением двигательной активности детей разработана серия комплексов игровых упражнений с нетрадиционным оборудованием «Мы играем круглый год». (Приложение №1)

Двигательный режим дошкольного учреждения включает организованную и самостоятельную динамическую деятельность детей. При разработке рационального двигательного режима мы постарались обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в движении, предусмотрев рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность дошкольника целенаправленна и соответствует его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Организация педагогами ДОУ разнообразной и содержательной деятельности способствуют выполнению основных задач и развитию умственных, духовных и физических способностей детей.

Был разработан комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий с использованием нетрадиционного оборудования для:

выполнения организационно - оздоровительные задач:

- утренние гимнастики,

- гимнастики после дневного сна,

- прогулки – походы в лес,

- подвижные игры,

- физические упражнения на прогулке

снятия утомления и повышения умственной работоспособности детей:

- физкультминутки,

- двигательные разминки

-приобретения необходимых знаний, умений и навыков

-физкультурные занятия (интегрированных, сюжетных, комплексных);

организации активного отдыха:

- Дни здоровья,

- Недели здоровья,

- физкультурные досуги, (Приложение № 2)

- спортивные праздники;

коррекции физического и двигательного развития:

- индивидуальная и дифференцированная работа;

решения лечебно – профилактических задач:

- корригирующая гимнастика (назначается врачом для детей с ослабленным здоровьем);

профилактики нарушения речи у детей и развития моторики:

- логоритмическая гимнастика

Проект предполагается реализовать в срок с 1 ноября 2012 года по 1 декабря 2013 года, и содержит в себе следующие этапы:

1. Планирование целевых мероприятий для дошкольников.

2. Проведение мероприятий и оценка их эффективности в ходе опросов и наблюдения.

3. Подведение итогов реализации проекта, выявление динамики путем обработки полученных социологических данных.

В рамках реализации данного проекта предполагается разработка комплекса спортивных мероприятий, а также изготовление нетрадиционного оборудования для занятий с детьми.

Реализуя данный проект, его эффективность можно проследить по следующим результатам:

- повышение интереса детей к различным видам двигательной деятельности;

- увеличение объёма двигательной активности детей;

- побуждение детей к самостоятельной двигательной деятельности;

- создание условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении;

- воспитание потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями.

Финансово-экономическое обоснование проекта

Статьи сметы

Общие расходы по проекту

Расходные материалы

2000

Фото

1000

маты, шведская стенка, спортивный уголок

9000

Итого

12 000

Стоимость проекта: 12 000 рублей.

Средства предполагается получить из городского бюджета и путем обращения к спонсорам.

Риски при реализации проекта:

  1. Недостаточная материально-техническая база.

  2. Экономические риски, связанные с нестабильностью экономики.

Таким образом, применяя авторские разработки нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе к 2013 году будут получены следующие результаты:

1. Воспитанники с готовностью и большим желанием принимают участие в спортивных соревнованиях в ДОУ и микрорайона, уверенно выступают на городских спортивных мероприятиях.

2. Дети с удовольствием посещают кружки и секции.

3. Повысится интерес и участие родителей в физкультурно- оздоровительной работе с детьми.

4. Налажено активное взаимодействие со школой.

5. Обмен опытом и результатами работы с педагогами других ДОУ города.

Воспитание и обучение не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребенка на много лет вперед.

Наш девиз:

«Движение – это жизнь, а

Здоровье – высшая награда

Оно не рядом, не вблизи,

К нему шаг в день,

Но делать надо,

Иди, карабкайся, ползи!»

Желаю вам в этом успеха!

Библиографический список

1. Аронова Е. Ю., Хашабова К. А. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома. Режим. Закаливание. Игры и упражнения. / Е. Ю. Аронова, К. А. Хашабова // М.: Школьная Пресса, 2007.- 143с.

2. Вареник Е. Н. Физкультурно- оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. / Е. Н. Вареник // М.: ТЦ Сфера, 2006. – 98с.

3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.: Пособие для воспитателей детского сада. / Е. Н. Вавилова // М.: Просвещение, 1981 – 93с.

4. Демидова Е. В. Игры и эстафеты и подвижные игры с мячом в детском саду: Методические рекомендации в помощь работникам дошкольных учреждений./ Е. В. Демидова // Краснодар, 1992. – 124с.

5. Демидова Е. В. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях прогимназии. / Е. В. Демидова // Краснодар. 2001.- 75с.

6. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья / Г. К. Зайцев // Спб., 1997. -

7. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ: концептуальные положения / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание – 1993 № 9.

8. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Методическое пособие для педагогов ДОУ./ М. Ю. Картушина // СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 250с.

9. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2 – е изд., испр. и доп. / М. Д. Маханева // М.: АРКТИ, 2000.- 106с.

10. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / М. А. Рунова // М.: Мозаика — Синтез, 2002. – 283с.

11. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет (с учетом двигательной активности): методическое пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М. А. Рунова // М.: Просвещение, 2007. – 79с.

12. Рунова М. А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. / М. А. Рунова // М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 96с.

13. Соловьева Н. И., Чаленко И. А. Конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры (Серия «Здоровый образ жизни»). Н. А. Соловьева, И. А. Чаленко // М.: Школьная Пресса, 2007.- 85с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Авторский комплекс спортивных состязаний,

используемый в летний оздоровительный период

«Лето радостного цвета!»

Блок эстафет:

Эстафета «Радужный мостик» По сигналу мальчики должны выставить на полосе - самопроверке «радужные цилиндрики» в соответствии с цветами радуги.

Эстафета «Бусы для Лета» По сигналу девочки нанизывают на веревочку по одному «разноцветному браслетику».

Эстафета

«Разноцветное солнышко»

По сигналу дети прикладывают лучики – «полосатики» к солнышку – виниловый диск с имитацией лица.

Эстафета «Накорми птенчика»По сигналу дети бегут к коробке с «кормом для птиц» - крышки от пластиковых бутылок, выбирают крышки заданного цвета: мальчики – зеленого или синего, девочки – красного или желтого, бегут к «птичкам» - обрезанным пластиковым бутылкам с имитацией птички и кладут «корм» в «клюв».

Эстафета «Соберём цветы»По сигналу команда девочек и команда мальчиков собирают цветы из лепестков: девочки – теплых тонов, мальчики – холодных.

Эстафета «Лоскутный тоннель»По сигналу дети пролезают в тоннель, берут на столе пазл и возвращаются обратно, из сложенных вместе пазлов должны получиться картинки: у мальчиков – мальчик в галстуке, у девочек – девочка с бантиком.

Блок игр:

Игра «Птички на веточке». «Косички» образуют круг. Под музыку дети бегают по залу, а по сигналу занимают места около косичек (веточек), которых на одну меньше детей.

Игра «Мы веселые мышата». Дети идут по кругу и говорят слова:

Мы веселые мышата,

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три –

Кошка мышек, лови!

После слов дети - мышки разбегаются, водящий - кошка выдергивает у них «косички» - хвостики .

Игра «Бег в галошах».Галоши сделаны из пластиковых бутылок.

Игра «Собери цепочку». Палочки разложены по всему залу. По сигналу дети собирают из них цепочку:

  • определенного цвета,

  • самую длинную,

  • с чередованием цветов.

Игра «Найди свой цвет»Дети выкладывают разные фигуры из палочек, а затем находят свои палочки ориентируясь на цвет.

Игра «Найди свою пару»Дети делятся на пары, берут по две палочки одного цвета. Под музыку все бегают по залу врассыпную, а по сигналу останавливаются и находят свою пару.

Блок аттракционов

Аттракцион «Солнечные зайчики»В «ловушки» - обрезанные пластиковые бутылки – дети ловят подвешенные на веревочке киндер – сюрпризы: у мальчиков - голубые, у девочек – оранжевые.

Аттракцион «Заплети солнышку косички»Дети на скорость заплетают косички из веревочек, прикрепленные к обручу – лоскутному солнышку: мальчики – холодных тонов, девочки – теплых тонов.

Выйдет солнышко на луг

Заплетёт косички

И похожим станет вдруг

На мою сестричку.

Аттракцион «Тучка и капельки» По сигналу дети наматывают верёвочки на «капельки» мальчики – синие, девочки – голубые и складывают в «тучку» - обрезанную ёмкость из – под воды.

Аттракцион «Принесём воды»Девочки – наливают воду в ведра, мальчики – несут ведра на коромысле.

Аттракцион «Сядь на пенёк»По сигналу дети бегут к пенькам, на которых лежат головные уборы, выбирают нужный: мальчики – кепку, девочки – шляпу и садятся на пенёк, затем снимают головной убор и возвращаются обратно и т.д.

Аттракцион «Поймай бабочку»По сигналу дети бегут и берут бабочек, изготовленных из обёрточной бумаги и привязанных на веревочку: девочки - оранжевые, мальчики – синие.

Много бабочек летает –

Раз, два, три, четыре, пять…

Много бабочек летает,

Их попробую поймать!

Дыхательная гимнастика «Взлети бабочка»Дети дуют на бабочку, держа её за ниточку, чья дальше улетит.

Аттракцион «Весёлая карусель»Под музыку дети парами (мальчик с девочкой) сначала идут, затем бегут по кругу, держась за ленточки, прикрепленные к большому обручу. С окончанием музыки дети останавливаются, перекладывают ленточку в другую руку поворачиваются и двигаются в другую сторону.

Словесная дуэль «Поговорим о Лете»

«Лето» бросает детям в руки «шумелку», дети возвращают предмет, называя игры, в которые любят играть мальчики и девочки.

Аттракцион «Цветочные дорожки»По сигналу дети идут по дорожкам из линолеума различной формы, с наклеенными на них цветами, на финише мальчики и девочки обмениваются цветами и наклеивают их на футболки.

Просмотров работы: 14302