Организация внутреннего контроля в процессе управления предприятием должна быть ориентирована на организационно-правовую форму, сферу деятельности, размер предприятия и масштабы его деятельности. Чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений. Основой для принятия большинства управленческих решений служит информация, формируемая в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете.
В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» система внутреннего контроля включает элементы, представленные на рис. 1.
Рисунок 1 – Элементы системы внутреннего контроля
Для приведения внутренних процессов в соответствие с требованиями Закона № 402-ФЗ предприятиям необходимо:
- распределить полномочия по управлению рисками между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе рассмотреть целесообразность формирования службы внутреннего контроля (далее - СВК);
- принять локальные акты по организации внутреннего контроля (Положения «О внутреннем контроле предприятия», «Об управлении рисками», «О службе внутреннего контроля»), установить лимиты рисков, наладить процедуру контроля лимитов;
- раскрыть для внешних пользователей информацию об уровне и о характере принятых на себя рисков путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.
Организация службы внутреннего контроля в компании
Структура самой службы вариативна, так, например, может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля.
Функции службы внутреннего контроля:
1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля: представляет собой проверка систем бухгалтерского учета, мониторингу эффективности их функционирования, а также представление рекомендаций по их усовершенствованию.
2. Исследование финансовой и управленческой информации: обзорная проверка средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур.
3. Контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.
4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также внутренних требований руководства.
Главной целью службы внутреннего контроля в отношении работы бухгалтерского подразделения является координация по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогового учета и, в отдельных случаях, управленческого учета, обеспечение единого подхода при отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета хозяйственных операций. Проведение внутрисистемного аудита по вопросам соблюдения положений по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, исполнения норм законодательства Российской Федерации и внутренних локально-нормативных актов. Осуществление полного контроля за конечными результатами деятельности при соблюдении установленной методологии бухгалтерского и налогового учета. Именно внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности организации в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование.
Объем и задачи внутреннего контроля могут различаться в зависимости от структуры проверяемого лица и требований его руководства, а также особенностей деятельности организации. Частота проведения мероприятий внутреннего контроля зависит от масштабов организации и количества сотрудников в СВК. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.
При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.
Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.
Во время проведения внутреннего контроля обязательно уделяют внимание следующим моментам:
Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.
По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены.
Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.
Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.
Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении контрольных мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.
Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы. Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.
К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.
В настоящее время система внутреннего контроля развита очень слабо. Руководство большинства фирм считает внедрение внутреннего контроля затратным и трудоемким, при этом они недооцениваю всей важности этой системы. Пожалуй, единственным контролирующим органом для большинства предприятий по сей день остается налоговая служба. Налоговики ревностно следят за финансовой отчетностью предприятий, прежде всего, чтобы не допустить потерь бюджета из-за банкротства налогоплательщиков. Отчетность российских предприятий недостоверна, но не в сторону недооценки рисков. Скорее, наоборот, реальное состояние дел характеризуется большей устойчивостью, а в официальной отчетности большинства предприятий скрыта часть прибыли.
Таким образом, законодательное внедрение внутреннего контроля приведет к сближению реальной и официальной отчетности, что, безусловно, выгодно государству, поскольку приведет к дополнительным поступлениям в бюджет. Но такое сближение будет выгодно и самим предприятиям, так как правильная организация системы внутреннего контроля позволит увеличить эффективность его работы, а соответственно и увеличить чистую прибыль. Кроме того, отражение в отчетности реальной прибыли позволит предприятиям привлекать инвестиции, что немаловажно для перерабатывающих предприятий АПК в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Список использованной литературы:
1. Глоссарий терминов стандартов аудиторской деятельности (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 мая 2008 г., протокол N 66) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/07/glossary.doc.
2. Правило (стандарт) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, от 27.01.2011 N 30) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/.
4. Правило (стандарт) N 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/.
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете2».
6. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000. С. 320.
7. Волков А.Г., Чернышева Е.Н. Контроль и ревизия: Учебное пособие. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. С. 224.