Иконография богини Бастет.
Большое место в мифологии Древнего Египта занимают боги и богини, принимающие кошачий облик. Одной из самых известных является богиня музыки, радости, веселья, плодородия и деторождения, домашнего очага богиня-кошка Бастет.
К сожалению, исследователи лишь вскользь обращаются к иконографии Бастет, и мы не имеем в своем распоряжении никаких научных работ конкретно по стилистике и особенностям изображения этой богини.
Большое внимание нужно уделить иконографии Бастет в разные исторические периоды. Для этого нужно выделить определенные типы её изображения. Это позволит не только изучить развитие культа и масштабы его распространения в египетской мифологии, но и определить, какую именно ипостась принимает эта богиня в том или ином произведении искусства, что позволит закрепить конкретные иконографические особенности именно за ней. Однако существуют сложности, связанные с определением её места в пантеоне и фиксацией за ней определенных функций.
Богиня Бастет в раннем периоде своего существования, вероятно, имела львиноподобный облик, и лишь с периода Среднего царства «превратилась» в кошку. Согласно одной из египетских легенд, Сехмет в момент своего умиротворения, выходя из озера, превратилась в кошку Бастет. Таким образом, Бастет и ее слуги — кошки — считались символами умиротворения опасных сил, включая гневную Сехмет.1 Культ Баст к концу Древнего царства начинает сливаться с культами Тефнут, Сехмет и других богинь-львиц. В эпоху Нового царства Баст отождествлялась с Мут и Хатхор; в поздний период Баст - доброе божество любви, веселья, музыки, олицетворение плодородных сил Ра, часто отождествляется с Исидой. Еще одним аргументом в вопросе неразрывной связи служит то, что в некоторых областях Египта запрещалась охота на львов в дни празднования в честь Бастет.2 Главная трудность для исследователей состоит в том, что «переход» от Бастет к Сехмет и другим львиноподобным богиням практически неуловим. Они являются различными ипостасями одной божественной силы. Отсюда следует, что тот или иной облик напрямую зависит от обстоятельств и отдельных нюансов исполняемой функции.
Самый ранний храм богини был открыт в Бубастисе египетским ученым Хабаши. Он был построен фараонами VI династии и достраивался последующими правителями. Расцвет Бубастиса (Пер-Баст), и культа Бастет в целом пришелся на XXII династии (945-715 гг. до н.э.), которые происходили из «Дома Бастет», Пер-Баст. Геродот в V веке до н. э. довольно подробно описывал как сам храм Бубастиса, так и ежегодное празднество, посвященное Бастет.3 Кроме Бубастиса, культ Бастет получил распространение и в других местах. : в Мефисе, Иуну, Фивах, Эсне, кладбища священных кошек были найдены в таких областях как Спеос Артемидос (носивший в древности название Та Инет Шетаит), Танисе, Гизе, Ахмиме, Абидосе, Дендер, оазисе Дахла.4
Солнечный кот и кошка были объектами почитания на ряде стел из Дейр эль-Мединэ (XIX-XX династии)(рис.1). Двуполость этих кошек подчеркивается постоянным смешением указателей рода и, скорее всего, речь идет о Ра и его дочери, которую птолемеевские тексты в храме Дендеры называют Раит, или Ра в женском роде. Центральную часть стелы занимает текст гимна от лица умершего и его супруги, чьи имена так не были указаны. С развитием образа кота в мифологических представлениях, его все чаще начали связывать непосредственно с солнечным божеством. Подобное имеет место в ряде легенд, где кот выступает как странник через пространство иного мира. В только «Литаниях Ра» Солнце предстает в облике кота дважды.
На другой стеле, выполненной для начальника мастеров Пашеду, изображены «кошка, владычица небес» и «прекрасный гусь Амона», причем текст уточняет, что речь идет о священной кошке богини Мут, супруги Амона, в культе которой это животное играло значимую роль.5
Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.6
Первое упоминание о домашней кошке встречается в период XI династии: мать одного из чиновников Ментухотепа носила имя Миу.7 Место кошки в жизни древнего египтянина показывают различные бытовые сценки в росписях стен храмов и гробниц. Красивая пятнистая кошка показана в сцене охоты на фиванской гробнице (№181)8(рис.2), поедающая рыбу кошка из гробницы Нахта в Фивах (рис.3). Множество изображений кошек присутствуют на остраконах, которые иллюстрируют эпос и сказания: Ра, в облике кота убивающий змея Апопа (рис.4), кот пасущий гусей (рис.5) и пр.
Древнейшие изображения кошки (амулеты из кости и фаянса) в религиозном контексте были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения.9 Что касается мелкой пластики-большинство изображений Бастет относится к периоду Нового и Позднего царства. Более ранние изображение либо довольно плохо сохранились, либо редки для построения хорошо обоснованной теории иконографии и выявления тенденций изменения.
Иконография богини Бастет чрезвычайно разнообразна, но вполне поддается классификации. Обратимся к мелкой пластике, так богатой кошачьими изображениями. Они создавались из различных материалов. В Среднем царстве распространенными материалами были: алебастр, гипс, дерево, фаянс, а бронза и терракота — более популярная в Новом и Позднем царстве.
Можно выделить два основных типа: зооморфный и смешанный (антропоморфный с головой кошки).
Наиболее часто встречается Бастет в виде стройной женщины с кошачьей головой и рядом характерных атрибутов. Богиня одета в узкое, доходящее до щиколоток, платье из полосатой материи. Шея и руки украшены браслетами и ожерельями. В прижатой к груди правой руке она держит эгиду с изображением головы кошки. С левого плеча Бастет свисает маленькая круглая плетеная корзинка, а в правой руке располагается символ богини музыки — систр, музыкальный инструмент-трещотка. Подобные статуэтки имеются в коллекции четы Лангтон в Лондоне10, Эрмитаже11, Берлине12, ГМИИ им. А.С. Пушкина13, Хильдесгейме14(рис.6,7).Иногда такая фигура изображается с котятами. Примером может являться статуэтка Бастет с четырьмя котятами из Британского музея (рис.8) Вполне вероятно, количество котят связано с символическим обозначением сторон света, на которые распространяется благосклонность богини.
Наряду с антропоморфными статуэтками имеются и изображения в виде кошки. Она обычно сидит на задних лапах с обвитым вокруг них хвостом и выставленными вперед передними лапами. Здесь выступают свои особенные атрибуты: на голове кошки располагается скарабей, один из отличительных особенностей главной священной кошки храма. Шея украшена нарядным воротником, на котором так же изображен скарабей, перемещающий солнечный диск по небу, и медальон с оком Гора. Если скарабей непосредственно связан с солярной символикой, то око Гора означает Луну (реже Солнце).15В одном или обоих ушах имеется серьга. В некоторых случаях, преимущественно в Поздний период, это украшение встречается и в носу: это, вероятно, можно объяснить культурной традицией, принесенной нубийской XXV династией. Трактовка мордочки, ушей и тела напрямую зависит от общей специфики иконографии конкретного периода: так, поджарое тело с выступающими ключицами больше характерно для статуэток кошек XXII династии16(рис.9), более округлые и мягкие формы свойственны позднединастическому периоду — птолемеевскому (рис.10).
Известны композиции, составленные из двух фигур. Исследователи не сходятся во мнениях, что именно это могло символизировать. Некоторые из египтологов склонны видеть в фигуре второй кошки воплощение души «ка» первой. Но Н. Лангтон. Отдавший много времени изучению иконографии Бастет, опровергает подобную точку зрения.17
Фигурка кошки с котятами принадлежит к особой группе. Кошка изображалась по-разному: это могла быть кошка с одним котенком, находящимся у ног матери. Иногда мать показана в позе защиты, прикрывающая лапой своего котенка. Если котенка три, то один обычно у передних лап матери, второй прижимается с её задним ногам, а третий вскарабкивается на шею. Иногда один котенок сидит перед передними лапами, а два других на спине и голове. Часто котята, число которых превышало трех, образовывали пирамидальную композицию возле кошки, поднявшей переднюю лапу для защиты потомства.18 Однако, порой встречаются и изображение лежащей, кормящей или играющей с котятами кошки(рис.11, 12).
Более редкими считаются изображение охотящейся кошки. Ярким и наглядным примером может служить деревянная статуэтка кошки из Лувра(рис.13).
Еще одним подтипом изображения кошки представляют собой амулеты. Преимущественно в Позднем периоде встречаются амулеты с ушками для подвешивания из камня, фаянса и кости в виде одной кошки или кошки с котятами, число которых доходило до десяти. Кошка и её многочисленное потомство олицетворяло плодородие, благополучие, материнство. 19 Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей, включая те, что исходят от грозных львиноголовых богинь (рис.14).
Изображение Бастет зачастую встречаются совместно с богами, так или иначе связанными с ней. Существуют изображения с Тотом, Осирисом, Нефертумом, Махесом. Последние два бога порой воспринимались (особенно в Нижнем Египте) как сыновья Бастет и их совместное изображение не кажется неожиданным. В Верхнем же Египте роль матери был более распространен культ Сехмет матерью Нефертума и Махеса. Иногда Бастет изображалась вместе с самой богиней Сехмет. Существуют скульптурные группы с фигурой Бастет и богом Бэсом. Соединение это весьма правомерно, ибо образ Бастет, богини любви, музыки и веселья, весьма близкие Бэсу, культ которого тоже связан с музыкой.20 Кроме того они оба покровительствовали женщине и материнству.
Изображения Бастет встречается и на ритуальных предметах, например, таких как систр, где она могла соседствовать как с изображением Хатхор, так и Бэса.(рис.15)
Порой скульптура не просто исполняла сакральную и эстетическую роль, но была и функциональна. Например, она могла представлять собой саркофаг для мумии кошки. Кошку после смерти мумифицировали и хоронили в специальных деревянных ящиках с изображением кошки на стенках.21 Иногда мумию помещали в отлитую из бронзы полую внутри статуэтку кошки.22 Очень сложно заметить тонкий аккуратный шов, который разделяет на две половины бронзовую фигуру кошки птолемеевского периода из Метрополитен музея (рис.16). Другим вариантом являются сосуды в виде кошек или использование фигур для их декорирования. Подобный косметический сосуд из алебастра находиться в Метрополитен музее (рис.17). Зеленые глаза из горного хрусталя и песочного цвета материал придают поистине живой вид сидящей кошке.
Часто встречаются и отдельные головы кошек. Законченность отделки свидетельствует, что голова — не фрагмент статуи кошки, а самостоятельная скульптура. Вряд ли так же она могла принадлежать изображению кошки, выполненному в другом материале, поскольку подобное комбинированные статуэтки неизвестны. Вероятно, головки кошек наряду с статуэтками олицетворяли Бастет и посвящались ей.23 В ГМИИ им. А.С. Пушкина имеется голова кошки, выполненная в технике литья (рис.18). Шерсть на ушах передана тонкими гравированными линиями. Круглое, специально просверленное отверстие в правой мочке предназначалась для серьги. Пустые глазницы были заполнены пастой, ныне утраченной. Подобные головы имеются во многих музейных коллекциях. В музее Копенгагена имеются две головы кошки. Одна из них такой же величины, как и кошка ГМИИ, несет на лбу рельефное изображение скарабея, другая на полсантиметра больше и имеет в левой мочке отверстие для серьги. Обе головы саисского периода, по технике в стиле ближе к головке кошки из ГМИИ.24
Таким образом, мы смогли выделить определенные типы и подтипы изображений богини Бастет, каждая из которых имеет свои особенности иконографии. Это в дальнейшем исследовании поможет адекватно проследить распространение её культа и иконографические изменение в рамках развития искусства Древнего Египта. Однако, неоднозначность иконографии и атрибуции Бастет в мелкой пластике оставляяют многие вопросы открытыми.
Список литературы:
Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог. М., 2004.
Видеман А.Религия древних египтян. М., 2009
Геродот. История, книга II, XLVI. М., 1979
Египетское искусство в государственном музее искусств им. Пушкина, СПб, 1971
Искусство Древнего Египта. Живопись. Скульптура. ДПИ. М.,1972
Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М, 1976.
Луркер М. Египетский символизм. М., 1998
Павлов В.В., Ходжаш С.И.. Египетская пластика малых форм. СПб, 1985
Солкин В.В. Стопы небес. Сокровенный Египет. М., 2006
Рак И. Мифы Древнего Египта. М., 2009
Borchard L. Ein Katzesarg aus dem Neuen Reich.-“ Zeitschrift fur agyptische Sprache und Altertumskunde”? Bd 44, Leipzig, 1907
Carlwright. The Iconography. Vol.45, Chicago,1929
Ikram S. (ed). Divine Creatures. Animal Mummies in Ancient Egypt. Cairo, 2005
Haas H. Bilderatlas zur Religionsgeschichte. Leipzig, 1924
Malek J. The Cat in Ancient Egypt. London, 1993
Morant H. Le chat dans l’art egypten.
Иллюстрации:
Рис. 1. Стела со священными кошками из Дейр эль-Мединэ. XIX-XX династии Эшмоловский музей, Оксфорд.
Рис.2. 'Охота на Ниле' - фрагмент стенной росписи из гробниц в Фивах. Середина II тысячелетия до н. э.
Рис.3. Роспись из гробницы Нахта в Фивах. XVIII династия.
Рис.4. Ра в облике Кота. Фрагмент виньетки из Книги мертвых Хунефера. XIX дин. Британский музей, Лондон. - Британский музей
Рис. 5. Кот, пасущий гусей. Остракон XIX-XX династии
Рис.6. Статуэтки Бастет. Бронза. Поздний период. Эшмоловский музей.Оксфорд.
Рис.7. Богиня Бастет. Бронза. Поздний период. Лейденский музей.
Рис.8. Статуэтка богини Бастет. Бронза. XXVI дин. Британский музей,Лондон.
Рис. 9. Кошка. Дерево. XXII-XXVI династия. Торги Сотби за 2010.
Рис.10. Кошка Бастет. Бронза. 26 династия. Торги Сотби за 2009.
Рис.11. Кошка с котятами.Бронза. 664-525 до н.э. Музей Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне.
Рис. 12. Кошка с котенком. Бронза. XXVI дин. Париж, Лувр
Рис. 13. Охотящаяся кошка. Дерево. Поздний период. Лувр, Париж.
Рис.14 Амулеты Бастет в виде кошек. Поздний период. Эшмоловский музей. Оксфорд.
Рис. 15.Систр. Поздний период. Чикагский университет.
Рис. 16. Кошка. Бронза. 330-30 гг. д.н.э. Метрополитен-музей.
Рис.17. Кошка. Египетский алебастр (кальцит). Среднее царство.Метрополитен-музей.
Рис.18. Факсимильная копия головы кошки Бастет. Оригинал (бронза, Поздний период.) в ГМИИ им.Пушкина
1 Солкин В.В. Стопы небес. Сокровенный Египет. М., 2006.
2 Луркер М. Египетский символизм. М., 1998
3Геродот. История, книга II, XLVI. М., 1979
4 Malek J. The Cat in Ancient Egypt. — London, 1993.
5 Солкин В.В. Стопы небес. Сокровенный Египет. М., 2006.
6 См. там же
7 Солкин В.В. Стопы небес. Сокровенный Египет. М., 2006.
8 Павлов В.В., Ходжаш С.И.. Египетская пластика малых форм. СПб, 1985. С.82
9 См. там же
10 Langton N. The cat in Ancient Egypt, Cambrige, 1940
11 Матье С. Древнеегипетские мифы. Табл. 4
12 Haas H. Bilderatlas zur Religionsgeschichte. Leipzig, 1924 N 2
13 Павлов В.В., Ходжаш С.И.. Египетская пластика малых форм. СПб, 1985. С.83
14 Carlwright. The Iconography. Vol.45, Chicago,1929, N9
15 Луркер М. Египетский символизм. М., 1998
16 Павлов В.В., Ходжаш С.И.. Египетская пластика малых форм. СПб, 1985. С.94
17 См. там же
18 См. там же
19 Morant H. Le chat dans l’art egypten, p.35
20 Рак И. Мифы Древнего Египта. М., 2009. С.87
21 Borchard L. Ein Katzesarg aus dem Neuen Reich.-“ Zeitschrift fur agyptische Sprache und Altertumskunde”? Bd 44, Leipzig, 1907, S.97
22 Павлов В.В., Ходжаш С.И.. Египетская пластика малых форм. СПб, 1985. С. 83
23 Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 2004. С.48
24 Павлов В.В., Ходжаш С.И.. Египетская пластика малых форм. СПб, 1985. С.84