ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Туманова П.В. 1, Гайдаш Т.Н. 1, Глуховченко Е.А. 1
1ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье студенчества является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется на­личием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экза­менов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопре­деления в будущей профессиональной среде, высокий уровень учебных нагрузок.

Студенческий период жизни - не изолированная пространственно-временная ниша, а часть целостного цикла, в рамках которой завершается формирование фундамента здоровья человека и осуществляется процесс его профессионального образования. Уже ни для кого не секрет, что получение образования связано с потерей здоровья в той или иной мере.

В качестве самого отрицательного фактора, влияющего на здоровье в период студенчества, с точки зрения его влияния на здоровье, отмечается состояние нервного напряжения, переутомления.

Таким образом, формирование соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния – одно из важнейших направлений в сохранении и укреплении здоровья студентов.

Актуальность темы исследования. Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к учащимся учебных заведений. Объем и интенсивность нагрузок, испытываемых сегодня студентами, часто приближается к тому уровню, который влечет за собой стойкие нарушения как физического функционирования организма, так и нарушения его психологической устойчивости. В связи с этим вопросы сбережения здоровья и профилактики заболеваний среди учащейся молодежи особенно актуальны. Неоспорим тот факт, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, развитой стрессоустойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Объект исследования: студенты медицинского колледжа.

Предмет исследования: влияние обучения методам профилактики стрессов на психологическое здоровье студентов.

Цели исследования: выявить и описать взаимосвязь между повышением уровня знаний о методах и способах самокоррекции психики и уровнем подверженности стрессу.

Задачи исследования: проведение теоретического обзора по исследуемой тематике, разработка и реализация плана занятий по обучению методам профилактики стресса, обобщение результатов и разработка предложений.

Методы исследования: анкетирование студентов колледжа.

Гипотеза настоящего исследования. Обучение методам профилактики стрессов укрепляет психологическое здоровье студентов.

Практическая значимость работы. На примере проведенного эмпирического исследования было доказано положительное влияние полученных знаний на здоровье студентов.

Материалы работы могут быть использованы для выступления на конференциях, проведении тематических лекций и классных часов, в курсе лекций по анатомии, биологии, гигиене, основам сестринского дела, психологии, для проведения практических занятий.

Новизна представленного исследования. В экспериментальной части работы программа исследования была спланирована на основе 5 этапов сестринского процесса.

1.Литературный обзор

1.1.Здоровье – главная ценность человека

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье.

Здоровье рассматривается как характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Решение задачи сохранения и укрепления здоровья в значительной степени находится в руках самого человека. Прежде всего он сам должен соответствующим образом научиться организовывать свою деятельность. Сохранение цело­стности личности, ее здоровья – это результат целого комплекса мер, которые человек должен осуществлять по отношению к себе, опираясь на необходимые знания и умения. Отметим лишь ряд пунктов той программы, которые ориентированы на поддержание физического и психического здоровья человека. Это:

♦ готовность к постоянному самоизменению;

♦ внутренняя личностная ответственность за собственное здоровье;

♦ способность жить в согласии с самим собой, внутренняя сбалансированность;

♦ овладение приемами самовосстановления после перегрузок;

♦ выработка адекватных средств преодоления нежелательных состояний;

♦ овладение приемами психической саморегуляции и нормализации уровня работоспособности, устранения последствий утомления;

♦ предупреждение возможных личностных деформаций;

♦ поддержание своего ин­теллектуального, творческого потенциала;

♦ исключение из своей жизни саморазрушающих стратегий поведения;

♦ развитие навыков самоконтроля за течением мыслительного процесса, уме­ния в нужное время осуществлять умственную релаксацию.

Безусловно, принимая во внимание современные особенности жизнедеятель­ности человека, надо признать, что од­ним из наиболее опасных факторов, представляющих большую угрозу состоянию здоровья, является психологический стресс.

Самое существенное влияние на характер развития стресса, глубину и последствия его переживания оказывают индивидуальные особенности человека. Некоторые из них, обеспечивают стрессоустойчивость человека, усиливают его возможности в противодействии стрессогенным факторам. Среди главных психологических свойств, способствующих приспособлению к стрессу, его преодолению, можно назвать оптимизм, чувство юмора, волевые ка­чества, доброжелательность, самоуважение.

Все большее признание находит точка зрения, в соответствии с которой борьба со стрессом должна носить предупредительный характер. Широко разрабатываются различные виды программ, семинаров, тренингов по управлению стрессом. Акцент в них делается на формирование соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния. Наряду с программами по повышению степени физической тренированно­сти стрессоустойчивость все чаще развивают с помощью различных методов пси­хической саморегуляции, в том числе аутогенной тренировки, биологической обратной связи, медитации и др.

1.2. Стресс в студенческой среде

Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни чело­века, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отно­шению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Сильная ориен­тация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студента возможные опасения, связанные с последствиями длительно­го стресса.

Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скуч­ная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровожда­ется действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе ровесников. Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания.

В исследовании причин студенчес­кого стресса часто отмечается, что одна из них — недостаточная идентификация со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной. Осо­бенно это замечается у студентов-первокурсников, впервые столкнувшихся с новы­ми, отличными от школьных, требованиями. Анонимность студента-первокурсни­ка особенно остро ощущается иногородними студентами, оторванными от дома и семьи, переживающими трудный процесс приспособления к новым условиям жиз­ни.

Следующий важный фактор психического здоровья студентов — удовлетворенность результатами сво­ей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятнос­тью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положитель­ная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград. Сознание возможности определения целей и способов их достижения способствует формированию стрессоустойчивости и поиску конст­руктивных стратегий преодоления стресса. Убеждение в низкой собственной эффективности может приводить к нарушениям когнитивных процессов в ситуации нагрузки, например блокаде памяти и мышления в ситуациях экзаменов. Ожидания неконтролируемости значимых событий приводят к развитию отрицательных эмоций, причем эти ожидания часто сводятся к раннему негативному опыту (например, неудачно сданный экзамен), который становится устойчивым убеждением.

Нынешнему этапу развития школы профессионального обучения присущ ряд отличительных особенностей. Широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, обусловило возросшую интенсивность информационного потока – это с одной стороны.

С другой стороны, ограниченное время на переработку и усвоение информации, необходимость заучивания больших объемов материала, перегруженность учебных программ в сочетании с несовершенным режимом питания и иррациональной организацией досуга заставляют студентов заниматься до 10-12 часов, а в период сессии – до 14-16 часов в сутки. Объем и интенсивность нагрузок, испытываемых сегодня студентами, приближается к тому уровню, который некоторые авторы называют «пределом физиологических возможностей организма».

Следствием учебных перегрузок студентов становится ухудшение состояния их здоровья, снижение адаптационных возможностей организма, нарушение психологического равновесия.

Таким образом, формирование соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния – одно из важнейших направлений в сохранении и укреплении здоровья студентов.

1.3.Основные методы профилактики стресса

В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)”.

Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им? Рассмотрим основные методы профилактики (упражнения – см. приложение 2).

1.Релаксация.

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

2. Концентрация.

Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Часто в процессе деятельности человек выполняет несколько функций. Каждая из них требует сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Такая многофункциональность изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня.

3.Ауторегуляция дыхания.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание.

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического.

Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

2.Экспериментальная часть. Исследование влияния обучения методам профилактики

стрессов на психологическое здоровье студентов

2.1 Характеристика эмпирической базы. Программа исследования. Представление результатов

На базе Краснодарского краевого базового медицинского колледжа была проведена исследовательская работа, изучающая влияние обучения методам профилактики стрессов на психологическое здоровье студентов.

В исследовании приняли участие 2 группы студентов. Общий объем выборки составил 60 человек в возрасте от 18 до 20 лет.

Программа исследования была спланирована на основе 5 этапов сестринского процесса, организационная структура которых включает:

1 этап: сбор информации.

2 этап: выявление проблем.

3 этап: планирование.

4 этап: реализация намеченного плана.

5 этап: оценка результатов.

1. Сбор информации. Для получения сведений было проведено необычное анкетирование испытуемых. Вопросы демонстрировались в виде слайдов презентации под названием «Факторы риска заболеваний». Респонденты должны были отметить знаком «+» или «-» те пункты, которые по их мнению оказывают наибольшее влияние на здоровье человека.

2. Выявление проблем. В ходе проведенного анкетирования было определено, что на 1 месте среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, оказались стрессы. В ходе беседы все наши респонденты отмечают, что хотя и знают, что нервничать вредно для здоровья, но часто не знают, как с этим справиться.

3. Планирование. Этот этап включал в себя изучение литературы по медицине и психологии и разработку интересных практические занятий по теме «Основные методы профилактики стресса», составление графика их проведения. Для подтверждения гипотезы исследования было принято решение о проведении опроса до и после проведения занятий по обучению методам профилактики стресса.

4. Реализация намеченного плана.

4.1. Проведение в группе респондентов опроса по анкете Э.Ховарда «Как сильно ты подвержен стрессу» (бланк анкеты - см.приложение 1)

4.2. Проведение практических занятий в группах респондентов по теме «Основные методы профилактики стресса». Занятия проводились в интересной форме - выполнение доступных, легко запоминающихся упражнений по каждому из методов стрессопрофилактики под музыкальное сопровождение.

4.3. Повторное проведение в группе респондентов опроса по анкете Э.Ховарда «Как сильно ты подвержен стрессу».

5. Оценка результатов. По итогам проведенной работы был проведен анализ ответов испытуемых до и после проведения занятий по обучению методам профилактики стресса. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.Сравнительная характеристика результатов тестирования до и после

проведения занятий по обучению методам профилактики стресса

Результаты опроса

До проведения занятий

После проведения занятий

Слабо подвержен стрессу

12%

22%

Умеренно подвержен стрессу

40%

38%

Сильно подвержен стрессу

48%

40%

Для более наглядного представления результатов отразим данные таблицы 1 в диаграмме

Диаграмма 1. Результаты тестирования до и после

проведения занятий по обучению методам профилактики стресса

2.2.Анализ и интерпретация результатов

1. По результатам опроса по анкете Э.Ховарда «Как сильно ты подвержен стрессу» до проведения занятий по обучению методам профилактики стресса испытуемые считают, что: они слабо подвержены стрессу – 12%,умеренно подвержены стрессу-40%,сильно подвержены стрессу – 48%.

2. По результатам опроса по анкете Э.Ховарда «Как сильно ты подвержен стрессу» после проведения занятий по обучению методам профилактики стресса испытуемые считают, что: они слабо подвержены стрессу – 22%,умеренно подвержены стрессу-38%,сильно подвержены стрессу – 40%.

3.На основании полученных данных мы можем утверждать, что занятия по обучению методам профилактики стресса уменьшают процент респондентов умеренно (на 2%) и сильно (на8%) подверженных стрессу и значительно увеличивают процент респондентов слабо подверженных стрессу (на 10%).

3.Выводы:

1. Здоровье студенчества является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

2. В качестве самого отрицательного фактора учебной деятельности с точки зрения его влияния на здоровье, отмечается состояние нервного напряжения, переутомления.

3. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

4. Формирование соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния – одно из важнейших направлений в сохранении и укреплении здоровья студентов.

5. Обучение студентов методам профилактики стресса снижает его уровень, т.е. укрепляет психологическое здоровье студентов, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

4. Предложения:

1. Необходимо продолжить проведение занятий по обучению методам профилактики стресса в связи с актуальностью проблемы.

2. Следует расширить контингент участников занятий в связи с повсеместностью проблемы.

3. Широко использовать данные исследования в курсе учебных дисциплин колледжа.

4. Предоставить доступ к тематике занятий в индивидуальное пользование каждому студенту.

Список литературных и медийных источников информации:

  1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М., 1987.

2. Васильева О.С.Психология здоровья человека.М.,2001.

3. Рогинская Т.И.Профилактика стресса в студенческой среде// «Ананьевские чтения-2001» СПб.,2001.

4. Стресс жизни. Сборник. Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. М.,2004.

5. Черепанова Е.М.Психологический стресс. Помоги себе и ребенку.М.,2006.

Интернет-ресурсы:

6. www.zdorovieinfo.ru

7. www.zdr.ru

8. www.megamedportal.ru

9. www.med-prof.ru

10. www.med-tutorial.ru

11. www.study.ru

Приложение 1. «КАК СИЛЬНО ТЫ ПОДВЕРЖЕН СТРЕССУ» (анкета Э. Ховарда)

Студент (ка) ______ курса ___________________ отделения

Пол _______ Возраст __________

ИНСТРУКЦИЯ: Прочтите каждое утверждение и проставьте баллы, которые более точно отражают Ваше состояние.

1 – обычно 2 – иногда 3 - редко

   

Обычно

Иногда

Редко

1.

Я легко раздражаюсь и обижаюсь

3

2

1

2.

Я терпеть не могу проигрывать.

3

2

1

3.

Если кто-то нападает на меня или критикует, я злюсь, но не показываю своих чувств.

3

2

1

4.

Я страдаю от нетерпения, когда приходится стоять в очереди.

3

2

1

5.

Я могу взять на себя больше ответственности, хотя знаю, что буду чувствовать себя дискомфортно.

3

2

1

6.

Мне трудно обратиться за помощью, когда она мне требуется.

3

2

1

7.

Я прибегаю к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс.

3

2

1

8.

Я обсуждаю проблемы с людьми, которым доверяю.

1

2

3

9.

Мне трудно извиниться, если я сделал ошибку.

3

2

1

10.

Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.

3

2

1

11.

Если другие задевают мои чувства, я даю им понять это.

1

2

3

12.

Я считаю, что отдаю друзьям больше, чем получаю от них.

3

2

1

13.

Я отвожу себе время для отдыха и получаю удовольствие от развлечений.

1

2

3

14.

Я нахожу время для ежедневных или почти ежедневных занятий физкультурой.

1

2

3

15.

Я часто смеюсь и улыбаюсь.

1

2

3

 

ИТОГО:

     

Теперь сложите свои ответы и посмотрите, к какой группе вы относитесь:

15 - 25 баллов: вы слабо подвержены стрессу;

26 - 35 баллов: вы умеренно подвержены стрессу;

36 - 45 баллов: вы сильно подвержены стрессу.

Совпадают ли ваши предположения с результатами теста? ___________(да,нет).

Приложение 2. Тематика упражнений.

В процессе выполнения упражнений используется музыка для медитации.

Релаксация

УПРАЖНЕНИЕ «НАДУВНАЯ ФИГУРА»

Вообрази, что ты лежишь на кровати и твое тело состоит из надувных резиновых баллонов. Сначала мысленно открой вентили на пятках - воздух начинает уходить из ног. Постепенно от них остаются лишь резиновые формы, плоско лежащие на кровати. Затем открывай вентили последовательно на груди, руках, голове, шее, пока все твое тело не расслабится и не превратится в сдутый силуэт.

УПРАЖНЕНИЕ «РАСТЯГИВАНИЕ»

  1. Встань прямо. Представь, что ты тянешься вверх, как стебель с цветком к солнцу.

  2. Глубоко вдохни, сосредоточь внимание на точке перед собой.

  3. Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни к потолку. Сосредоточься на дыхании.

  4. Представь, что хочешь дотянуться пальцами до звезд.

  5. Плавно опусти руки.

  6. Дотянись до пола пальцами, не сгибая колен. Если не можешь этого сделать, наклоняйся не так низко.

  7. Выпрямись и сделай несколько наклонов в стороны. Руки в это время в сторону и за голову. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах.

УПРАЖНЕНИЕ «ЖИРАФ»

  1. Сделай вдох и расслабься.

  2. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем на лево. Повтори три раза, затем подними каждое плечо несколько раз.

  3. Снова сядь прямо и удобно. Почувствуй, как расслабилась шея.

Концентрация

Существуют два варианта основных концентрационных упражнений:

а) концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

б) концентрация на слове.

Выберите какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово,которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произнесите первый слог на вдохе, второй - на выдохе. Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному результату - релаксации всей мозговой деятельности.

Регуляция дыхания

УПРАЖНЕНИЕ «Л И Ф Т»

  1. Учимся выделять три участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6-8 или 12 секунд. В каждом из них.

  2. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая воздух через рот тонкой струйкой, почувствуйте, как воздух начинает свой путь снизу (от живота).

  3. Снова вдохните воздух. Он поднимается на этаж выше - к желудку. Выдохните.

  4. Вдохните еще раз и поднимите лифт на следующий этаж - грудь. Выдохните.

  5. А сейчас можно отправиться на чердак. Вверх по горлу, к щекам, лбу. Почувствуйте. Как воздух наполняет голову.

  6. Когда выдохните, почувствуйте, что все напряжение и волнение вышло из вашего тела, словно из двери лифта.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

  1. Представь, что в твоей груди воздушный шарик. Вдыхая через нос, заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

  2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик заполняется воздухом и становится все больше и больше.

  3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

  4. Сделай паузу и сосчитай до пяти.

  5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до трех.

  6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

  7. Повтори три раза, выдыхая и вдыхая, представляя, что каждое легкое - надутый воздушный шарик.

  8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

Просмотров работы: 10338