ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Асхадуллина А.Р. 1
1НОУ ВПО "Университет управления "ТИСБИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Финансирование социальных услуг осуществляется в основном государственными и муниципальными органами власти. Расходы на социальную сферу представляют важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджет. Республиканский бюджет – это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета республика имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития.

Согласно отчету об исполнении бюджета расходы бюджета Республики Татарстан за 2012 год составили 180 649 120,7 тыс. рублей.[4]

Для расчета структуры финансирования используется показатель относительной величины структуры, который показывает удельный вес расходов на финансирование вида деятельности в общем объеме расходов бюджета.

Результаты расчетов расходов бюджета Республики Татарстан в 2012 году представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. «Структура расходов бюджета Республики Татарстан в 2012году»

Согласно отчету об исполнении бюджета расходы бюджета Республики Татарстан за 2011 год составили 169 776 892,1 тыс. рублей.[3]

Для расчета структуры финансирования используется показатель относительной величины структуры, который показывает удельный вес расходов на финансирование вида деятельности в общем объеме расходов бюджета.

Результаты расчетов расходов бюджета Республики Татарстан в 2011 году представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. «Структура расходов бюджета Республики Татарстан в 2011году»

Как видно, наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан за 2011 и 2012 года занимают расходы по разделам: «Национальная экономика», «Здравоохранение», «Образование» и «Социальная политика». Эта тенденция является отражением социальной ориентированности государственного развития принятый за национальный ориентир в России.

Диаграмма 3. «Структура расходов бюджета по разделам Республики Татарстан в 2011 и 2012 году»

Из диаграммы 3 видно, что увеличились расходы по разделам «Здравоохранение» и «Социальная политика» - это говорит о том, что бюджет становится более социально-направленным.

Структурный анализ расходов бюджета был конкретизирован по получателям финансовых средств в диаграмме 4.

Диаграмма 4. «Структура расходов бюджета по ведомствам Республики Татарстан в 2012 году»

Из диаграммы 4 видно, что наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан за 2012 год занимают расходы Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ 28,7%; Министерства финансов РТ 23,02% и Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ 12,7%.

Приоритетные позиции Министерства строительства связаны с активизацией строительной деятельности, в связи с проведением Универсиады в 2013 году. Позиционирование Министерства финансов обусловлено межбюджетными отношениями на субнациональном уровне. Особое внимание заслуживает Министерство труда, занятости и социальной защиты, что свидетельствует о социальной ориентированности бюджетной политики Республики Татарстан.

Одной из важнейших задач российского общества является повышение качества управления социальным развитием региона. Современная наука имеет в своем арсенале множество подходов к управлению социальными процессами. Но при этом значительное внимание в настоящее время уделяется программно-целевому методу, позволяющему эффективно решать комплексные задачи социально-экономического развития региона.

Парамонова Т.А. в своей работе обращает внимание на преимущества программно-целевого метода[8]:

  • Дает четкое понятие государственным органам и обществу, на что тратятся бюджетные средства;

  • Обеспечивает прозрачность бюджета и дает возможность по последствиям исполнения бюджета оценить, достигнуты ли поставленные на этапе планирования цели и выполнены ли задачи;

  • Требует более дисциплинированного бюджетного процесса, поскольку устанавливает конкретные показатели результативности и соответствующие показатели расходов, и тем самым тяжелее использовать эти средства на цели, которые отличаются от изначально определенных целей;

  • Упорядочивает организацию деятельности главного распорядителя относительно формирования и исполнения своих бюджетов путем четкого расчленения ответственности между ответственными исполнителями в его системе по реализации каждой бюджетной программы, а также повышает ответственность главного распорядителя в целом за соблюдением ответственности всех своих бюджетных программ установленной цели его деятельности, их финансовое обеспечение и улучшает управление бюджетными программами;

  • Дает возможность повысить эффективность распределения и использования бюджетных средств, обеспечению приоритетных направлений и целесообразности отдельных расходов бюджета исходя из большей информированности относительно конкретной бюджетной программы;

  • Дает возможность пересмотреть функциональную классификацию расходов бюджета для приведения ее к международным стандартам и применение исключительно с целью составления сводных бюджетов;

  • Целевая программа обеспечивает одновременное решение нескольких задач:

    • планирование целей и желаемых результатов;

    • расчет потребности ресурсов для каждого мероприятия в отдельности, для комплекса мероприятий по этапам реализации и в целом по программе на весь срок ее реализации;

    • планирование деятельности исполнителей мероприятий в ключе программных задач и составление баланса ресурсов в системе стратегических целей;

    • планирование ресурсов из различных источников в формате аналогичных программных целей.[8]

Одним из ключевых инструментов финансирования государственных расходов выступают программно-целевые методы[7;77-88]. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства.

Согласно Отчету об исполнении бюджета за 2012 год расходы на реализацию республиканских целевых программ и мероприятий в 2012 году составили 5 947 234,1 тыс. рублей [1]. Удельный вес расходов на реализацию республиканских целевых программ и мероприятий составил 3,3% от общей суммы расходов, произведенных за 2012 год.

Проведем анализ применения программно-целевого метода государственного финансирования по ведомствам.

Диаграмма 5. «Структура расходов бюджета на целевые программы Республики Татарстан в 2012г оду по ведомствам»

Из диаграммы 5, видно, что наибольший расход бюджета на целевые программы у Министерства образования и науки РТ (2052443,8 тыс. руб) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ(1373381,2 тыс. руб).

15 октября 2012года в Казани состоялось заседание Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству, на котором депутаты обсудили проект закона республики «О бюджете Республики Татарстан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.»[6].

Согласно проекту закона«Обюджете Республики Татарстан на 2013год» общая сумма доходной части бюджета РТ учтена на 2013 год в размере 128,3 млрд. рублей [5]. Общая сумма средств, направляемых в 2013 году на финансирование республиканских целевых программ, составит 5,8 млрд. рублей. Соответственно, удельный вес расходов на реализацию республиканских целевых программ составит 4,5% от общей суммы расходов. В 2013-2015 гг. продолжится реализация социально-значимых программ, бюджет будет социально-направленным[6].

­­­Подводя итоги, можно отметить что, проект бюджета Республики Татарстан на 2013 год разработан с применением методов бюджетирования, ориентированных на результат, центральным из них является программно-целевой принцип. Данный подход основан на преимущественном распределении средств по ведомственным и долгосрочным целевым программам и направлен на повышение эффективности бюджетных расходов. Доходы бюджета сформированы исходя из макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Татарстан.

Одним из действенных инструментов управления социально-экономическим развитием территорий в зарубежной и отечественной практике является программно-целевой метод. Он позволяет не только находить наиболее оптимальные варианты региональных преобразований, но и обеспечивать их необходимыми ресурсами, а также координацией процессов планирования, управления и принятия решений при постановке задач по управлению изменениями.

Оценка позиционирования программно-целевого метода Республики Татарстан позволяет сделать вывод о не значительной роли целевых программ в общем объеме финансирования – 3,3 %, однако наблюдается увеличение до 4,5% в 2013 году.

Список литературы:

  1. Закон Республики Татарстан от 22.06.2012 № 42-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов" (24.06.2012 г.)

  2. Закон РТ от 30.11.2011 № 96-ЗРТ "О бюджете Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (30.11.2011 г.)

  3. Закон РТ от 11.06.2012 № 29-ЗРТ "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2011 год" (13.06.2012 г.)

  4. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан и бюджета Республики Татарстан (16.11.2012 г.)

  5. Социальная направленность РТ усилена/ http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-71/the-social-orientation-of-strengthened/

  6. «Татар – информ» Проект закона республики «О бюджете Республики Татарстан на 2013 год»

  7. Кулькова В.Ю. Межбюджетный механизм финансирования государственных услуг в отрасли здравоохранения Республики Татарстан. – М.: Креативная экономика, 2008. – 224 с.

  8. Парамонова Т.А. «Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития».Vasilievaa.narod.ru/gu/dipl/Reg_rol/ reg_rol1.htm

Просмотров работы: 1897