КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная [3, c. 35]. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей.

Отличительной чертой всех учебных игр, используемых на уроке английского языка, является их коммуникативная направленность и обусловленность. А это как раз отвечает главной цели обучения любому иностранному языку и английскому в особенности – развитию коммуникативной компетенции, то есть, умению общаться [2, c. 336]. И здесь, конечно, нельзя не выделить коммуникативные игры в обучении английскому языку.

Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи [1, c. 30].

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь возможность свободно продвигаться по комнате.

Основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.

Успешное завершение коммуникативной игры заключается в выполнении определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы, диаграммы или нахождения двух совпадающих картинок), нежели правильное построение структуры предложения (использование языка).

Выделяют следующие виды коммуникативных игр:

  1. Коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования.

Данный прием предполагает распределение определенных предметов в порядке значимости, важности их предпочтения.

Для I типа коммуникативных игр, в основе которых лежит прием ранжирования, нами разработана игра по теме “Colours” в 4 классе. Детям предлагается выбрать для 5-6 цветов характеристики наилучшим образом подходящие к тому или иному цвету. Учащимся дается немного времени (3–4 минуты), они обдумывают все варианты и ставят цифры в соответствующие графы. Например, если они думают, что самый успокаивающий цвет – зеленый, то они ставят цифру 4 в графе напротив графы зеленого цвета. Затем все учащиеся делятся между собой своими мнениями.

С помощью этой игры у детей развиваются не только интеллектуальные способности, но и речевые навыки, а также умения вести дискуссию.

  1. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у учащихся, то есть основываются на принципе информационного пробела (пробела в информации).

Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные факты.

II тип игр характеризуется полным или частичным отсутствием информации, которую учащиеся должны узнать, задавая вопросы друг другу и отвечая на них. Например, в нашей игре данного типа мы предлагаем двум учащимся (парный вид деятельности) задать друг другу вопросы и ответить на них о семье двух детей, пользуясь карточками.

3)Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов.

В этом случае каждый учащийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей. Можно дать дополнительное задание: определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку. Такая работа развивает творческие способности учащихся.

  1. Игры на поиск пары и координацию действий.

Для IV типа коммуникативных игр характерно создание речевых ситуаций, в которых учащийся должен найти себе собеседника с близкими ему интересами и планами. Нами была разработана игра “Shopping”. Учащиеся выбирают те вещи и продукты, которые бы купили либо в магазине, либо на рынке и так далее. Такие игры реализуют благоприятную дружескую атмосферу на уроке, способствуют применению учащимися большого количества лексических единиц в речи.

5) Интервью.

Этот прием предполагает использование на уроках английского языка интервью, как процесс организации совместной деятельности всех учащихся, процесс обмена информацией между всеми участниками речевой ситуации. Нами было предложено интервью по теме “Myfavouritesubject”. Но для начала был проработан комплекс вопросов с тем, чтобы активизировать прежний опыт детей по этой теме.

6) Ролевая игра.

VI тип игр строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению [4, c. 7].

Например, нами была разработана ролевая игра «Театральщики». Задание первому партнеру: Вы – иностранец, приехавший из Америки в Россию, и хотите поступить в Институт или Университет, мечтаете стать педагогом.

Задание второму партнеру: Вы – студент Российского вуза медицинского факультета, Ваша задача – убедить иностранца поступить в Ваш Вуз. Можете использовать следующую лексику: money, Faculty, to study, grant, a refreshment room, a student, dean’s office.

Важно отметить, что коммуникативная игра способствует познавательной активности учащихся при изучении английского языка, делает процесс овладения иностранным языком радостным, творческим и коллективным.

Итак, можно сделать вывод, что коммуникативная игра – одно из самых важных средств развития коммуникативной компетенции на уроке английского языка.

Литература

  1. Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 29–31.

  2. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М. : Академия, 2006. – 336 с.

  3. Каменецкая, Н. П. Игра как метод обучения иностранным языкам / Н. П. Каменецкая // ИЯШ. – 2010. – № 6. – С. 34–38.

  4. Соловейчик, С. Л. Ролевая игра в обучении иностранному языку / С. Л. Соловейчик // Первое сентября. – 2008. – 15 января (№ 1). – С. 7–8.

Просмотров работы: 7977