ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА

Яничкина А.А. 1, Осадчая Н.А. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оценка финансовых результатов, платежеспособности и достигнутого уровня использования имеющегося организационного, производственно-технологического, финансово-экономического потенциала предприятия необходима для проведения анализа деятельности предприятия по повышению его конкурентоспособности.

В свою очередь, оценка конкурентоспособности предприятия тесно связана с анализом его хозяйственной деятельности. Определение показателей конкурентоспособности предприятия служит исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности. При оценке уровня конкурентоспособности предприятия необходимо использовать целый ряд показателей.

При проведении оценки конкурентоспособности предприятия необходимо решить задачи:

– определить состояние конкурентоспособности на момент оценки;

– выявить тенденции и закономерности в повышении конкурентоспособности предприятия за анализируемый период;

– определить «слабые места», негативно влияющие на конкурентоспособность предприятия;

– выявить резервы, которые возможно использовать для повышения конкурентоспособности предприятия.

В данной работе будет рассмотрен ресурсный метод оценки конкурентоспособности предприятия, предложенный И. Максимовым, который называют комплексным показателем конкурентоспособности организации на основе использования среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности [1].

,

где Кi – единичные показатели конкурентоспособности организации общим числом N;

Wi – показатель значимости (веса) i-го единичного показателя конкурентоспособности.

Чаще всего на практике используют нормированные значения значимостей (весов) единичных показателей конкурентоспособности, т.е. их сумма должна быть равной единице.

Данный подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации предлагают использовать И. Максимов, Артур А. Томпсон-мл, Дж. Стрикленд и ряд других авторов [2].

Максимов И. относит к основным критериям конкурентоспособности организации:

– эффективность ее производственной деятельности;

– финансовое положение;

– эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке;

– конкурентоспособность продукции.

Метод позволяет определить оценки комплексных показателей конкурентоспособности для организации и конкурентов и выявить относительную позицию на рынке.

Преимущество данного подхода состоит в том, что учитывается важность единичных показателей конкурентоспособности, что дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство.

В данной работе, в качестве информационной базы для расчетов, будут рассмотрены результаты хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "ДОН-СТРОЙ".

Основными направлениями деятельности ЗАО "ДОН-СТРОЙ" являются:

1) производство общестроительных работ по возведению зданий;

2) деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве

В основе методики оценки конкурентоспособности ресурсным подходом И. Максимова лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности [3].

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

И в четвёртую группу – показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.

В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия предусматривает три последовательных этапа.

1 этап. Расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия (таблица 1) и перевод показателей в относительные величины (таблица 2).

Таблица 1

Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия

Критерии и показатели конкуренто-способности

Роль показателя в оценке

Правило расчета показателя

Фактические значения по годам

     

2010 г.

2011 г.

2012 г.

А

1

2

3

4

5

1. Эффективность производственной деятельности предприятия

1.1.Издержки производства на единицу продук-ции, тыс. руб.

Отражает эффективность затрат при выпуске продукции

       

1.2.Фондоотдача, тыс. руб.

Характеризует эффективность использования основных производственных фондов

       

1.3.Рентабель-ность товара, %

Характеризует степень прибыльности производства товара

       

1.4.Производи-тельность труда,

Отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы

       

2. Финансовое положение предприятия

2.1.Коэффициент автономии

Характеризует независимость предприятия от заемных источников

       

2.2.Коэффициент платёжеспособ-ности

Отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность банкротства

       

2.3.Коэффициент абсолютной ликвидности

Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств

       

2.4.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Характеризует эффективность использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения

       

3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара

3.1.Рентабель-ность продаж, %

Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара

       

3.2.Коэффициент затоваренности готовой продукцией

Отражает степень затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса

 

-

-

-

3.3.Коэффициент загрузки производственной мощности

Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы быта

 

0,87

0,88

0,93

3.4.Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта

Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта.

       

4. Конкурентоспособность товара

4.1.Качество товара

Характеризует способность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением.

Комплексный метод

0,5

0,6

1

4.2. Цена товара, тыс. руб.

 

Цена 1 м²

18

22

23

Таблица 2

Перевод единичных показателей в относительные величины (баллы)

Критерии и показатели конкурентоспособности

2010 г. (базовый)

Значение показателя в баллах

   

2011 г.

Балл

2012 г.

Балл

1. Эффективность производственной деятельности предприятия

1.1.Издержки производства на единицу продукции, тыс. руб.

0,985

0,929

10

0,935

10

1.2.Фондоотдача, тыс. руб.

11,003

26,062

15

26,771

15

1.3.Рентабельность товара, %

2

1

5

2

10

1.4.Производительность труда, тыс. руб./ чел.

55,613

310,058

15

326,253

15

2. Финансовое положение предприятия

2.1.Коэффициент автономии

0,118

0,016

5

0,102

5

2.2.Коэффициент платёжеспособности

0,133

0,017

5

0,113

5

2.3.Коэффициент абсолютной ликвидности

0,089

0,410

15

0,008

5

2.4.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

21,466

65,723

15

46,741

15

3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара

3.1.Рентабельность продаж, %

2

1

5

2

10

3.2.Коэффициент затоваренности готовой продукцией

-

-

-

-

-

3.3.Коэффициент загрузки производственной мощности

0,87

0,88

15

0,93

15

3.4. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта

0,271

0,351

15

0,172

5

4. Конкурентоспособность товара

4.1.Качество товара

0,5

0,6

-

1

-

4.2. Цена товара, тыс. руб.

18

22

-

23

-

В целях перевода показателей в относительные величины используется 15-ти балловая шкала. При этом 5-ю баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами – на уровне базового; 15-ю баллами –лучше, чем базовый.

2 этап. Расчёт критериев конкурентоспособности предприятия по представленным ниже формулам.

3 этап. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия (таблицы 3, 4).

Интегральный показатель конкурентоспособности может быть представлен суммой и рассчитываться по формуле [1]:

,

где - частные показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия общим числом ;

- весомость отдельных факторов в общей сумме.

И. Максимов, применяя эту формулу, получил для коэффициента конкурентоспособности следующее выражение средней взвешенной арифметической:

,

где - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;

- значение критерия финансового положения предприятия;

-значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;

- значение критерия конкурентоспособности товара (услуги).

Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эп, Фп, Эс, Ат в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным аддитивным выражениям.

Таблица 3

Расчет коэффициента конкурентоспособности в 2011 г. методом И. Максимова

Исходная формула

Расчет по формуле

 

2011 г.

А

1

Коэффициент конкурентоспособности

Критерий эффективности производственной деятельности

 

Критерий финансового положения предприятия

 

Критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара

 

Показатель конкурентоспособности товара

 

Таблица 4

Расчет коэффициента конкурентоспособности в 2012 г. методом И. Максимова

Исходная формула

Расчет по формуле

 

2012 г.

А

1

Коэффициент конкурентоспособности

Критерий эффективности производственной деятельности

 

Критерий финансового положения предприятия

 

Критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара

 

Показатель конкурентоспособности товара

 

Критерий эффективности производственной деятельности предприятия определяется:

,

где - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;

- относительный показатель фондоотдачи;

- относительный показатель рентабельности товара;

- относительный показатель производительности труда;

0,31; 0,19; 0,40; 0,10 – коэффициенты весомости показателей.

Критерий финансового положения предприятия находится по формуле:

,

где - относительный показатель автономии предприятия;

- относительный показатель платежеспособности предприятия;

- относительный показатель ликвидности предприятия;

- относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;

0,29; 0,20; 0,36; 0,15 – коэффициенты весомости показателей.

Критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара:

,

где - относительный показатель рентабельности продаж;

- относительный показатель затоваренности готовой продукцией;

- относительный показатель загрузки производственных мощностей;

- относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;

0,37; 0,29; 0,21; 0,14 – коэффициенты весомости показателей.

Показатель конкурентоспособности товара определяется следующим образом:

,

где - показатель качества товара;

- показатель цены товара.

Показатель конкурентоспособности в 2011 г. составляет 5,99, в 2012 г. – 5,35.

На основании выполненных расчетов конкурентоспособности предприятия ЗАО "ДОН-СТРОЙ" можно сделать вывод, что по сравнению с 2011 г. конкурентоспособность в 2012 г. немного снизилась в связи с ухудшением показателя финансового положения предприятия; коэффициента абсолютной ликвидности; показателя эффективности организации сбыта и продвижения товара; коэффициента эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.

Список литературы

1. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – №4.

2. Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – М.: Вильямс, 2006. – 928 с.

3. Сорокина И.Э Методы оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – №4.

Просмотров работы: 9190