В свою очередь, оценка конкурентоспособности предприятия тесно связана с анализом его хозяйственной деятельности. Определение показателей конкурентоспособности предприятия служит исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности. При оценке уровня конкурентоспособности предприятия необходимо использовать целый ряд показателей.
При проведении оценки конкурентоспособности предприятия необходимо решить задачи:
– определить состояние конкурентоспособности на момент оценки;
– выявить тенденции и закономерности в повышении конкурентоспособности предприятия за анализируемый период;
– определить «слабые места», негативно влияющие на конкурентоспособность предприятия;
– выявить резервы, которые возможно использовать для повышения конкурентоспособности предприятия.
В данной работе будет рассмотрен ресурсный метод оценки конкурентоспособности предприятия, предложенный И. Максимовым, который называют комплексным показателем конкурентоспособности организации на основе использования среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности [1].
,
где Кi – единичные показатели конкурентоспособности организации общим числом N;
Wi – показатель значимости (веса) i-го единичного показателя конкурентоспособности.
Чаще всего на практике используют нормированные значения значимостей (весов) единичных показателей конкурентоспособности, т.е. их сумма должна быть равной единице.
Данный подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации предлагают использовать И. Максимов, Артур А. Томпсон-мл, Дж. Стрикленд и ряд других авторов [2].
Максимов И. относит к основным критериям конкурентоспособности организации:
– эффективность ее производственной деятельности;
– финансовое положение;
– эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке;
– конкурентоспособность продукции.
Метод позволяет определить оценки комплексных показателей конкурентоспособности для организации и конкурентов и выявить относительную позицию на рынке.
Преимущество данного подхода состоит в том, что учитывается важность единичных показателей конкурентоспособности, что дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство.
В данной работе, в качестве информационной базы для расчетов, будут рассмотрены результаты хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "ДОН-СТРОЙ".
Основными направлениями деятельности ЗАО "ДОН-СТРОЙ" являются:
1) производство общестроительных работ по возведению зданий;
2) деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве
В основе методики оценки конкурентоспособности ресурсным подходом И. Максимова лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности [3].
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.
Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвёртую группу – показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия предусматривает три последовательных этапа.
1 этап. Расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия (таблица 1) и перевод показателей в относительные величины (таблица 2).
Таблица 1
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия
Критерии и показатели конкуренто-способности |
Роль показателя в оценке |
Правило расчета показателя |
Фактические значения по годам |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Эффективность производственной деятельности предприятия |
|||||
1.1.Издержки производства на единицу продук-ции, тыс. руб. |
Отражает эффективность затрат при выпуске продукции |
||||
1.2.Фондоотдача, тыс. руб. |
Характеризует эффективность использования основных производственных фондов |
||||
1.3.Рентабель-ность товара, % |
Характеризует степень прибыльности производства товара |
||||
1.4.Производи-тельность труда, |
Отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы |
||||
2. Финансовое положение предприятия |
|||||
2.1.Коэффициент автономии |
Характеризует независимость предприятия от заемных источников |
||||
2.2.Коэффициент платёжеспособ-ности |
Отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность банкротства |
||||
2.3.Коэффициент абсолютной ликвидности |
Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств |
||||
2.4.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
Характеризует эффективность использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения |
||||
3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара |
|||||
3.1.Рентабель-ность продаж, % |
Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара |
||||
3.2.Коэффициент затоваренности готовой продукцией |
Отражает степень затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса |
- |
- |
- |
|
3.3.Коэффициент загрузки производственной мощности |
Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы быта |
0,87 |
0,88 |
0,93 |
|
3.4.Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта |
Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. |
||||
4. Конкурентоспособность товара |
|||||
4.1.Качество товара |
Характеризует способность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением. |
Комплексный метод |
0,5 |
0,6 |
1 |
4.2. Цена товара, тыс. руб. |
Цена 1 м² |
18 |
22 |
23 |
Таблица 2
Перевод единичных показателей в относительные величины (баллы)
Критерии и показатели конкурентоспособности |
2010 г. (базовый) |
Значение показателя в баллах |
|||
2011 г. |
Балл |
2012 г. |
Балл |
||
1. Эффективность производственной деятельности предприятия |
|||||
1.1.Издержки производства на единицу продукции, тыс. руб. |
0,985 |
0,929 |
10 |
0,935 |
10 |
1.2.Фондоотдача, тыс. руб. |
11,003 |
26,062 |
15 |
26,771 |
15 |
1.3.Рентабельность товара, % |
2 |
1 |
5 |
2 |
10 |
1.4.Производительность труда, тыс. руб./ чел. |
55,613 |
310,058 |
15 |
326,253 |
15 |
2. Финансовое положение предприятия |
|||||
2.1.Коэффициент автономии |
0,118 |
0,016 |
5 |
0,102 |
5 |
2.2.Коэффициент платёжеспособности |
0,133 |
0,017 |
5 |
0,113 |
5 |
2.3.Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,089 |
0,410 |
15 |
0,008 |
5 |
2.4.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
21,466 |
65,723 |
15 |
46,741 |
15 |
3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара |
|||||
3.1.Рентабельность продаж, % |
2 |
1 |
5 |
2 |
10 |
3.2.Коэффициент затоваренности готовой продукцией |
- |
- |
- |
- |
- |
3.3.Коэффициент загрузки производственной мощности |
0,87 |
0,88 |
15 |
0,93 |
15 |
3.4. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта |
0,271 |
0,351 |
15 |
0,172 |
5 |
4. Конкурентоспособность товара |
|||||
4.1.Качество товара |
0,5 |
0,6 |
- |
1 |
- |
4.2. Цена товара, тыс. руб. |
18 |
22 |
- |
23 |
- |
В целях перевода показателей в относительные величины используется 15-ти балловая шкала. При этом 5-ю баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами – на уровне базового; 15-ю баллами –лучше, чем базовый.
2 этап. Расчёт критериев конкурентоспособности предприятия по представленным ниже формулам.
3 этап. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия (таблицы 3, 4).
Интегральный показатель конкурентоспособности может быть представлен суммой и рассчитываться по формуле [1]:
,
где - частные показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия общим числом ;
- весомость отдельных факторов в общей сумме.
И. Максимов, применяя эту формулу, получил для коэффициента конкурентоспособности следующее выражение средней взвешенной арифметической:
,
где - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;
- значение критерия финансового положения предприятия;
-значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;
- значение критерия конкурентоспособности товара (услуги).
Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эп, Фп, Эс, Ат в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным аддитивным выражениям.
Таблица 3
Расчет коэффициента конкурентоспособности в 2011 г. методом И. Максимова
Исходная формула |
Расчет по формуле |
2011 г. |
|
А |
1 |
Коэффициент конкурентоспособности |
|
Критерий эффективности производственной деятельности |
|
Критерий финансового положения предприятия |
|
Критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара |
|
Показатель конкурентоспособности товара |
Таблица 4
Расчет коэффициента конкурентоспособности в 2012 г. методом И. Максимова
Исходная формула |
Расчет по формуле |
2012 г. |
|
А |
1 |
Коэффициент конкурентоспособности |
|
Критерий эффективности производственной деятельности |
|
Критерий финансового положения предприятия |
|
Критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара |
|
Показатель конкурентоспособности товара |
Критерий эффективности производственной деятельности предприятия определяется:
,
где - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;
- относительный показатель фондоотдачи;
- относительный показатель рентабельности товара;
- относительный показатель производительности труда;
0,31; 0,19; 0,40; 0,10 – коэффициенты весомости показателей.
Критерий финансового положения предприятия находится по формуле:
,
где - относительный показатель автономии предприятия;
- относительный показатель платежеспособности предприятия;
- относительный показатель ликвидности предприятия;
- относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;
0,29; 0,20; 0,36; 0,15 – коэффициенты весомости показателей.
Критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара:
,
где - относительный показатель рентабельности продаж;
- относительный показатель затоваренности готовой продукцией;
- относительный показатель загрузки производственных мощностей;
- относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;
0,37; 0,29; 0,21; 0,14 – коэффициенты весомости показателей.
Показатель конкурентоспособности товара определяется следующим образом:
,
где - показатель качества товара;
- показатель цены товара.
Показатель конкурентоспособности в 2011 г. составляет 5,99, в 2012 г. – 5,35.
На основании выполненных расчетов конкурентоспособности предприятия ЗАО "ДОН-СТРОЙ" можно сделать вывод, что по сравнению с 2011 г. конкурентоспособность в 2012 г. немного снизилась в связи с ухудшением показателя финансового положения предприятия; коэффициента абсолютной ликвидности; показателя эффективности организации сбыта и продвижения товара; коэффициента эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.
Список литературы
1. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – №4.
2. Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – М.: Вильямс, 2006. – 928 с.
3. Сорокина И.Э Методы оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – №4.