ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАРГУ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАРГУ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Республика Казахстан является государством с рыночной экономикой, страной, которая за небольшой срок после приобретения независимости, значительно повысила уровень экономики. Образование и подготовка квалифицированных специалистов относятся к главным приоритетам государственной политики. Именно поэтому важным для Казахстана шагом было присоединение к Болонской Декларации в марте 2010 года. Болонский процесс расширит доступ к европейской системе образования и повысит качество высшего образования в Казахстане. Одним из важных постулатов Болонской Декларации является внедрение кредитной технологии обучения. Кредитная система обучения обуславливает академическую мобильность студентов и преподавателей. В 2003 году Карагандинский Государственный Университет имени Е. А. Букетова решился стать базой для эксперимента по внедрению кредитной технологии одним из первых в центральном Казахстане.

В современной педагогике кредитная система обучения определена как образовательная система, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации и выборности образовательной траектории в рамках строгой регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

Известно, что при кредитной системе обучения сокращение объема аудиторной работы, непосредственно повышает значение и статус самостоятельной работы студента. При этом активизация самостоятельной работы студентов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности, формированию практических навыков. Самостоятельная работа способствует развитию умений студента работать с научной литературой и информационными ресурсами. Особое значение при организации самостоятельной работы при кредитной системе обучения имеет мотивация студентов к самостоятельному обучению [1, с. 52].

Факультет иностранных языков КарГУ внедрил кредитную систему обучения в 2008 году. Исходя из опыта прошлых лет, можно сказать, что кредитная технология обучения показала продуктивность во многих аспектах образования.

Одним из главных принципов кредитной системы является развитие самостоятельности при обучении. Это положение кредитной технологии успешно реализуется при проведении СРС.

Для правильного и эффективного планирования и организации СРС необходимо:

-обеспечить учебно-методическую поддержку и индивидуальность заданий на самостоятельную работу студентов;

-выдать задания СРС в начале учебного года (семестра);

-разработать текущий и рубежный формы контроля;

-установить время консультаций по СРС.

Следует отметить, что уровень и сложность заданий на самостоятельную работу студентов зависит от курса обучения, что определяет целевую направленность СРС. По нашему мнению наиболее эффективными будут следующие формы проведения СРС:

Написание глоссария — краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме, можно заменить кроссвордом. Также к этому пункту можно отнести семантизацию – раскрытие значения слова уже известными на иностранном языке фразами.

Презентация — выбор студентом определенной темы для презентации и выражение своего видения, понимания или непонимания какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Время презентации 8—10 мин., оценивается презентация по критерию степени раскрытия темы, степени интереса, вызванного у слушателей, профессионализму.

Деловая игра — ролевая или командная, вырабатывающая умения для будущей профессиональной деятельности. Данная форма эффективна для факультета иностранных языков, так как здесь обучаются будущие преподаватели и переводчики. Иногда требует домашней подготовки или завершения в библиотеке.

В ходе самостоятельной работы студент может:

-освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);

-закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);

-применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);

-использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной (дипломной) работы, выполнение научно-исследовательской работы).

Перечисленные возможности самостоятельной работы соответствуют имеющимся четырем образам обучения:

1. Обучение как получение знаний.

2. Формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения. Студент может сопоставить различные идеи, сформировать представление о тенденции развития, взаимоотношениях идей, соотнести эти идеи со своими собственными представлениями.

3. Умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения.

4. Обучение как развитие личности — наиболее софистический образ обучения, при котором обучающийся осознает себя частью изучаемого им мира, в котором он собирается действовать. В этом случае предполагается, что обучающийся будет менять свой контекст, вырабатывать собственные теории и модели.

Одной из проблем организации самостоятельной работы является переориентация содержания и методики обучения на учебную активность студента. Подтверждение этому мы находим у ряда известных методистов: «Задача обучающей стороны — отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения. Уже доказано, что чрезмерная активность учителя в передаче знаний, в подробных объяснениях часто ведет к торможению в восприятии учащихся. Под самостоятельной работой учащихся понимается деятельность, предполагающая их максимальную активность по отношению к предмету деятельности» [2, с. 15].

Исходя из вышесказанного, организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной системы обучения должна быть основана на кропотливой методической, учебно-научной и организационной работе, направленной на обеспечение студентом всем спектром информационной и методической поддержки. Основные усилия преподавателей и администраторов кредитной технологии должны быть направлены на выполнение требований общеобязательного стандарта и соответствующую организацию СРС, заключающуюся в:

-формировании высокой степени самообразования студентов, основанного на мотивации студентов к выполнению СРС;

-эффективном планировании и организации самостоятельной работы студентов, в зависимости от курса и специальности студента;

-усилении и активизации стимулирующей и консультационно-методической роли преподавателя;

-информационной и методической поддержке студентов, использовании компьютерных технологий и интерактивных методов;

-построении доверительных и партнерских отношениях между студентами.

Все преобразования в системе высшего образования являются реальным вкладом в скорейшую реализацию президентской Стратегии вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

Главная цель, ради которой Казахстан активно включается в Болонский процесс – участие в едином образовательном пространстве и обеспечение соответствия казахстанского высшего образования мировым стандартам.

На сегодняшнем этапе в сфере казахстанского высшего и послевузовского образования созданы все условия для присоединения к Болонской декларации.[3]

Литература:

  1. Демеуов А. Особенности планирования, организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Высшая школа. Казахстана. 2004. № 3.

  2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 236 с.

  3. Выступление Министра образования и науки Республики Казахстан Ж.К.Туймебаева на тему: «Цели высшего образования Республики Казахстана на пути к Болонскому процессу».

Просмотров работы: 2573