Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.
Практика проведения уроков с использованием информационных и коммуникационных технологии, по мнению Е.И. Машбица и М.В. Монахова показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Заметно улучшает работу учителя и обучающихся применение мультимедиа. Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией. Психологи утверждают: "Длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим повышает мотивацию обучения".
Проблема компетенции и компетентности занимает особое место в научной литературе. По мнению С.В. Степанова, компетентность выступает как вообще осведомленность, знание. В конкретной научной области, например, в филологии компетентность трактуется как "грамотность".
Следует различать понятия "компетенция" и "компетентность". Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В словаре В.М. Полонского дается следующее определение: "Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы".
Овладение информационными и коммуникативными компетенциями способствует формированию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся, что особенно актуально в настоящее время, когда социальный заказ современного общества требует подготовки специалистов, обладающих информационной и коммуникационной компетентностью, способных повлиять на ход принятия управленческих решений, придать профессиональной деятельности инновационный характер.
Исходя из этого, возрастает потребность включения обучающегося в образовательный процесс, направленный на повышение деловой культуры и профессионализма, информационной грамотности и компетентности; обучение его социальным технологиям деловой коммуникации и новым формам интерактивного взаимодействия, адекватным динамике происходящих социокультурных изменений.
В задачи развития информационной и коммуникационной компетентности входит:
обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационных и коммуникационных технологий;
развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей;
осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
С целью реализации поставленных задач необходимо правильно и четко определить критерии информационной и коммуникационной компетентности обучающихся и спроектировать педагогические условия образовательного пространства для их достижения, а именно: умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; моделирование и проектирование работы коллектива; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационных и коммуникационных технологий; использование в своей практической профессиональной деятельности современных информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности.
Библиографический список:
Степанов, С.В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу. /Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции («ИТО-Томск—2010»). — Томск, 2010. — 410 с.
Максимова, Е.Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - №3.
Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня.
Болотов, В. А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] /В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] /В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.
Шитов, С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4.