Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного ДОУ. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для всестороннего развития личности ребенка. Именно в этот период приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью. Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.
В связи с изменением условий развития ребенка-дошкольника от условий предыдущего возрастного этапа, значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Это касается и детей с различными отклонениями от нормы развития, в том числе и детей с ОНР. Становится значимой роль нравственного воспитания старших дошкольников. (М.К. Акимова, Ю.А. Афонькина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л. Кольберг и др.) [4]
В этом смысле интерес представляют данные, полученные нами в ходе обследования 26 детей старших групп с нормой развития и с общим недоразвитием речи (ОНР) (ДОУ №131 г. Мурманска) в 2012 году.
Выяснилось, что 23% испытуемых среди детей с ОНР имеют не адекватные, болезненные проявления эмоций, и лишь 15% дошкольников с нормой развития имеют те же проявления. Однако 46% могут обосновать свой выбор, их эмоциональные реакции адекватны ситуациям, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции, свойственной возрасту. 46,2% дошкольников с ОНР имеют положительную реакцию на необходимость поделиться игрушкой, тогда как лишь 39,5 % дошкольников с нормой развития имеют схожие реакции.
На наш взгляд, эта разница объясняется качественными отличиями в понимании и принятии нравственных норм дошкольниками с ОНР. Дети заостряют свое внимание не на положительных чувствах, вызванных при соблюдении какой-либо нормы, а на последствиях события, то есть ребенок судит о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста.
Знание нравственных норм и их понимание зачастую не являются залогом их применения на практике, в реальной жизни.
Таким образом, возникает необходимость в организации специальных занятий и мероприятий, направленных на непосредственное развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.
ЛИТЕРАТУРА
Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова. - М.: Просвещение, 1989. – 264 с.
Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А.Козлова // Дошкольное воспитание. 2001. - № 9. – С. 24-29
Левченко, Н.Ю., Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Ю.Левченко, Н.А.Киселева. – М.: Коррекционная педагогика, 2005,-209с.
Логинова, В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика[Текст]: учебное пособие / В.И, Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1983
Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель. - 2003. - № 4 – с.24-29.