К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ГЕТЕРОГЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ГЕТЕРОГЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Прядкин Д.В. 1, Киргинцева Н.С. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость в модернизации военного образования сообразно тенденциям развития информационного общества, главным субстратом которого является «информационная личность» [3], становится всё более очевидной в виду реформирования российской армии. Значительное внимание уделяется профессиональной подготовке будущих военных специалистов в условиях постиндустриального общества.

По замечанию О.Ю. Тарской [4] в настоящее время четко просматриваются три основных направления модернизации военного образования: первое – оптимизация самих сетей высших учебных заведений; второе – соединение, сплав образования и науки; третье – повышение качества образования. И если первое направление выходит за рамки педагогических исследований, то второму и третьему закономерно уделить внимание в рамках настоящей работы.

Сплав образования и науки – это ведущая тенденция всего российского высшего профессионального образования, хотя для военного образования данное направление представляется наиболее перспективным. С ним самым тесным образом связно и повышение качества образования, поскольку невозможно гарантировать качественной подготовки высококвалифицированного военного специалиста, не обладающего научным мышлением и не способного к научно-обоснованной рефлексии.

Сегодня от военного специалиста требуется уверенное владением как минимум одним иностранным (чаще всего, английским) языком. Это становится тем более актуальным в свете идеи о включенности коммуникативной компетенции в состав более объемного конструкта «профессиональная компетенция военного специалиста». При этом психологические особенности курсантов таковы, что всякое обучение обладает практической направленностью, а потенциально возможная ситуация вовлеченности военного специалиста в вооруженный конфликт с участием представителей вооруженных сил других стран требует от него способности в сжатые сроки обработать информацию, переданную на иностранном языке, и на основе этого принять решение, связанное с устранением непосредственной угрозы жизни и здоровью, причем как собственному, так и других людей. Следовательно, преподаватель в военном вузе должен организовать обучение таким образом, чтобы обеспечить реализацию учебно-познавательных потребностей курсантов в условиях, максимально приближенных к реальным, т.е. к естественной среде, в которой будет проходить их профессиональная деятельность. Одним из требований к такой среде может стать способность среды обеспечивать возможность совершенствование уже имеющихся у курсанта компетенций в связи с быстрыми темпами устаревания знаний на данном этапе развития информационного общества. В связи с этим особую актуальность приобретает создание базирующихся на компьютерных технологиях дидактических информационных сред.

Под дидактической информационной средой понимается информационная среда, включающая средства обучения, базирующиеся на новых инфокоммуникационных технологиях, и информацию научного и учебного характера, способствующую формированию основ профессиональной компетентности будущего специалиста, как входящую в официально признанное и зафиксированное в виде учебных программ содержание обучения, так и дополнительную информацию дидактического характера [1, с. 65]. Под гетерогенной дидактической информационной средой принято понимать среду, включающая средства обучения и информацию научного и учебного характера по профилю одной или близких по предметной области дисциплин, дидактически организованную в целях формирования профессионально значимых свойств личности будущего специалиста и базирующуюся как на новых инфокоммуникационных технологиях, так и на традиционных технологиях, реализующих принципы дидахографии [2].

При том, именно гетерогенность (т.е. интегрированность различного про форме существования образовательного контента) представляется нам определяющим фактором для возможности эффективного использования таких сред в образовательном процессе военного вуза. Во-первых, несмотря на предпринимаемые усилия, не все военные вузы на сегодняшний день полностью укомплектованы средствами ИКТ, во-вторых, применять средства ИКТ зачастую не позволяют требования обеспечения секретности, а в-третьих, особенности подготовки военных специалистов требуют выработки навыков эксплуатации реальных, а не моделируемых объектов. Кроме того, немаловажными являются и отмечаемый некоторыми исследователями ряд негативных факторов психолого-педагогического характера. В частности, отмечается, что рассматривающаяся чаще всего как преимущество модели обучения, базирующейся на применении ИКТ, индивидуализация может негативно сказываться на развитии творческого мышления и коммуникативной компетенции обучающихся. Последнее обстоятельство по понятным причинам особенно нежелательно в процессе обучения иностранному языку. Тем не менее, полностью отказаться от применения средового подхода к организации обучения в военном вузе, на наш взгляд, не представляется возможным. Выходом из сложившегося положения может быть организация обучения с использованием проектируемых и создаваемых преподавателями совместно с курсантами гетерогенных дидактических информационных сред.

Литература

  1. киргинцев м. в. формирование профессиональной компетентности курсантов военно-технических вузов в условиях дидактической информационной среды. Дисс. … канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. – 157 с.

  2. Нечаев С.А. Проектирование дидактических информационных сред и методика их применения в высшем профессиональном образовании. Автореф. дис. …канд. пед. наук, Ставрополь, 2006. – 27 с.

  3. Павлова Е.Д. Взаимодетерминация культуры и власти в информационном обществе: социально-философски й анализ. Автореф. дис. ... докт. филос. наук, М., 2009. – 40 с.

  4. Тарская О.Ю. Модернизация российского военного образования в условиях информационного общества. Автореф. дис…. докт. соц. наук, Волгоград, 2011. – 33 с.

Просмотров работы: 1104