РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кузина А.С. 1
1Мурманский государственнный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время общество все чаще задумывается над проблемой морали и нравственности. Связанные с этим вопросы звучат на телевидении, в прессе, в литературе. Достигнув впечатляющих высот в научно-технической сфере, человечество оказалось перед угрозой духовного оскуднения и потери гуманистической составляющей своего развития.

Состояние общественной нравственности зависит от уровня духовного развития каждого человека, основы которого закладываются в детстве. Самоценным периодом развития нравственной сферы человека является дошкольный возраст, в котором складывается детская личность, формируется нормативное поведение.

Дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство субъекта – единство личности.

На пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии. Их последствиями могут быть более серьезные девиации в поведении, социальных взаимодействиях, других видах деятельности, девиация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом. (А.С. Белкин, П.П. Блонский, Р.В.Овчарова, В.А. Сухомлинский и др.) [5]

Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона - это развитие чувств и воли. Другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. [7]

В результате сложного развития представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных и социальных норм, формируются нравственные чувства.

Нравственные чувства - это переживания своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного. [4]

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, специалисты воспитывают у детей первые добрые, гуманные, базовые этические чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства.

Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г. Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. «Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения с взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном». [8]

Почти все воспитатели в своей педагогической деятельности сталкивались с непосредственностью, импульсивностью, ситуативностью поведения детей старшего дошкольного возраста. Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания, аффекта, не умея противостоять мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок забывает нотации и нравоучения взрослых, совершает неблаговидные поступки, в которых затем искренне раскаивается.

Необходима целенаправленная работа по нравственному воспитанию в старших группах дошкольных учреждений, ведь эмоции и стремления дошкольника приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие к другим людям, в переживание чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет необходимую эффективную подоплеку позднее формирующихся более сложных нравственных отношений.

Дошкольник приобретает способность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое ребенок испытывает, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, иногда избирательно. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой. [5]

Итак, к старшему дошкольному возрасту, каждый ребенок достигает определенного уровня нравственного развития: у него накапливается элементарный нравственный опыт, формируются индивидуально-типологические качества личности, вырабатываются привычки и базовые ценности, обусловливающие его поведение.

По утверждению К. Бюлера, Д. Н. Исаева, М. С. Певзнер, В. Штерна, поведение обусловлено не только факторами среды и воспитания, но и индивидуальным уровнем психического развития личности. Раскрытие его своеобразия при нарушениях развития в старшем дошкольном возрасте может помочь этой категории детей преодолеть трудности интеграции в социум. [2]

С самого рождения дети с нарушениями развития имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. Наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, неполноценности, психологической и физической боли. Это усугубляет оторванность ребенка от окружающего мира и впоследствии может проявиться в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Л. С. Выготский отмечал, что дети с нарушениями развития испытывают трудности взаимодействия с окружающим миром, прежде всего с окружающими людьми, то есть трудности социального взаимодействия. Образно он называл эти трудности «социальным вывихом», который препятствует приобретению ребенком знаний, опыта «врастания его в культуру».[1]

Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип дифецитарной аномалии психического развития ребенка, имеющее различное происхождение: либо она связана с дефектами конституции ребенка, либо возникает в результате различных соматических заболеваний или органического поражения центральной нервной системы. [3]

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

М.Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на недостаточную дифференциацию лиц и вещей, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. [3]

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. (Васильева Е. Н.; Ефремова Г. Н.). Дети с ЗПР о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают, либо делают это в неречевой форме: берут за руку, прижимаются, улыбаются. [3]

Поведение дошкольников с ЗПР не соответствует возрасту и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуации; размытость нравственных норм; видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение; становление нравственности в сторону ее прагматичности.

В силу ослабленного психического и эмоционально-волевого развития (инфантилизма), неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с ЗПР, как правило, прибегают к более доступным, то есть девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство, бродяжничество). Это, в свою очередь, приводит к тому, что они стремятся подчиняться влиянию взрослых правонарушителей. Соответственно, подобное поведение будет негативно сказываться на формировании положительных сторон личности, на совершенствовании собственного «Я» ребенка и на развитии нравственного идеала, а также нравственных чувств.

Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Исследователи отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Но даже использование усвоенных моральных норм зависит от ситуации и от личного опыта. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие со взрослыми и сверстниками. (Е.А. Винникова, Е.С. Слепович; Т.Н. Павалий; и др.)

При любом направлении работы с детьми, имеющими задержку психического развития, не стоит забывать, что этот затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для развития всех сфер личности, в том числе и нравственной сферы, и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Литература

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выгосткий. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

  2. Голюс, Е. – [Электронный ресурс] / Е. Голюс, Режим доступа: http://www.gisap.eu/ru/node/12506#comment-12843

  3. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие /Н.А. Деревянкина.- Ярославль., 2003

  4. Козловская, Н. А.Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника [Текст] / Н. А. Козловская, И. С. Морозова // Интеграция образования. – 2007. – № 3/4. – С. 182–187.

  5. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст] : дис.на соиск. ученой степ. доктора психологических наук / Мельникова Нина Васильневна.- Курган., 2009.- 352с

  6. Чекина, Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние [Текст] / Е.В.Чекина. – Гродно : ГрГУ, 2008. –119 с.

  7. Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм [Текст]: Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. М., 1977. с. 59—108.

6

Просмотров работы: 6250