РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Сорокина С.А. 1, Домрачева С.А. 2
1ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет, Институт педагогики и психологии"
2ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир характеризуется развитием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и обеспечивают распространение информационных потоков в обществе. Компьютеризация образования является неотъемлемой и важной частью этих процессов. Становление новой системы образования характеризуется тенденцией перехода от традиционных форм обучения к инновационным.

Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению. Инновационный подход предполагает выработку у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. Возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, массовое распространение персональных компьютеров, открыли новый вид взаимодействия "человек-компьютер", а развитие сети Интернет добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек", что способствовало развитию виртуального общения.

Важным условием становления будущего профессионала является общение преподавателя со студентом. По мнению Г.М. Андреевой, взаимодействие обеспечивает не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность [1]. Это педагогическое взаимодействие представляет собой систему взаимных воздействий субъектов, включенных в совместную деятельность на основе общих целей профессионального образования.

В настоящее время проблема взаимодействия преподавателей и студентов с использованием интернет-технологий является особенно актуальной, поскольку в связи с переходом на двухуровневую подготовку специалистов (бакалавриат и магистратиру) происходит сокращение аудиторных часов при изучении отдельных дисциплин и увеличение часов на самостоятельную работу. Кроме того, профессиональное обучение с развитием сети Интернет получило широкое распространение благодаря возросшей обеспеченности студентов персональными компьютерами.

Высшее образование характеризуется процедурами взаимодействия участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает и как субъект, преследующий общие цели, и как объект ориентации для других индивидов. Специфика результата педагогической инновации, как считает Е.Б. Гумель, это изменения в отношениях преподавателя и студентов, которые являются социально-психологическим условием, ведущим к личностному изменению педагогов и студентов [3].

По мнению В.И. Фефеловой, для успешного взаимодействия преподаватель должен вызывать интерес к своей личности у студента, что можно сделать при помощи профессиональных знаний, а также проявлять искренний и реальный интерес к личности студента, к его мыслям и идеям [6, с. 48].

Ю.С. Тюнников выделяет факторы неэффективности взаимодействия преподавателя и студента: отсутствие у многих преподавателей вузов специального педагогического образования; игнорирование воспитания в процессе обучения студентов; реализация преподавателем заведомо непродуктивной стратегии взаимодействия со студентом [5, с. 97].

Немаловажной составляющей воспитания будущего профессионала в высшем учебном заведении является самостоятельная работа студентов. Наряду с аудиторной, она представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Как считает В.С Сенашенко, контроль за выполнением самостоятельной работы должен способствовать выявлению недостатков и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи для выработки корректирующих действий [4, с. 105].

Использование интернет-технологий при организации самостоятельной деятельности студентов позволяет:

- качественно повысить уровень знаний, так как эти технологии включают элементы звука и видео, что играет огромную роль в процессе самообучения;

- автоматизировать процесс обучения;

- проводить обучение дистанционно, независимо от того, где находится обучаемый студент.

Развитие компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования образовательного процесса; традиционные методы образования дополняются новыми формами и методами обучения, основанными на использовании Интернета, электронно-компьютерных сетей и телекоммуникационных средств. У одной из таких форм относится дистанционное обучение. О.Н. Антипина к несомненным преимуществам дистанционного обучения относит высокую скорость коммуникаций, отсутствие временных и пространственных ограничений для общения, возможность использования линейной и нелинейной форм подачи учебного материала [2, с. 50].

Цель исследования состояла в изучении особенностей Интернета как среды взаимодействия преподавателей и студентов. Для её достижения были использованы разработанные нами анкеты для опроса преподавателей и студентов. Исследование проводилось на базе института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», город Йошкар-Ола. Анализ результатов исследования показал, что 65% преподавателей и 74% опрошенных студентов считают данный вид взаимодействия необходимым.

Анкетирование студентов показало, что 96% опрошенных студентов знакомы с интернет-технологиями. Большинство студентов (86%) знакомы с использованием интернет-технологий при организации самостоятельной работы студентов. Большая часть, а именно 78% опрошенных студентов, отметили, что при организации самостоятельной работы студентов используются интернет-технологии.

По мнению опрошенных студентов, частота использования самостоятельной работы преподавателями различна: редкое использование (2-3 раза в месяц) отмечают 68% студентов, более редкое использование (2-3 раза в семестр) отмечают 20% и 10% считают использование частым (2-3 раза в неделю). В 74% случаев данный вид работы предполагает выполнение и распечатку заданий для проверки преподавателем, 22% студентов отсылают выполненное задание для проверки на электронную почту преподавателю. 84% опрошенных считают, что использование интернет-технологий способно обеспечить дополнительное взаимодействие между преподавателем и студентом, однако эффективным данное взаимодействие считают только 66% опрошенных.

Анализ результатов исследования показал, что среди причин неэффективности взаимодействия преподавателей и студентов с использованием интернет-технологий выделяются следующие: 49% студентов называют слабую материально-техническую базу, 38% - недостаточное владение Интернет-технологиями и 13% - отсутствие желания и мотивации. 48% опрошенных указывают на удобство в использовании (отсутствие затрат на распечатку заданий), 33% на экономию времени и 19% на возможность удаленного получения задания.

По результатам исследования был сделан вывод, что у большинства опрошенных студентов есть представление об использовании сети Интернет в процессе взаимодействии преподавателей и студентов. Анкетирование показало, что студенты положительно относятся к данному виду взаимодействия и считают его эффективным.

Анализ данных опроса преподавателей, проведенного с целью изучения роли интернет-технологий в процессе взаимодействия преподавателей и студентов показал, что 85% преподавателей знакомы с интернет-технологиями, у 15% представление о технологиях недостаточно сформировано.

Наличие электронных образовательных ресурсов отмечено у 75% опрошенных, 15% указывают, что их электронные ресурсы по своим дисциплинам находятся в стадии разработки, 10% отмечают полное отсутствие ресурсов. 65% преподавателей считают необходимым использование своих электронных образовательных ресурсов во время аудиторных занятий, а 35% исключают данное использование.

На содержание в авторских электронных образовательных ресурсах ссылок на ресурсы сети Интернет указало 40% опрошенных, 45% - отметило содержание ссылок в небольшом количестве, и 15% - полное отсутствие ссылок.

Результаты анкетирования говорят о том, что с вариантами использования интернет-технологий при организации самостоятельной работы студентов знакомы 55% преподавателей, не имеют об этом полного представления 45%. Итак, использование интернет-технологий при организации самостоятельной работы студентов подтверждают 35% преподавателей, 60% считают данное использование недостаточным, 5% - не используют.

Больше половины опрошенных (50%), указали на крайне редкое использование данных технологий (2-3 раза в семестр), 45% указало на редкое использование (2-3 раза в месяц). В основном, 70% преподавателей проверяют выполненные задания студентов с использованием электронной почты, 30% - проверяют задания, представленные в распечатанном виде.

Дополнительное взаимодействие преподавателей и студентов с использованием интернет-технологий подтверждает 80% опрошенных, 20% - считают данный вид взаимодействия пока не достаточно изученным. 65% преподавателей считают эффективным взаимодействие преподавателей и студентов, а 35% затрудняются ответить.

При выделении преимуществ в организации самостоятельной работы студентов при использовании интернет-технологий 35% отметили удобство использования, 35% - экономию времени и 30% - возможность удаленного получения задания.

Анализ результатов исследования показал, что преимуществами данного взаимодействия, по мнению преподавателей, являются в 50% - установление обратной связи между преподавателем и студентом, в 40% - повышение эффективности образовательного процесса и в 10% - возможность обмена мнениями с преподавателем.

Последний вопрос открытого характера, позволил узнать предложения преподавателей по обеспечению взаимодействия преподавателей и студентов посредством сети Интернет. Были высказаны предложения улучшения материально-технической базы, создания и размещения в сети Интернет личных сайтов преподавателей по основным учебным циклам, более широкого внедрения интернет-технологий в образовательный процесс.

В ходе проведения анкетирования и обработки полученных результатов, было выявлено, что многие преподаватели используют ресурсы сети Интернет при проведении занятий. Данное использование пока нельзя назвать частым из-за слабой материально-технической базы и недостаточного овладения данным видом технологий. В большинстве случаев, преподаватели считают данный вид взаимодействия необходимым для организации самостоятельной работы студентов.

Сравнивая результаты анкетирования студентов и преподавателей по вопросу об осведомленности о вариантах организации самостоятельной работы с использованием Интернет-технологий, было выяснено, что 50% преподавателей и 86% студентов знакомы с данной технологией.

По результатам исследования, можно сказать, что 65% преподавателей и 72% опрошенных студентов считают данный вид взаимодействия необходимым.

Главным препятствием для более широкого использования интернет-технологий в процессе взаимодействия 60% преподавателей и 49% студентов считают слабую материально-техническую базу на факультете, 40% преподавателей и 38% студентов - недостаток времени и 13% студентов отсутствие желания.

Таким образом, преподаватель, как субъект обучения, является главным звеном в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса. Взаимодействие преподавателей и студентов способствует творческому развитию обучаемых, взаимному обогащению информацией, а интернет-технологии являются инструментарием для освоения учебного материала и решения в дальнейшем профессиональных задач.

Литература:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебное пособие / Г.М. Андреева. М., 2006. – 365 с.

  2. Антипина, О.Н. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий / О.Н. Антипина // Высшее образование сегодня. - 2003. - №4. - С. 50 - 53.

  3. Гумель, Е.Б. Особенности организации интерактивного взаимодействия студентов и преподавателя в условиях современной высшей школы / Е.Б. Гумель // Гуманитарные научные исследования. – Июнь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1510

  4. Сенашенко, В.С. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы / В.С. Сенашенко, Н.В. Жалнина // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 103 - 109.

  5. Тюнников, Ю.С. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия / Ю.С. Тюнников, М. Мазниченко // Высшее образование в России. - 2004. - №12. - С. 97 - 103.

  6. Фефелова, В.И. Коммуникационные отношения в вузе «по вертикали» в системе «преподаватель-студент» / В.И. Фефелова // Инновации в образовании. - 2009. - №3. - С. 48 - 52.

Просмотров работы: 4252