Особо надо отметить деятельность Организации Исламского Сотрудничества (ОИС). В отличие от других названных организаций, она является межправительственной и в настоящее время объединяет 57 стран. ОИС – вторая по величине межправительственная организация после ООН, а также самая крупная и наиболее влиятельная исламская организация. Цели создания ОИС: сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц [4]. В рамках организации регулярно проводятся встречи глав государств и правительств, конференции министров иностранных дел. На этих саммитах и конференциях определяется общее направление политики мусульманских государств. При ОИС действует также ряд самостоятельных организаций, например Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, несколько фондов и специализированных центров. Влияние на международные отношения этой организации огромно. На мой взгляд, ОИС является ярчайшим примером проявления политизации религии.
Стоит отметить также деятельность Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Это крупнейшая международная христианская организация, в которую входят 348 христианских церквей из 100 стран мира. В отличие от ОИС, эта организация не является политической. Её основная цель – содружество церквей, достижение христианского единства. Однако в её деятельность входит такое направление, как урегулирование конфликтных ситуаций, прежде всего возникающих на религиозной почве. Кроме того, ВСЦ занимается исследованиями актуальных политических, социально-экономических, научно-технических и экологических проблем, оказывает помощь антирасистским организациям.
Аналогичной деятельностью занимается Конференция Европейских Церквей. В её структуру входят различные комиссии, одна из которых «Церковь и общество». Эта комиссия оценивает экономические и социальные процессы, происходящие в европейских странах, вовлекает Церкви в обсуждение современных проблем с христианских позиций. Комиссия также стремится способствовать интеграционным процессам в Европе и поддерживает постоянные контакты с Европейским Союзом, Советом Европы, ОБСЕ, ООН.
Довольно активную деятельность проводит Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП). Её можно охарактеризовать, приведя выдержки из резолюции съезда по теме: «Православие в новой европейской действительности» 1993 г.: «…Съезд призывает все православные народы использовать возможности Православия в вопросах преодоления наблюдаемых тенденций национализма и самодержавности для сохранения целостности Европы и ее мирового влияния. Съезд подчеркнул особое значение Балкан и восточной Европы в создании плюрализма общего европейского дома, а также в поисках путей достижения и установления мира и справедливости в новой Европе... Православие составляет исключительно объединяющую силу в Восточной Европе» [5]. В структуре МАП работают различные комиссии, в том числе и по международной политике.
Существуют и другие международные религиозные организации. По своей сути они не являются политическими, однако могут оказывать определенное влияние на мировую политику. У них нет прямых средств воздействия на ту или иную ситуацию, однако косвенные меры в комплексе могут привести к желаемому эффекту. Среди таких мер можно выделить обсуждения разнообразных тем в рамках конференций, встречи с представителями правительств тех или иных стран, выражение позиции с помощью резолюций и иных подобных документов, различные формы протеста, пропаганда.
В целом деятельность подобных организаций можно охарактеризовать как положительную или нейтральную. Во всяком случае, они не несут угрозы обществу. Однако существуют и другие организации, в частности, террористические.
Самая крупная такая организация – «Аль-Каида». Главной её целью является свержение светских и «еретических» правящих режимов в мусульманских странах, а также борьба с США как главным врагом ислама. «Аль-Каида» является уникальной организацией, т.к. смогла подчинить другие террористические группировки, распространить свою деятельность на весь мир и противостоять военной, политической и идеологической мощи ведущих государств мира.
Огромное влияние на международные отношения оказывает существование ряда других религиозных террористических движений, таких как ХАМАС, Талибан, Аль-Джихад и др. Стоит отметить, что христианских экстремистских организаций, действующих в столь широких масштабах, нет. Я думаю, это связано с тем, что христианство более зрелая религия, нежели ислам. В христианской истории были всяческие гонения, нетерпимость по отношению к «неверным», насильственное обращение в веру, а также прямое участие в политической жизни государств. Однако всё это осталось в прошлом ввиду особенностей развития западной цивилизации. Христианство научилось приспосабливаться к требованиям времени и уживаться в новых условиях. Возможно, подобные перемены ждут и ислам.
Влияние религии на международные отношения проявляется не только напрямую, через деятельность каких-либо организаций, но и косвенно. Например, немаловажное значение имеет религиозная принадлежность кандидатов на выборах. Очень ярко это проявляется в США, где, согласно опросам, около 90 % людей являются верующими. На последних выборах среди сторонников республиканца Джона Маккейна был большой процент белых протестантов и других верующих, которые регулярно посещают службы. В свою очередь Барака Обаму поддерживали представители самых разных религиозных общин. За демократов больше голосуют те, кто только формально причисляют себя к верующим, но нерегулярно посещают службы и не находят время для молитв. Также среди сторонников Обамы были атеисты, мусульмане, иудеи, многочисленные религиозные меньшинства. Итоги выборов в США имеют большое значение для всего мира, учитывая огромный вес этого государства на международной политической арене.
Также стоит упомянуть и о различных партиях, которые базируются на определенных этических религиозных нормах. Н.А. Ковальский, говоря о христианско-демократических и христианско-социальных партиях, отмечает: «Как правило, по основным международным вопросам партии этого типа выступают сплоченно, чему помогает определенная координация их деятельности с целью сглаживания возможных противоречий. Такая координация осуществляется их объединениями в региональных масштабах (в Европейских сообществах, например в рамках Европейской народной партии, а Европы в целом – в Европейском демократическом союзе; в Америке – в Христианско-демократической организации Америки), и даже на мировом уровне – Всемирным союзом христианских демократов, объединяющим около пятидесяти партий и движений». Среди исламских партий Н.А. Ковальский упоминает Мусульманскую лигу в Пакистане, Партию независимости в Марокко, Исламский фронт национального спасения в Алжире [2].
Говоря о влиянии религии на современные международные отношения, нельзя не сказать о конфликтах. Известный конфликтолог Д. Рапопорт, проштудировав наиболее солидные энциклопедии по религии, подсчитал: статей, посвященных отношениям религии и войны, в пять раз больше, чем отношениям религии и мира. И хотя религия редко выступает как единственный источник конфликта, конфликтов на религиозной почве в XXI столетии всё больше; религиозные меньшинства дискриминируются чаще, чем любые другие [1].
Если мы обратимся к вооруженным конфликтам в Боснии, Косово, Македонии, Чечне, Азербайджане, Кашмире, на Филиппинах, в Индонезии, на Ближнем Востоке, в Судане, в Нигерии, то увидим, что их объединяет, по меньшей мере, одна черта – это столкновения мусульман и не мусульман. В середине 1990-х гг. мусульмане участвуют примерно в половине всех этнических конфликтов, где воюют как с не мусульманами, так и с единоверцами. Из 16 самых кровавых террористических актов, произошедших в мире между 1983 и 2000 гг., мусульмане ответственны за 11 и, возможно, даже за 12 [1]. Это очень печальная статистика. Недаром некоторые западные исследователи считают, что наступила эпоха «нового средневековья», т.е. эпоха, когда лояльность граждан принадлежит не государству, а транснациональным религиозным сообществам. Как и в эпоху средневековья, территория не имеет особого значения, т.к. люди получают возможность вступать друг с другом в непосредственные контакты, не пересекая физически государственных границ [3]. Это одна из причин увеличивающегося количества столкновений между представителями различных религий.
В XXI столетии конфликты на религиозной почве становятся еще более опасными в связи с наличием большого количества разнообразного оружия, в том числе и оружия массового уничтожения. В качестве примера можно привести индо-пакистанский конфликт, который в любой момент может вылиться в войну между государствами, обладающими ядерным оружием. По сути, данный конфликт – это столкновение индуизма и ислама. Пакистан постоянно предъявляет территориальные претензии к Индии в целях присоединить к себе мусульманские штаты. Обострение этого противостояния уже в течение более полувека приводит к вспышкам насилия, пограничным конфликтам и локальным войнам.
Особо надо выделить и ситуацию на Ближнем Востоке – самом нестабильном регионе планеты. Вот уже многие десятилетия самым обсуждаемым конфликтом региона является арабо-израильский конфликт. Среди причин противостояния стоит отметить религиозную, которая начала играть существенную роль во второй половине XX в. Камнем преткновения является статус Иерусалима, который имеет значение не только для мусульман и иудеев, но и для христиан. Идет борьба и за общие святыни. Радикализация палестинского сопротивления на основе ислама вызвала появление ряда экстремистских исламских организаций. В связи с этим усиливается ненависть народов друг к другу, основанная, в том числе и на культурно-религиозном факторе.
Исходя из вышеперечисленного, я хочу сделать вывод, что в современных международных отношениях религия играет скорее негативную роль, нежели позитивную. Объединяющая и миротворческая деятельность религиозных общин, организаций, движений не проявляется в должном масштабе, в то время как количество конфликтов на религиозной почве за последние десятилетия увеличилось. Говоря о религиозном факторе, нельзя не упомянуть исламизацию со всеми её последствиями.
На мой взгляд, в ближайшие годы роль религиозного фактора будет только возрастать. Но проявления этого будут не самыми приятными, особенно если учесть, что население в воюющих из-за религии странах быстро растёт, и ситуация там ухудшается. Вполне вероятно, что может начаться широкомасштабная война, в основе которой помимо прочих будет и религиозная причина. Какое-либо регулирование поведения представителей любого вероисповедания в мировом масштабе едва ли возможно. В этом случае миротворческая и объединительная функции должны ложиться в основном на различные религиозные организации. Но чтобы избегать вечных столкновений и кровопролития, людям стоит переосмыслить отношение к своей и чужой вере, быть более терпимыми. К сожалению, все мы понимаем, что в ближайшие десятилетия это маловероятно.
Литература
Еленский В.Е. Религия в глобальной политике: конец XX – начало XXI веков. – Режим доступа: http://www.religiopolis.org/documents/3292-ve-elenskij-religija-v-globalnoj-politike-konets-hh-nachalo-hhi-vekov.html#_edn18
Ковальский Н.А.Религиозный фактор: проблемы влияния на мировую политику // Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. – М.: Экслибрис-Пресс. 2000. – С. 19 – 20.
Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. – 2008. – № 1. – С. 109 – 119.
Официальный сайт Организации Исламского Сотрудничества. – Режим доступа: http://www.oic-oci.org/
Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи Православия. – Режим доступа: http://www.eiao.org/