ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА В Г. БАРНАУЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА В Г. БАРНАУЛЕ

Запруднов П.К. 1, Масленникова Ю.В. 1, Дейнекина А.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет"; Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Терроризм: сущность явления.

Терроризм, а также его последствия, являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и еще развивающихся государств. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. В течение последнего века терроризм значительно менялся как явление.

Его весьма быстрое распространение и в России, и в странах СНГ во многом связано со стремительным появлением мафиозных группировок, проникновением их в сферы легального, полулегального и нелегального бизнеса, спорами и "разборками" на почве раздела сфер влияния. Терроризм нередко называют глобальной проблемой современности, а прогнозы ученых и практиков относительно дальнейшего развития террористической деятельности кажутся не самыми утешительными. Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями.

Террористическую деятельность могут вести террористы-одиночки, террористические группы и организации (в том числе международные, при поддержке определенных государств). Терроризм осуществляется как борьба подпольная, насильственная, целенаправленная, управляемая, идеологизированная. Жертвы терроризма могут быть случайными или выборочными (представляя собой символы каких-либо институтов). Террористический акт выполняет функции устрашения определенной категории лиц, либо пропагандирует идеи террористов.

Существуют три основных взгляда на природу терроризма: исходя из боевых проявлений террористической деятельности, криминальных и социально-политических. В соответствии с первой позицией терроризм рассматривается как специфический вид вооруженных действий и определяется как "вооруженный конфликт низкой интенсивности". Вторая точка зрения делает акцент на криминальной составляющей и классифицирует терроризм как вид уголовной преступности. Третья — считает терроризм видом политической борьбы, формирующимся на основе социально-политического протеста.

Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения политических проблем. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий. К террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого характера. Порой уголовная преступность приобретает террористические масштабы.

Существуют следующие самостоятельные виды терроризма:

1. По территориальному признаку:

- международный

- внутригосударственный

2. В зависимости от преступной мотивации:

- политический

- национальный

- религиозный

Политический терроризм – (в основном в Европе) – был когда-то самым громким, но современная государственная машина научилась с ним бороться. Этот вид терроризма имеет двустороннее направление. С одной стороны, это борьба различных группировок против существующего строя. Старшее поколение этих террористических группировок в основном сидит в тюрьме. Эти группировки практически не представляют серьёзной опасности. С другой стороны, - это государственный терроризм, совершаемый спецслужбами ради государств. Подобные методы спецслужбы использовали и используют для уничтожения государственных врагов. Но такого рода террористические акции носят ограниченный характер и под давлением сообщества они сокращаются.

Национальный терроризм – это метод борьбы народов за создание собственного государства, когда народы, не имеющие собственного государства, требуют независимости и берутся за оружие.

Религиозный терроризм – это самый опасный вид терроризма, основанный на религиозном фанатизме.

Для современной России задача борьбы с различными видами терроризма является особенно актуальной. В 1994 году началась борьба с незаконными вооруженными формированиями на территории Чеченской республики, которая продолжается и в настоящее время. Рецидивы этой борьбы проявляются в виде террористических актов, как на территории Чечни, так и в разных регионах России.

В 1990-1993 гг. произошли серьезнейшие изменения в личности, вооружении и тактике действий террористов, поставивших немало новых задач перед органами и службами безопасности. Если в 1970-1980-е годы террористами являлись в подавляющем большинстве случаев фанатики-одиночки, нередко - с психическими отклонениями (таковыми являлись 50% захватчиков самолетов), то к началу 1990-х годов возникли целые организации, готовившиеся к ведению вооруженной, по сути дела - террористической, борьбы. Если ранее террористы имели "на вооружении" самодельное или заводское стрелковое оружие, самодельные взрывные устройства (СВУ), то теперь они имеют самое современное вооружение отечественного и иностранного производства. Только в 1990-1993 гг. в Россию было незаконно ввезено около 1,5 млн. стволов огнестрельного оружия. С 1992 года впервые в нашей стране широкое распространение получило такое явление, как "киллерство" - заказные убийства неугодных лиц.

После декабря 1994 года Россия фактически впервые открыто вошла в конфронтацию с исламским миром, где весьма сильны фундаменталистские силы, не исключающие и физической борьбы с "неверными", и имеющие мощную финансовую и организационную поддержку. Это обстоятельство стало новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.

Нельзя не отметить, что не без помощи прессы, радио, телевидения, кино и литературы в сознание населения, по крайней мере, его определенных слоев, достаточно глубоко внедрилось убеждение в том, что "винтовка рождает власть". Закреплению этого мнения способствовали события в некоторых зарубежных странах. В этой связи насильственные, по сути своей террористические, методы действий и достижения поставленных целей находят терпимое отношение и даже "понимание" со стороны достаточно широких слоев, как в России, так и в других бывших союзных республиках.

Существует реальная угроза того, что террористическая деятельность может стать одним из методов реализации стратегии "нагнетания напряженности" (или "контролируемой напряженности", известной по истории Италии 70-х годов), достижения своих целей теми или иными политическими силами.

Следует также отметить, что в период роста и активизации террористической деятельности (1991-1994 гг.) проводились недостаточно продуманные и рациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии, что, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода явлений. В результате этого терроризм в России получил приоритет по сравнению с силами поддержания правопорядка: в 1992-1994 гг. существенно сократилось число оперативных работников органов МВД и ФСБ и их "штатная" численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований. В 1995 году 63% сотрудников уголовного розыска имели оперативный стаж до 5 лет.

Для характеристики современного терроризма в России важно учитывать беспрецедентный размах преступности в стране, особенно так называемой "организованной", нередко осуществляющей действия, имеющие внешнее сходство с терроризмом - организация взрывов, захват заложников, устрашение или физическое устранение конкурентов.

Для повышения эффективности и результативности борьбы с террористическими посягательствами крайне важным является вопрос об их структуре, то есть соотношении "удельного веса" различных деяний, образующих состав терроризма. Например, в 1968-1970 гг. 47% совершенных в мире террористических акций было осуществлено путем взрывов (13,7% из них - с использованием зажигательных бомб), 7,4% - с использованием наемников (ныне в России этот показатель намного выше "среднемирового" уровня), 7,5% терактов - путем похищения жертв, 5,5% - путем вооруженного нападения (в России в настоящее время этот показатель также гораздо выше).

Следует также различать, на что редко обращают внимание отечественные исследователи, терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный объект, чаще всего - физическое лицо, и терроризм рассеянный, жертвами которого становятся случайные люди. Буденновский рейд чеченских "командос" в июне 1995 года является ярким примером подобного терроризма. К актам рассеянного терроризма также относятся групповые захваты заложников, организация взрывов в общественных и многолюдных местах, случайные жертвы при нападениях на избранные объекты.

Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним, как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.

Если физические лица, которые могут стать объектом направленного террора - госчиновники высокого ранга, предприниматели, банкиры и т.д., - имеют, как правило, защиту со стороны Службы безопасности президента, Главного управления охраны, частных охранных структур и служб безопасности, то население в целом может рассчитывать на защиту лишь со стороны МВД и ФСБ, возможности которых существенно ограничены.

Возможности расследования и раскрытия и тех, и других видов террористических действий ограничены, особенно если учитывать, что их исполнители могут применять меры противодействия и дезинформирования правоохранительных органов.

Как обоснованно отмечают исследователи, для роста терроризма в странах экс-СССР "сложился целый комплекс предпосылок социального, национального, идеологического, психологического характера". К их числу он относит распад СССР, системы его правоохранительных органов, паралич власти, хозяйственно-экономический кризис, резкое падение жизненного уровня населения (при одновременном появлении тонкого слоя богатых, сделавших себе состояние не всегда честным способом) и угрозу безработицы, неустойчивость всей системы общественных отношений и структур, крушение привычных мировоззренческих ориентаций, обострение разнообразных - политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, высвобождение агрессивных потенций, общее падение нравов, торжество цинизма, нигилизма и взрыв преступности.

Все перечисленные обстоятельства влияют как на процесс формирования экстремистской идеологии и формирование субъектов террористической деятельности, так и на содержание и характер деятельности правоохранительных органов, на выработку общегосударственной системы мер борьбы с терроризмом.

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести: рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье; социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии; наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу; стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций; отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ; наличие значительного "черного рынка" оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах.

К числу внутренних факторов роста терроризма относятся: наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения; образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны); наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода; ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов; наличие ряда экстремистских группировок, полувоенных формирований; сплоченность и иерархичность преступной среды; утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров; обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан; настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений; слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан; широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.

Созданию условий и росту терроризма в России способствуют также следующие факторы: деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц; переход в криминальные структуры многих профессионалов из МО, МВД, ФСБ; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект; негативное влияние средств массовой информации, создающих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий.

Программа мер по борьбе с терроризмом

Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.

Цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются:

а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:

а) предупреждение (профилактика) терроризма;

б) борьба с терроризмом;

в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Рассмотрим внимательней предупреждение (профилактику) терроризма. Она осуществляется по трем основным направлениям:

а) создание системы противодействия идеологии терроризма;

б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Особая роль в предупреждении (профилактике) терроризма принадлежит эффективной реализации административно-правовых мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение следующих задач:

а) разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

б) противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму;

в) улучшение социально-экономической, общественно-политической и правовой ситуации в стране;

г) прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз, информирование о них органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности;

д) использование законодательно разрешенных методов воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к действиям террористического характера;

е) разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации;

ж) определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;

з) разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

и) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также лиц, пострадавших в результате террористического акта;

к) усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму;

л) обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами.

При осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов, урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как следствие, способствовать террористическим проявлениям; предупреждение террористических намерений граждан; затруднение действий субъектов террористической деятельности. При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:

а) политические (нормализация общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия терроризму);

б) социально-экономические (оздоровление экономики, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения);

в) правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансирование терроризма, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем);

г) информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);

д) культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога); е) организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Исходя из вышесказанного, мы можем предложить конкретные мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, выполнение которых возможно в рамках полномочий органов местного самоуправления по профилактике терроризма и экстремизма: 1. Проведение управлением по делам ГОЧС г. Барнаула ежегодных противоаварийных тренировок на городских объектах тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения с целью усиления антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения.

2. Заключение многосторонних соглашений между органами местного самоуправления с правоохранительными органами и собственниками объектов по обеспечению общественной безопасности, охране зон безопасности и антитеррористической защищенности.

3. Оказание содействия УФМС по Алтайскому краю в г. Барнауле в вопросах проведения проверок легальности пребывания на территории района иностранных граждан и лиц без гражданства, совершенствования регистрационного учета.

4. Проведение силами УВД г. Барнаула и собственников жилого фонда профилактических осмотров подвальных, чердачных и пустующих помещений на предмет ограничения свободного, неконтролируемого доступа.

5. Организация администрацией города мероприятий по информированию жильцов многоквартирных домов о необходимости установки металлических и укреплению деревянных дверей в подвальных помещениях и на чердаках с целью усиления антитеррористической защищенности жилого фонда. Предполагаемый результат – повышение бдительности граждан.

6. Проведение семинаров, учебно-тренировочных занятий в учреждениях образования, социальной сферы и прочих организациях и предприятиях различной формы собственности по обучению персонала навыкам безопасного поведения при угрозе совершения теракта. Ответственные за исполнение - администрация города, руководители предприятий и организаций всех форм собственности (по согласованию)

7. Проведение рейдов с целью выявления материалов, входящих в список экстремистских в печатных издательствах и магазинах, специализирующихся на реализации книжной, а также аудио-видео-продукции. Ответственные – администрация и УВД г. Барнаула. 8. Проведение национально-культурных фестивалей и выставок, направленных на развитие диалога культур, воспитание толерантности и патриотизма, профилактику национализма и других форм экстремизма. 9.Создание в библиотечной сети условий для хранения, обновления и доступного пользования информативно-воспитательной литературой, способствующей:- развитию сознания верности конституционным основам государства; - укреплению межнациональных отношений, чувств уважения к традициям граждан различных национальностей; - негативному восприятию проявлений социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Ответственные – глава комитета по культуре администрации, руководители муниципальных учреждений культуры и библиотечной системы . 10.Организация и проведение встреч, «круглых столов», межведомственных советов по значимым социальным проблемам:- с руководителями местных отделений политических партий; - с руководителями местных организаций религиозных объединений; - с лидерами профсоюзных организаций; - с активом ветеранских организаций; - с представителями малого бизнеса; - с представителями национально-культурных объединений. Ответственные - глава городской администрации, его заместители.

11. Обеспечение администрацией города вовлечения в систематические занятия спортом несовершеннолетних, стоящих на учете в правоохранительных органах, с целью уменьшения количества правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи.

12. Проведение администрацией города, комитетом по образованию г. Барнаула в учебных заведениях, расположенных на территории города, мероприятий, направленных на исключение случаев национальной вражды и поддержание здорового межнационального климата отношений, воспитания толерантности.

13. Размещение в средствах массовой информации материалов об антитеррористических мероприятиях, проводимых на территории города.

14. Мониторинг администрацией г. Барнаула деятельности общественных и религиозных объединений с целью предупреждения и пресечения проявлений экстремизма.

15. Оказание городской администрацией правовой и информационной помощи общественным и религиозным объединениям.

16. Публикация комитетом информационной политики, УВД по городу Барнаулу (по согласованию) в СМИ информации по вопросам предупреждения террористических актов и противодействия терроризму, соблюдения правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

17. Размещение комитетом по архитектуре и развитию города на дорожно-уличной сети города Барнаула социальной рекламы, направленной на пропаганду идей толерантности, профилактику терроризма и экстремизма.

18. Проведение комитетом по образованию и прокуратурой города Барнаула (по согласованию) занятий с учащимися образовательных учреждений по изучению норм законодательства, предусматривающего ответственность за националистические и иные экстремистские проявления.

19. Создание в Барнауле Движения против терроризма (ДПТ).

Организация Движения против терроризма

Целями данного движения будут являться:

объединение молодежи, независимо от ее национальности, отношения к вере и вероисповедания, партийной принадлежности, на принципах демократии, гуманизма, соблюдения прав и свобод человека и гражданина

защита прав и законных интересов барнаульской молодежи, повышения ее роли в жизни общества;

поддержка учащейся и студенческой молодежи в получении образования, профессионально-технической подготовки, правового просвещения по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

участие в разработке и поддержке программ социальной защиты молодежи, создании рабочих мест, трудоустройстве, оказание помощи малоимущим слоям молодежи и молодым семьям;

обеспечение доступа молодежи к культурным ценностям народов России, создание благоприятных условий для формирования у подрастающего поколения подлинной культуры межнациональных и межрелигиозных отношений;

поддержка творческой инициативы молодежи, молодых талантов, проведение конкурсов, ярмарок, выставок и других мероприятий, направленных на объединение молодежи и организацию ее досуга;

противодействие в рамках закона экстремизму, расизму, ксенофобии, терроризму и иным преступлениям;

шефство над детьми и подростками, содействие искоренению беспризорности и безнадзорности, наркомании и подростковой преступности;

развитие физкультуры и спорта, участие и поддержка спортивно-оздоровительных программ;

содействие и поддержка программ борьбы со СПИДОМ;

помощь инвалидам и ветеранам войн и труда, малоимущим пенсионерам и бездомным;

участие в выработке государственной молодежной политики.

Данная организация может состоять из учащихся, студентов и иных лиц, достигших 14-летнего возраста, а также юридических лиц – молодежных и иных общественных объединений.

Деятельность ДПТ:

проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, но только в защиту прав и законных интересов граждан, а также по противодействию терроризму и иным преступлениям;

учреждение средств массовой информации;

выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни, внесение предложений в органы местного самоуправления;

распространение информации о своей деятельности;

помощь правоохранительным органам в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Комплексное, и по мере возможности – регулярное, исполнение этих мероприятий позволит снизить вероятность осуществления террористических актов на территории города Барнаула. Безусловно, нельзя дать стопроцентную гарантию защиты от терроризма, ведь такое явление, как терроризм, существует практически ровно столько, сколько существует человеческая цивилизация. Однако, эту вероятность всегда можно свести к минимуму, что означает обеспечение охраны жизни и здоровья граждан.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект.2010.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФА - М, 2011.

  3. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

  4. Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".

  5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25 июня 1998 г. //Сборник Законодательства Российской Федерации.

  6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общей редакцией Генерального прокурора Российской Федерации, профессора Ю.И. Скуратова. - М.: Издательская группа ИНФРА*М - НОРМА, 2003.

  7. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., "Щит-М", 2006.

  8. Гончаров С.А. Особенности терроризма в России //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2006.

  9. Эфиров С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. – 2005.

  10. Белоножкин, В.И. Информационные аспекты противодействия терроризму / В.И. Белоножкин, Г.А. Остапенко. – М. : Горячая линия – Телеком, 2009.

  11. Бойко, Ю.П. Политико-правовые аспекты международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в рамках ШОС / Ю.П. Бойко, Э.Л. Садыкова // Обозреватель. – 2008. – № 8.

  12. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Л.А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2006.

  13. Лутовинов В., Морозов Ю. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку // ОБЖ. 2000. - № 9.

  14. Нетаньяху, Б. Война с терроризмом: как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма. / Б.Нетаньяху; пер. с англ.-М.: Альпина Паблишер, 2002.

  15. Шестаков, В. Террор - мировая война / В.Шестаков. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

  16. Моторный, И.Д. Защита гражданских объектов от терроризма [Текст]: науч.-практич. пособие / И.Д. Моторный.-М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2005.

Просмотров работы: 3519