СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Шабалина Н.А. 1, Шабалина Н.А. 1
1АлтГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, проводимые в России реформы должны привести к оптимизации административно-управленческих процессов, снижению издержек взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления. Повышение эффективности и результативности государственного и муниципального управления, реализуемое через инструменты административной реформы, оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие как конкретного муниципального образования, региона, так и страны в целом. Одним из приоритетных направлений административной рефор­мы выдвинута задача повышения качества государственных и муниципальных услуг. Преобразования, проводимые в системе исполнительной власти, дол­жны привести к тому, что каждый гражданин будет не только знать, но и иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить конкретные уровни власти.

Согласно законодательству Российская Федерация должна полностью перейти на оказание госуслуг в электронном виде до 2015 года. Проведённый анализ правовой базы субъекта РФ показал, что в Алтайском крае принят ряд организационно-распорядительных документов, обеспечивающих реализацию административной реформы в регионе. Губернатором Алтайского края 09 апреля 2008г. было утверждено Положение «О Программе проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008-2010 гг.»1. 30 декабря 2008г. утверждено постановление Администрации края №588 «Об утверждении Административного регламента работы с обращениями граждан в Администрации Алтайского края». Данный регламент разработан в целях повышения результативности и качества, открытости и доступности деятельности органов исполнительной власти, улучшения работы с населением при реализации федерального и регионального законодательства о работе с обращениями граждан2. Постановлением Администрации края от 30 ноября 2009г. №502 была утверждена Программа "Развитие муниципальной службы в Алтайском крае на 2009–2013 годы». В рамках данного направления большое значение приобретает взаимодействие органов государственной власти Алтайского края с органами местного самоуправления. В первую очередь, речь идёт об оказании методической помощи органам местного самоуправления в процессе подготовки ими муниципальных правовых актов по вопросам муниципальной службы3.

В связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010г. «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» №210-ФЗ Губернатором Алтайского края была поставлена задача обеспечить его выполнение, 21 декабря 2010 г. было подписано постановление Администрации края №256 «О создании краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» (МФЦ) в г. Барнауле, а 19 августа 2011 центр уже начал свою работу. Здесь государственные и муниципальные услуги предоставляются в режиме «одного окна», что позволяет заявителям однократно обратиться в центр и представить только те документы, которые необходимы для дальнейшей работы. Информация, имеющаяся в государственных органах и организациях, будет направлена по запросу МФЦ. Тем самым для заявителя создаются наиболее комфортные условия: упрощается процедура, сокращаются сроки получения госуслуги. МФЦ оказывает услуги на бесплатной основе. При этомтолькогосударственная пошлина и иные платежи, необходимые для получения услуги, взимаются в соответствии с законодательством РФ4. Создание первого в крае многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг стало значимым событием 2011 года. За время работы в центр поступило более 100 тысяч обращений. Стремительно развивается сеть МФЦ. С января 2012 года начал работу филиал центра в Благовещенском районе, в июне МФЦ заработал в Бийске, а сейчас решается вопрос об открытии филиалов в Рубцовске, Камне-на-Оби и Славгороде. В ближайшие годы планируется накрыть сетью филиалов и удаленных рабочих мест МФЦ всю территорию Алтайского края. Сейчас МФЦ Алтайского края предоставляет 140 различных федеральных, краевых и муниципальных услуг. Наиболее востребованы из них услуги Главалтайсоцзащиты, Росреестра, налоговой службы, главного управления имущественных отношений и управления охотхозяйства. Важной частью работы центра является бесплатная юридическая помощь. Она включает в себя консультирование клиентов, оформление различных документов и участие в судебных заседаниях. В настоящее время продолжается процесс оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. На специальном портале представлены более 30 видов услуг по направлениям: гражданство, семья, социальное обеспечение, земельно-имущественные отношения, налоги и сборы и другие5.

По мере развития и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни всё более возрастает потребность в их использовании органами местного самоуправления для лучшей организации деятельности и повышения качества услуг, предоставляемых населению. В связи с этим в столице Алтайского края г. Барнауле постановлением администрации города от 21 ноября 2010 г. № 3204 была утверждена долгосрочная целевая программа «Электронный Барнаул» на 2011-2015 годы. Реализация программы способствует повышению эффективности муниципального управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий, что является одним из базовых условий обеспечения стабильности и устойчивого социально-экономического развития городского округа, повышения уровня жизни населения6. По словам заместителя главы администрации г. Барнаула по экономическим вопросам В. Химочки: « В перспективе в городе Барнауле муниципальные услуги в электронном виде можно будет получать следующим образом:

1. через портал государственных и муниципальных услуг Алтайского края;

2. через федеральный портал www.22.gosuslugi.ru;

1. через портал «Электронный Барнаул»…

….Правительство РФ ставит задачи оптимизировать систему оказания государственных и муниципальных услуг, обеспечить равные возможности для всех граждан в получении государственных и муниципальных услуг, независимо от места их жительства, в максимально удобной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Для решения этой задачи администрацией города Барнаула с 2011 года ведется системная работа над перспективным проектом - создание портала «Электронный Барнаул» и системы электронного документооборота, что в совокупности образует автоматизированную информационную систему, обеспечивающую оказание муниципальных услуг в электронном виде…

…Также посредством портала «Электронный Барнаул» планируется осуществлять администрирование очередей, в том числе зачисление в детские сады, школы, центры дополнительного образования в школах, ведение электронных очередей на жилье для молодых семей и малоимущих граждан, запись на прием к должностным лицам органов местного самоуправления города Барнаула7.

Предоставление услуг в электронном виде намного облегчает и упрощает населению процесс доступа к данным услугам. В настоящее время осуществляется внедрение электронной универсальной карты (УЭК). Карта должна стать единым ключом, идентифицирующим гражданина для доступа к элементам инфраструктуры электронного правительства. Карту можно использовать как документ, удостоверяющий личность, как медицинский полис, свидетельство пенсионного страхования, а также как обычную банковскую карту – для зачисления на нее зарплаты, пенсии, пособий и других выплат, для расчета за товары и услуги. Кроме того, УЭК даёт доступ к получению широкого спектра услуг в электронном виде. Пользоваться картой можно в любой точке России – при наличии специальных терминалов и обслуживающих устройств. Прием заявлений на выдачу УЭК осуществляется с 1 января 2013г. Организацией, уполномоченной осуществлять функции по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК, является МФЦ Алтайского края в г. Барнауле. В январе т.г. на официальном сайте г. Барнаула появилась информация о возможности получения электронных карт8.

Перспективным направлением в исследовательской деятельности является мониторинг спроса на государственные и муниципальные услуги. Так, в феврале 2012г. в МФЦ Алтайского края был открыт дополнительный офис для налогоплательщиков Индустриального и Ленинского районов г. Барнаула. Здесь ведется просветительская работа с различными категориями граждан: для пенсионеров открыты курсы обучения компьютерной грамоте (за время работы прошли обучение 44 группы пенсионеров – 370 человек в возрасте от 55 до 82 лет), для молодежи проводятся ознакомительные экскурсии. Студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» имеют возможность прохождения практики на рабочих местах, изучают работу с обращениями граждан, вопросы организационного, документационного и технического обеспечения данной деятельности.

Основным инструментом для исследования качества и доступности государственных услуг, признанным в мировой практике, является проведение социологических опросов. В октябре 2012 года автором был составлена анкета и проведен опрос 119 жителей различных районов города Барнаула по деятельности МФЦ. В результате апробации данного метода выборки были получены следующие данные: большинство опрошенных(86%) знают о существовании МФЦ и, в большинстве своем, положительно отзываются о результатах деятельности центра; более половины довольны работой центра и ничего бы не хотели менять (81%). Однако, лично обращаться приходилось лишь 19% опрошенных граждан, это, по нашему мнению, прежде всего, связано с недостаточностью информации и рекламы о МФЦ, а также с отсутствием филиалов и удалённых рабочих мест. Данные опроса переданы в методический отдел МФЦ для ознакомления и анализа.

В сфере деятельности центра идёт процесс увеличения новых информационных технологий и расширения сети МФЦ в Алтайском крае. Так, 1 октября 2012 года в МФЦ состоялась презентация инфомата – нового информационного терминала, установленного компанией «Ростелеком». С помощью него можно выходить на Единый портал государственных услуг и получать различные услуги в электронном виде. Например, жители Алтайского края уже сейчас могут через инфомат проверить информацию о пенсионных накоплениях, подать заявление на заграничный паспорт, оформить субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и даже просмотреть вакансии, если ищут работу. А если что-то не получается, можно вызвать по видеосвязи консультанта, и он подскажет, как найти нужную информацию. В настоящее время в Алтайском крае работают три инфомата: два в офисах компании «Ростелеком» и один в МФЦ. Сеть инфоматов будет расширяться – уже сегодня в электронном виде предоставляется 132 федеральных и 18 региональных и местных услуг, а с введением в 2013 году универсальной электронной карты информационный терминал станет еще более востребованным.

Постановлением Правительства от 12 декабря 2012 года № 1284 были утверждены «Правила оценки гражданами эффективности работы руководителей территориальных органов соответствующих властных структур при предоставлении государственных услуг». В соответствии с ними граждане могут по пятибалльной шкале оценивать качество услуги по следующим критериям: сколько времени она потребовала, сколько времени пришлось провести в очереди, какова компетентность сотрудника, который оказывал услугу, комфортность помещения, где все это происходит, доступность информации и так далее. Замечания можно будет отправлять различными способами, включая СМС, на единый номер через терминалы, которые управляют очередями на получение государственных услуг, и через Интернет9. На этом примере мы видим реально предоставленное населению право оценивать деятельность органов власти.

Административная реформа продолжает свою реализацию. В соответствии с Указом Президента РФ "О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытое правительство», данное правительство должно стать площадкой для оперативного взаимодействия министров с представителями партий, государственных и муниципальных органов власти и всевозможных институтов гражданского общества. Как отметил Президент РФ В.В. Путин: «Во всех развитых странах всё шире применяется концепция «Открытое правительство», которая основана на вовлечении граждан в текущую работу институтов власти. И нам тоже нужно идти по этому пути – поощрять активную гражданскую работу, учитывая предложения, советы, рекомендации так называемых независимых народных экспертов»10.

Проводимые реформы, по нашему мнению, способствуют совершенствованию взаимодействия власти и населения, повышению эффективности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие территории, в первую очередь, с помощью эффективного менеджмента.

Научный руководитель – В. Г. Лякишева, доцент кафедры «Региональная экономика и управление»

Библиографический список

  1. Постановление Администрации Алтайского края от 09 апреля 2008г. №142 «О Программе проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008-2010гг.»// «Алтайская правда», №112-113, 19 апреля 2009г.

  2. Постановление Администрации Алтайского края от 30 декабря 2008г. №588 «Об утверждении Административного регламента работы с обращениями граждан в Администрации Алтайского края»// «Алтайская правда», №5-6, 15 января 2009г.

  3. Постановление Администрации Алтайского края от 30 ноября 2009г. №502 об утверждение Программы «Развитие муниципальной службы в Алтайском крае на 2009-2013 годы»// «Алтайская правда», №395, 15 декабря 2009г.

  4. Постановление Администрации Алтайского края от 21 декабря 2010 № 256 "О создании краевого автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края"//СПС Консультант плюс;- http://www.regionz.ru/

  5. Организация электронных государственных и муниципальных услуг// портал государственных и муниципальных услуг; - http://www.gosuslugi.ru/

  6. Постановление администрации г. Барнаула от 21.10.2010 №3204 «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Электронный Барнаул на 2011-2015 годы» // ООО «Юридическая консалтинговая фирма «Юр Ком(п)»;

  7. Химочка В. С./О практике работы городского округа – города Барнаула Алтайского края по созданию «Электронного муниципалитета»//О практике работы муниципальных образований Алтайского края – сборник, №2, Барнаул, «Параграф», 2012;

  8. Официальный сайт г. Барнаула;- http://barnaul.org/

  9. Информационно – правовой портал «Гарант»;- http://www.garant.ru/news/436716/

  10. Официальный сайт партии Единая Россия//;- http://er.ru/core/news/theme/38.html?page=2

Просмотров работы: 4350