ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Захарова Ю.О. 1
1Санкт-Петербургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наличие мощных производственных ресурсов в АТР объясняет борьбу государств за преобладание в этом регионе. Столкновение разнонаправленных национальных интересов приводит к политическим разногласиям, что обуславливает особую актуальность проблемы обеспечения международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«Средиземное море – это море прошлого, Атлантика – море настоящего, Тихий океан – море будущего», - говорил государственный секретарь США Джеймс Хейс еще в начале ХХ века.

Идея создания системы региональной безопасности на азиатском направлении появилась еще во второй половине ХХ века. Однако острая необходимость возникла именно на рубеже столетий, в условиях жесткого противостояния США и СССР, а затем крушения биполярного мира и одновременным зарождением новых региональных гигантов. Такое масштабное изменение геополитической ситуации во всем мире заставило руководства стран задуматься о сохранении и поддержании стабильности и безопасности в АТР.

Глава I. Эволюция международных отношений в АТР после холодной войны

1.1. Геополитическая обстановка в АТР

Военно-стратегическая ситуация в Азиатско-тихоокеанском регионе имеет ряд особенностей, отличающих ее от событий, происходящих на западном направлении. Помимо существования нескольких центров силы в АТР следует отметить лишенное особого энтузиазма понимание необходимости разоружения, создания системы безопасности европейского типа как важнейших шагов на пути стабилизации обстановки в регионе. Это объясняется убежденностью правительств большинства азиатских государств в несоответствии опыта западных государств политическим реалиям в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Анализируя стратегическую обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе в последние годы, важно отметить существенные изменения. В общих словах, она характеризуется «высокой динамикой политических и экономических процессов, формирующих устойчивую тенденцию к преобразованию региона в важнейший центр мировой политики и экономики, сопоставимый с евроатлантическим»1.

Учитывая значение экономического фактора в современных международных отношениях, справедливо прогнозировать тенденцию интеграции государств преимущественно не в военные, а экономические блоки, при которых заинтересованность в благополучии экономических партнеров лежит в основе национальной безопасности.

Несмотря на характерную неоднородность экономического развития стран и соперничество между ними, в тихоокеанском регионе в настоящее время идут интеграционные процессы. Региональное партнерство в основном направлено на повышение эффективности развития экономических связей. Так, среди наиболее влиятельных следует назвать Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), формирующуюся Зону свободной торговли стран АСЕАН, НАФТА, Меркосур и прочее. Развитая транспортная сеть в регионе, способствующая активному обмену товарами, услугами, информацией, стала важнейшим фактором сближения и интеграции азиатских государств.

Основными тенденциями развития геополитической обстановки в АТР являются:

  1. Пересечение в этой части мира интересов США, Китая, Японии и России;

  2. Углубление неравномерности экономического развития стран этого региона;

  3. Укрепление национальной обороны государств и активная политика перевооружения ряда стран, распространение оружия массового поражения;

  4. Сохранение здесь ряда серьезных очагов напряженности: Корейский полуостров, Тайвань, Курильские острова, острова Тихого океана и Южно-Китайского моря;

  5. Свертывание военного присутствия России в Тихом океане и на Дальнем Востоке;

  6. Значительный дисбаланс военных потенциалов государств при сохранении абсолютного доминирования США;

  7. Формирование новой концепции безопасности в регионе, базирующейся главным образом на двусторонней и многосторонней основах.

Современная геополитическая обстановка в регионе оценивается как «относительно стабильная», но при этом «сложная и противоречивая»2. Об этом свидетельствует отсутствие качественных изменений баланса сил в АТР в целом и серьезных военных угроз безопасности региона. Однако остановка остается сложной на Корейском полуострове, в районе Тайваньского пролива, не урегулированы межэтнические противоречия, растут сепаратистские настроения в Индонезии, Мьянме.

Угрозу стабильности региона представляют экологические проблемы (истощение природных ресурсов, нехватка продовольствия и др.), деятельность террористических организаций, транснациональная преступность, незаконный оборот оружия и наркотиков, нелегальная миграция и т.п.

Особого внимания требует проблема распространения оружия массового поражения. Сам факт обладания ядерным оружием может восприниматься соседними странами в качестве вызова или угрозы безопасности3. Если на данный момент по официальным данным им обладают США, Россия, Франция, Великобритания, Китай, Индия, Пакистан и КНДР, то, согласно прогнозам, к 2020 году более десяти стран будут располагать ракетным и ядерным оружием и около 20-30 государств – химическим и биологическим.

США как высокоразвитая страна мира к настоящему моменту произвела перевооружение своей армии высокотехнологичным оружием, за счет чего были закрыты военные базы в АТР и других частях планеты. Кампания за ядерное разоружение (Campaign for Nuclear Disarmament, CND) констатирует в своем докладе, что «изменение политики США в отношении использования ядерного оружия вызывает серьезную озабоченность»4.

Пристального внимания мирового сообщества требует деятельность Японии в области вооружений, которая находится на втором месте после Соединенных Штатов по масштабам вложений в эту сферу. Эксперты Службы Внешней Разведки РФ считают, что в «настоящее время Япония не обладает ядерным оружием и средствами его доставки»5. Эта азиатская держава, подписавшая Договор о нераспространении ядерного оружия, руководствуется в своей политике тремя известными принципами — "не производить, не приобретать и не иметь на своей территории ядерного оружия". В то же время, вызывает беспокойство недостаточная «эффективность контроля за ядерными материалами» и «прозрачность» ее ядерной программы.

После завершения холодной войны наблюдалось заметное улучшение отношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Для закрепления позитивной тенденции становления нового экономического и политического миропорядка важно не допустить расширение или создание региональных военно-политических блоков, которые могут непременно стать источником конфронтации и борьбы за преобладание в различных частях планеты.

Между северной и южной частями Корейского полуострова сохраняется взаимная подозрительность и враждебность. Ключевой остается проблема обладания КНДР ядерным оружием, которая создала угрозу для национальной безопасности стран не только Азиатско-Тихоокеанского региона. 24 января 2005 года заместитель главы МИД КНДР заявил, что Пхеньян обладает ядерным оружием, но применит его "исключительно в целях обороны"6.

Для АТР обстановка в Тайваньском проливе остается тесно связанной с безопасностью и стабильностью. До сих пор не был положен конец отношениям вражды между «континентальным Китаем» и «островным Китаем» - о. Тайвань. Несмотря на проводимый курс «мирное объединение и одно государство – два строя», китайское правительство неоднократно утверждало, что «пути решения тайваньской проблемы – внутреннее дело Китая»7.

История формирования Азиатско-Тихоокеанского региона оставила много спорных границ, островов и территориальных вод, которые могут стать причиной серьезных столкновений интересов стран или даже вооруженных конфликтов между ними. Борьба за морские и земельные ресурсы, суверенитет над территориями лежат в основе таких вопросов, как контроль над островами Наньша, претензии Японии на российские Курилы и др. Их решение представляется крайне трудным делом и несет в себе серьезные риски безопасности в регионе.

1.2. РФ, США, КНР и Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Новая конфигурация международных отношений после крушения биполярной системы больше проникнута национальными интересами расположенных здесь государств. В АТР пересекаются интересы США, России, Китая и Японии. Именно от их желания и возможности сохранения баланса сил зависит региональная безопасность.

Российская Федерация, географически принадлежащая к АТР, не может не принимать участия в формировании структур региональной безопасности. Исторические связи с Востоком, а также отказ от идеологического давления и нацеленность на прагматизм внешней политики в XXI веке ставят в центр усилий российской дипломатии на восточном направлении задачу обеспечения благоприятных условий для воплощения национальных интересов России. В качестве основных целей внешней политики РФ на Дальнем Востоке после холодной войны следует назвать: интеграцию региона в общероссийское экономическое, социальное и правовое пространство; создание привлекательных для иностранных капиталовложений условий, обуславливающих рост экономических показателей дальневосточного региона; обеспечение обороноспособности региона и защиты национальных интересов России.

Растет национальная роль КНР в вопросах безопасности в АТР. Экономические успехи Китая вызвали неоднозначную реакцию со стороны мирового сообщества. Примечательно, что премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на церемонии открытия 4-го совещания министров иностранных дел Азии в рамках Азиатского диалога сотрудничества в апреле 2005 года отметил, что Китай избирает «путь мирного развития» и «никогда не претендует на гегемонию»8.

Новый характер взаимоотношений России и США, связанный с крахом биполярного мира, делает возможным сотрудничество двух стран и в области безопасности в азиатском регионе. Однако процесс формирования весомых структур сотрудничества и взаимодействия между РФ и США, за исключением договоров по сокращению вооружений, до сих пор практически не начат.

После распада СССР мировое сообщество задумалось о том, каким будет новый миропорядок. В первую очередь этот вопрос касался места США в системе международных отношений XXI века. В ноябре 2011 года американским руководством было официально объявлено, что США останутся вовлеченными в азиатские дела и будут стремиться сохранить региональное лидерство. Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Хилари Клинтон также заявила: «Содействие росту Азии и ее динамичному развитию – это центральная задача в американской экономике и стратегических интересах и ключевой приоритет для президента Обамы». Более того, Клинтон опровергла слухи о том, что ускоренное развитие Китая может представлять угрозу могуществу США в будущем и что Америка стремиться сдерживать рост нарождающегося азиатского гиганта9.

США имеют высочайший технический и экономический потенциал, а потому руководство страны будет добиваться создания наиболее выгодных торговых условий с Японией, Китаем и Южной Кореей. Другим направлением политики Вашингтона после холодной войны является продолжение косвенного соперничества с Москвой, попытки недопустить формирования военно-политического союза под лидерством России.

Новый этап наступил в отношениях Соединенных Штатов с КНР. Политику «сдерживания Китая» сменил курс на «развитие конструктивных и партнерских американо-китайских связей». Важным событием в этом направлении стал визит председателя КНР Цзян-Цзэминя в США в 2002 году.

Глава II. Перспективы создания системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Реалии современных международных отношений все больше приводят руководства большинства стран АТР к выводу о необходимости создания совместными усилиями системы безопасности в регионе. Эта идея возникла практически одновременно с европейской, но не получила широкой поддержки. После событий 11 сентября 2001 года проблема национальной безопасности обострилась, заставив Вашингтон поддержать эту идею.

Существует мнение, что создание в АТР аналога СБСЕ невозможно. Это утверждение основано на том, что из-за обширности территории и разнообразия стран представляется более реальным решение вопросов безопасности именно на двусторонней основе. Уже в настоящее время наметилась тенденция ее формирования по нескольким направлениям: на основе функционирования региональных организаций, путем двусторонних и многосторонних переговоров и др.

Мы поддерживаем субрегиональный подход в создании многосторонней системы безопасности в АТР, который действительно наилучшим образом соответствует геополитическим условиям региона. Учитывая различие основных проблем в разных точках региона, вначале разумно сосредоточиться на их решении на местном, а затем уже региональном уровне.

Проанализировав геополитическую ситуацию в регионе, а также европейский опыт, нам представляется необходимым при планировании будущего режима безопасности следующее:

  • Активизация переговоров, обсуждение различных предложений;

  • Акцентирование внимания на военных доктринах, стратегических соглашениях и других документах, принятых в той или иной сфере безопасности;

  • Принятие мер по контролю за исполнением принятых соглашений;

  • Разработка и обеспечение мер доверия между странами;

  • Создание зон ограничения вооружения, в особенности оружия массового уничтожения (ОМУ);

  • Ограничение гонки вооружения;

  • Недопущение контакта вооруженных сил в районах потенциальных конфликтов;

  • Перевод армий на оборонительные структуры;

  • Создание условий для равной безопасности стран региона и прочее.

Перспективно выглядит постепенный переход от двусторонних соглашений к многосторонним, на которых в свою очередь будет базироваться международный режим. Его участники должны проявлять сдержанность при возникновении политических разногласий, стремиться к их разрешению путем переговоров и использовать силу только для самообороны, поддерживать постоянные контакты по вопросам региональной безопасности.

Поскольку азиатским странам в конце прошлого столетия было свойственно активное наращивание вооружений, а некоторые из них в настоящий момент являются обладателями ядерного оружия, то приоритетным направлением в сфере безопасности должно стать сокращение всех видов вооружений. Эта проблема включает как количественный, так и качественный аспект при поддержании устойчивого стратегического равновесия.

Говоря о месте Российской Федерации в деле формирования модели безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, следует помнить, что правительство страны уже предложило ряд мер, которые могут способствовать улучшению политического климата в регионе.

Сегодня Россия выступает в качестве ведущей ядерной державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, а потому ее непосредственное участие в построении режима безопасности в Азии и на Тихом океане безусловно. Вовлеченность РФ в борьбу с деструктивными силами, имеющими место в АТР, будет способствовать росту авторитета нашей страны и заинтересованности стран региона в сотрудничестве с ней.

Для того чтобы определить позицию России по основным вопросам безопасности, необходимо обратиться к Концепции национальной безопасности нашего государства. Как видно из документа, РФ выступает за «наращивание усилий по созданию многосторонних структур, обеспечивающих сотрудничество в сфере международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Азии»10.

Важным направлением деятельности РФ на азиатском направлении являются двусторонние взаимоотношения со странами, здесь расположенными. К их числу, в первую очередь, относятся США, Китай, Япония, Республика Корея. Вашингтон, воспользовавшись ослаблением российского влияния на восточном направлении, включил Азиатско-Тихоокеанский регион в сферу своих жизненно важных интересов. С учётом внешнеполитических амбиций США и непринятием ими идеи многополярного мира целесообразно выстраивать гибкую политику между двумя странами, направленную на избежание серьезных столкновений и конфликтов.

Отношения с Китаем занимают центральное место в российской внешней политике. Взаимодействие стран проходит как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций, в числе которых ШОС и БРИКС. Как подчеркнул официальный представитель МИД КНР Сунь Юйси: «На России и Китае лежит «особая ответственность… в отношении остального мира», а их общие интересы «требуют укрепления и углубления двустороннего стратегического партнерства в новом веке»11.

Вместе с тем, в российских политических и стратегических кругах вызывают опасение некоторые аспекты внешней политики Китайской республики. Подъем национализма, длительная история территориальных споров с Россией на фоне военной уязвимости и экономического упадка нашей страны в долгосрочной перспективе могут представлять прямую угрозу безопасности РФ.

Созданию режима региональной безопасности препятствуют нерешенные противоречия между Россией и Японией по поводу принадлежности Южно-Курильских островов. Между странами до сих пор отсутствует мирный договор, затруднены экономические и политические отношения. Важно отметить, что более тесное русско-японское сотрудничество выгодно обеим сторонам, если учесть постепенное свертывание военного присутствия Америки на Тихом океане и одновременный рост мощи КНР. Несмотря на это, на совместной пресс-конференции в Токио 28 января 2011 года российский министр иностранных дел Сергей Лавров и его японский коллега Коитиро Гэмба заявили, что «Россия и Япония еще далеки от подписания мирного договора»12.

Отношения между Москвой и Токио по-прежнему находятся в руках двусторонней дипломатии. Многолетний спор о принадлежности Курильских островов не должен создавать безвыходную и критическую ситуацию, препятствуя развитию диалога по вопросам безопасности.

Итак, нам представляются перспективными следующие направления внешней политики России по обеспечению безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во-первых, развитие динамических и конструктивных отношений со всеми странами, географически принадлежащими АТР. Основой этих взаимоотношений должны стать равноправие и отказ от идеологического давления даже в ситуации расхождения интересов и взглядов государств. Во-вторых, введение в практику мер по укреплению доверия, механизмов консультаций и диалогов. В-третьих, активизация действий по стабилизации конфликтных ситуаций в регионе. В-четвертых, стимулирование процесса формирования субрегиональной и региональной систем безопасности и сотрудничества.

Таким образом, в XXI веке наметились тенденции к созданию системы региональной безопасности в АТР. Постепенно налаживается деятельность по разработке мероприятий, способствующих этому процессу. Однако в дело формирования структур безопасности вовлечены далеко не все государства региона, а современные механизмы еще недостаточно эффективны. В связи с этим важнейшими задачами внешней политики стран Азии и Тихого океана должны стать развитие и укрепление дружественных отношений, партнерство с целью поддержания стабильности и порядка в регионе. Только в этом случае будет заложен фундамент для будущей системы безопасности и сотрудничества.

В XXI веке человечество не только вступило на новый этап развития, но и столкнулось с новыми вызовами и угрозами. Увы, как показывает история, в мире всегда было место конфликтам и столкновениям между людьми, нередко имевшим критические последствия. Но еще чаще профессиональная дипломатия останавливала противостоящие стороны от неразумных действий, предотвращая вражду и кровопролитие. Как писал еще в XVI веке известный поэт Возрождения Ганс Сакс, «Мир не кровью, а дружбой и любовью должны мы уберечь». Хочется надеяться, что в XXI столетии мировое сообщество скажет «нет» силовым методам разрешения конфликтов и вступит на путь мира и партнерских отношений.

Список литературы

Источники.

  1. Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления // Служба Внешней Разведки РФ //

http://svr.gov.ru/material/4-japan.htm

  1. Концепция национальной безопасности России. Журнал Дипломатический вестник. Февраль 1998 // МИД РФ //

http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/b3b7fe31d4259517c325688c005051f1!OpenDocument

  1. Присутствие Вэнь Цзябао на совещании министров иностранных дел в рамках Азиатского диалога сотрудничества – Китай ни в коем случае не претендует на гегемонию // МИД КНР // http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/wzlcflyrus/t191167.htm

Монографии.

  1. Кудинов Л.Б. Геополитические интересы и стратегия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI веке. М. 2001.

  2. Титаренко М.Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточноазиатский вектор. М.: Памятники исторической мысли, 2003.

Статьи.

  1. Мунчаев Т.М. Геополитическая ситуация в Азии и проблемы безопасности // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2001. №5.

  2. Специфика формирования структур безопасности в АТР // Азиатская библиотека // http://asiapacific.narod.ru/countries/apr/spesifika_formir_struktur1.htm

  3. Hillary Clinton. America´s Pacific Century // Foreign Policy // http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/10/11/americas_pacific_century

Новостные сайты.

  1. Лавров: Россия и Япония еще далеки от мирного договора // Русская служба BBC // http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/01/120128_lavrov_japan_peace_treaty.shtml

  2. Принцип одного Китая и тайваньский вопрос. Февраль 2000 года, Пекин // http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/2002-06/10/content_2032987.htm

  3. North Korea Says It Has Nuclear Weapons and Rejects Talks // New York Times, Feb. 10, 2005.

1 Специфика формирования структур безопасности в АТР // Азиатская библиотека // http://asiapacific.narod.ru/countries/apr/spesifika_formir_struktur1.htm

2 Кудинов Л.Б. Геополитические интересы и стратегия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI веке. М. 2001. С. 41.

3 Мунчаев Т.М. Геополитическая ситуация в Азии и проблемы безопасности // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2001. №5. С. 150-153.

4 Ibid. P. 4.

5 Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления // Служба Внешней Разведки РФ //

http://svr.gov.ru/material/4-japan.htm

6 North Korea Says It Has Nuclear Weapons and Rejects Talks // New York Times, Feb. 10, 2005.

7 Принцип одного Китая и тайваньский вопрос. Февраль 2000 года, Пекин // http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/2002-06/10/content_2032987.htm

8 Присутствие Вэнь Цзябао на совещании министров иностранных дел в рамках Азиатского диалога сотрудничества – Китай ни в коем случае не претендует на гегемонию // МИД КНР // http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/wzlcflyrus/t191167.htm

9 Hillary Clinton. America´s Pacific Century // Foreign Policy // http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/10/11/americas_pacific_century

10 Концепция национальной безопасности России. Журнал Дипломатический вестник. Февраль 1998 // МИД РФ //

http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/b3b7fe31d4259517c325688c005051f1!OpenDocument

11 Титаренко М.Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточноазиатский вектор. М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 261.

12 Лавров: Россия и Япония еще далеки от мирного договора // Русская служба BBC // http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/01/120128_lavrov_japan_peace_treaty.shtml
Просмотров работы: 12940