Физическая культура, безусловно, может являться средством гендерной социализации, т.к. в процессе физического воспитания решаются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспитания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом. С помощью подбора средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, ориентации на предпочитаемые виды двигательной активности студентов закрепляются модели поведения и личностные качества, формирующие гендер. Человек открывает физическую культуру не столько для себя, сколько открывает себя в мире физической культуры. От своевременности и полноты сформированности психологических черт мужественности-женственности во многом зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок, что определяет в будущем эффективность общения с людьми, отношений в семье и коллективе. Занятия по физической культуре, должны строиться с учетом гендерных особенностей студентов, актуализируя их гендерные роли, формируя понимание о предназначении мужчины и женщины в обществе [1].
На наш взгляд, юноши должны с большей охотой ходить в тренажерный зал, подтягиваться, отжиматься, заниматься единоборствами – в общем, стараться развить все группы мышц и научиться защищать себя и, в будущем, свою семью. Девушкам, чтобы не потерять женственность, изящные очертания тела, нужны упражнения на упругость тела, в особенности развивать мышцы поясницы, таза, живота – это поможет для дальнейшего без проблемного вынашивания и рождения ребенка.
В студенческом возрасте всё отчётливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, всё яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Именно в этот период становится необходимым формирование устойчивого интереса к физической культуре и спорту, поскольку в процессе занятий физическими упражнениями происходит самореализация личности, которая отражается в физическом совершенстве студента.
Нами было проведено анкетирование, целью которого было определение мотивов, побуждающих студентов посещать физкультурно-спортивные занятия и исследование образа жизни студентов. Проанализировав ответы, мы пришли к следующим результатам. Большинство (70%) указали на то, что занимаются физической культурой для получения зачёта. Также, благодаря моде на подтянутое, тренированное тело 36% студентов 1 и 2 курсов и 69% студентов 3 и 4 курсов отметили, что при этом стремятся иметь красивую фигуру. Всего 10% хотят повысить свою умственную работоспособность, 32% указали на то, что хотят развить у себя физические качества, а здоровыми хотят быть большинство опрошенных. Полагают, что занятия спортом позволяют увереннее чувствовать себя в обществе 23%, 16% называют улучшения самочувствия и только 11% планируют добиться высоких результатов в спорте, 11% студентов начали заниматься в тренажёрном зале с момента поступления в ВУЗ. Исследование образа жизни студентов выявило, что наличие вредных привычек наблюдаются у 60% студентов, не соблюдают режим питания 70% студентов, у 56% нет сформировавшейся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями [2].
Было проведено ранжирование видов спортивной деятельности студентов нашего вуза, которое показало, что 67% постоянно занимаются различными видами физкультурно-спортивной деятельности, 33% – эпизодически, а 14% студентов исключают физическую деятельность. Наиболее значимой и доступной формой занятий 16% студентов называют тренировки в спортивных секциях вуза, 33% – посещают тренажёрный зал. В качестве мотивов при обосновании выбора формы занятий 48% студентов указывают удобное время и организацию занятий вузовских секциях, 36% обосновывают свой выбор желанием заниматься избранным видом спорта. Приятно отметить, что абсолютное большинство студентов (86%) считают занятия физической культурой и спортом необходимыми [3].
Результаты свидетельствуют, что важную роль играет интерес, а основой интереса является внутренняя мотивация занимающихся, позволяющая не только определить отношение человека к данному виду деятельности, но и имеющая важное значение для организации и управления процессом физического воспитания в вузе. При определенной системе гендерного воспитания личности студентов, особенно 1-ых, 2-ых курсов, можно выработать как раз те самые необходимые физические и психологические навыки, которые не просто пригодятся в жизни, но и помогут с самореализацией в ней.
Литература:
1. Слепова, Л.Н. Гендерный подход к физическому воспитанию студентов / Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - № 5. - C. 129-130URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=6174
2. Изучение образа жизни студентов и определение мотивов к занятиям физическими упражнениями в политехническом вузе / Егорычева Е.В., Мусина С.В., Шлемова М.В., Чернышева И.В. // Изв. ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе". Вып. 9: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - № 11 (98). - C. 53-54.3. Каткова, Е.О. Роль и место физической культуры в жизни будущих инженеров [Электронный ресурс] / Каткова Е.О., Егорычева Е.В., Мусина С.В. // Студенческий научный форум 2012 : [матер.] IV междунар. студ. электрон. науч. конф., 15 февр. – 31 марта 2012 г. / РАЕ. - М., 2012. - C. 1-2. – URL : http://www.rae.ru/forum2012/190/527.