ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗПР - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗПР

Митенева А.Э. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мышление является высшим познавательным процессом, это основная форма познания окружающего мира. Огромное значение для всестороннего развития личности ребенка имеет формирование и становление всех видов мышления, этот процесс должен носить целенаправленный и систематический характер. Несформированность мыслительной деятельности может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

Проблема развития мышления у детей с ЗПР актуальна в детской коррекционной педагогике и специальной психологии. Данному вопросу были посвящены работы следующих отечественных психологов и педагогов: А.И.Блиновой, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, А.А.Катаевой, У.Е.Кузнецовой, В.И.Лубовского, Е.М.Мастюковой, Н.Г.Морозовой, В.Г.Петровой, М.С.Певзнер, С.Я.Рубинштейна, Е.А.Стребелевой, И.М. Соловьева, Г.Е.Сухаревой, Ж.И.Шиф и др.

Дети с задержкой психического развития характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется, прежде всего, в их недостаточной любознательности. Одни из них, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, вообще не задают вопросов. Это дети медлительные, пассивные, с замедленной речью. Другие задают вопросы, которые преимущественно касаются лишь внешних свойств окружающих их предметов. Это несколько расторможенные, многословные и даже болтливые дети. Умение ставить такие вопросы и способность самостоятельно находить требующие разрешения проблемы являются важными проявлениями мыслительной активности. У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач.

Мыслительная деятельность детей с ЗПР старшего дошкольного возраста является сложным объектом изучения. Особенно важным в этом возрасте представляется развитие наглядно-образной формы этой деятельности.

Мышление детей с ЗПР характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности.

Специфические черты мышления у детей с ЗПР отмечаются и в операции сравнения, в ходе которой приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Дети затрудняются установить сходства и различия в предметах.

Следующей особенностью является недостаточный уровень сформированности операции обобщения (умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак), к установке связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающего мира. Это отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Родовые понятия носят у детей с ЗПР диффузный, плохо дифференцированный характер. Дети недостаточно владеют операцией абстрагирования – всякая вещь и всякое событие для такого ребенка приобретает значение в зависимости от ситуации. Неспособность к абстрактному мышлению проявляется во всех сферах нервно-психической деятельности.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с ЗПР.

База исследования:МБДОУ компенсирующего вида №16 г. Североморска. Всего в исследовании приняли участие 12 детей с ЗПР и 12 детей с сохранным интеллектом в возрасте 5 – 6 лет.

Результаты эмпирического исследования представлены ниже.

1. Методика "Нелепицы " (Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.)

Цель: оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.

Результаты полученных данных представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики наглядно - образного мышления с использованием методики «Нелепицы»

Психическое развитие

Очень высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Очень низкий уровень

НР

0%

100%

0%

0%

0%

ЗПР

8%

17%

50%

8%

17%

Из представленных результатов видно, что для большинства детей с ЗПР характерен средний уровень развития (50%), тогда как для детей с нормой психического развития характерен высокий уровень развития (100%). Это связано с тем, что у детей с ЗПР наблюдается недостаточный уровень сформированности элементарных образных представлений об окружающем мире. Это проявляется, прежде всего, в их недостаточной любознательности. При выполнении задания, дети быстро справлялись с нахождением нелепых изображений, но наблюдались трудности при объяснении того, как должно быть на самом деле.

2.Методика "Исключение неподходящей картинки" (Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.)

Цель: исследование аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах, умения делать обобщения, логической обоснованности и целенаправленности, четкости представлений, использование помощи.

Результаты диагностического обследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики наглядно-образного мышления с использованием методики «Исключение неподходящей картинки»

Психическое развитие

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Очень низкий уровень

НР

42%

42%

8%

8%

ЗПР

0%

50%

25%

25%

Согласно результатам проведенного исследования, у детей с ЗПР наблюдается средний уровень развития (50%), а для детей с нормой психического развития характерен высокий уровень развития (42%). Данные результаты обуславливаются тем, что для детей с ЗПР характерен недостаточный уровень сформированности умственных операций анализа и обобщения.

3. Методика «Последовательные картинки» (Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.)

Цель: выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный, последовательный рассказ).

Результаты полученных данных отображены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики наглядно-образного мышления с использование методики «Последовательные картинки»

Психическое развитие

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

НР

59%

33%

8%

ЗПР

16%

42%

42%

При анализе результатов исследования было выявлено, что для детей с ЗПР характерны средний и низкий уровни развития (42%), тогда как для детей с нормой психического развития высокий (59%). Характерный для детей с ЗПР средний и низкий уровень развития связан с недостаточной способностью ребенка устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок, что связано с ограниченным запасом знаний об окружающем мире и интересом у детей лишь к внешним свойствам предметов.

Таким образом, по результатам проведенных диагностических методик можно сделать вывод, что уровень развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР имеет более низкий уровень, чем у детей с нормой психического развития. Это объясняется следующими трудностями в понимании наглядно-образных заданий: затруднения в понимании, непосредственно связанные с недоразвитием понятий; затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового материала; затруднения в понимании, связанные с ослаблением интеллектуальных интересов и недостатками мотивации; затруднения в понимании, связанные с тенденцией к разобщению словесных и наглядных элементов.

Литература:

  1. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.Цыпина. – М.: Смоленск, 1990. – 120 с.

  2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию [Текст] / В.Н.Секачев. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.- 154 с.

  3. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии [Текст]. – СПб.: Речь, 2003. – 238 с.

  4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонения в развитии .[Текст]/Е. А. Стребелева. - М., 2001.- 230 с.

Просмотров работы: 10592