РОССИЯ В БРИКС: РАВНОПРАВНЫЙ ПАРТНЕР ИЛИ КАНДИДАТ НА ВЫБЫВАНИЕ? - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОССИЯ В БРИКС: РАВНОПРАВНЫЙ ПАРТНЕР ИЛИ КАНДИДАТ НА ВЫБЫВАНИЕ?

Лисицкая М.В. 1
1Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы все больший вес в международных отношениях приобретает БРИКС – группа из пяти быстроразвивающихся стран, включающая Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую Республику. С момента первого упоминания аббревиатуры БРИК (ЮАР присоединилась в 2011 г.) аналитиком Голдман-Сакс Джимом О'Нилом в 2001 г. эта группировка, так и не став формальной международной организацией, превратилась во влиятельный фактор мировой политики и экономики. За последние 10 лет экономический рост стран БРИКС составил 50 % от мирового, их экономики увеличились в 4,2 раза. Политическая влиятельность БРИКС связана с участием в объединении двух постоянных членов Совета Безопасности ООН (России и КНР), а также с активным участием всех членов БРИКС в ведущих международных организациях и структурах (ООН, «Группа двадцати», «Группа восьми») и региональных объединениях [3].

В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема определения места России в БРИКС. Как среди российских, так и среди зарубежных исследователей нет единого мнения о том, является ли Россия полноценным членом группы государств с наиболее динамично развивающейся экономикой. С другой стороны, возникает вопрос: насколько сотрудничество в рамках БРИКС соответствует ее национальным интересам?

Главным объектом критики становится ситуация, сложившаяся в современной российской экономике. По мнению некоторых исследователей, темпы ее роста недостаточно высоки для включения России число быстроразвивающихся стран. Имеющийся богатый ресурсный потенциал используется недостаточно эффективно; экономика, построенная на торговле энергетическими ресурсами, практически не предоставляет возможностей для развития государства. Дополнительные проблемы создают низкая результативность деятельности правительства, плохой инвестиционный климат, коррумпированность чиновников, ухудшающаяся демографическая ситуация. Сегодня уже существуют точки зрения, что, если эти препятствия не преодолеть, Россия де-факто перестанет быть членом БРИКС и ей придется уступить место Турции или Индонезии.

Едва ли можно сказать, что последние 20 лет экономика России развивалась стабильно. В период с 1991 по 1997 гг. она сократилась почти на 40 %. Положительная динамика прослеживается только с 1999 г. [5]. Однако, несмотря на это, современные темпы роста российской экономики в целом достаточно высоки. Неправомерно было бы говорить о непреодолимом разрыве, создаваемом разницей в скорости развития экономик России и ее партнеров по БРИКС. Лидирующее положение по-прежнему сохраняют Китай и Индия (на 2012 г. 8,9 % и 6,6 % соответственно). Однако аналогичные показатели Бразилии и ЮАР составили за 2010 – 2012 гг. около 3 – 4 % [10], т.е. вполне сопоставимы с российскими. Кроме того, Россия не использует свой потенциал экономического развития на 100 %. И, если в ближайшем будущем проводимые в стране реформы достигнут цели, показатели ее экономического роста могут возрасти.

Не стоит упускать из виду тот факт, что страны-участницы БРИКС находятся на различных этапах социально-экономического развития. Отставая от Китая, Бразилии и Индии по объему промышленного производства, Россия оказывается на первом месте по такому критерию, как объем ВВП на душу населения [11]. Показателем является и индекс развития человеческого потенциала, рассчитываемый для сравнения уровня жизни, ее продолжительности, развития образования и медицины в различных государствах. В общем рейтинге стран за 2011 г. Россия занимает 66-е место, Бразилия – 84-е, Китай – 101-е, ЮАР –123-е, Индия – 134-е [9].

Таким образом, уступая другим странам БРИКС по одним показателям, Россия опережает их по другим. В сопоставлении с довольно высокими стандартами жизни в России, рост ее экономики достаточно высок. Следовательно, "низкий уровень развития" экономики не может служить основанием для исключения ее из "клуба" БРИКС.

Россия выделяется еще и как единственное государство-участник блока с отрицательным приростом населения. Действительно, вплоть до 2009 г. демографическая ситуация в стране ухудшалась. В настоящее время наблюдается медленный прирост численности населения. Показатели рождаемости в последний межпереписной период демонстрируют позитивную динамику [6]. Частично естественная убыль населения компенсировалась за счет роста количества мигрантов. Если посмотреть на проблему с другой стороны, Россия может постепенно превратиться в крупного потребителя трудовых ресурсов. Сочетание привлечения трудовых мигрантов из стран, обладающих этим ресурсом в избытке (например, Китай), и эффективного управления миграционными потоками было бы выгодно для экономики и способствовало бы укреплению экономических и культурных межнациональных связей, в том числе и в рамках БРИКС.

Ресурсный характер экономики России также не создает препятствий для ее сближения с другими странами БРИКС. Напротив, фактор взаимодополняемости экономик служит основой для упрочения взаимодействия. Природные ресурсы России и ЮАР, сельскохозяйственный потенциал Бразилии, интеллектуальные ресурсы Индии, промышленность Китая создают предпосылки для развития партнерских отношений. Не случайно, объемы двустороннего товарооборота между странами БРИКС в последние годы росли опережающими темпами. К примеру, в 2011 г. торговля РФ с КНР и Бразилией взросла на 50,3 % и почти на 29 % соответственно. А торговля Китая с Индией, Бразилией и ЮАР увеличилась в 2011 г. соответственно на 42,4 %, 47,5 % и 59,5 % [1]. Профессор Ли Синь, директор Центра изучения России и Центральной Азии при Шанхайском институте международных исследований (КНР), считает, что все страны БРИКС должны стратегически планировать пути расширения и углубления сотрудничества в области использования энергоресурсов, создавая для него необходимую нормативно-правовую базу [4].

При этом область взаимодействия не ограничивается только поставками сырья. По словам министра иностранных дел С.В. Лаврова, Россия в этой области имеет высокий потенциал и может включаться во взаимодействие не только как поставщик сырья. Весьма перспективными областями являются также авиастроение, медицина, мирное освоение космоса, энергетика, нанотехнологии, фармацевтика [2].

Говоря о присутствии России в БРИКС, не стоит забывать и о политической стороне вопроса. И хотя на сегодняшний день БРИКС не является политическим блоком, отношения государств-участников развиваются в направлении выработки общих подходов к решению важных международных проблем. В этом аспекте Россия рассматривается чаще всего либо как инициатор создания антиамериканского альянса, либо как "мост" между Западом и Востоком.

Позиции стран-участниц БРИКС сегодня таковы, что данная структура представляет собой новую модель международных отношений, альтернативную однополярному мировому устройству, ориентированному, прежде всего, на потребности США и других развитых стран. Реформирование мировых финансовых институтов, продвижение дипломатических и политических методов решения конфликтов, обеспечение международной безопасности, к которому стремится БРИКС, имеют целью участие развивающихся стран в мировых экономических и политических отношениях на справедливых основаниях, обеспечение защиты их интересов на мировой арене, взаимодействие с развитыми странами на равных. Для России встречи в формате БРИКС – способ разрешения проблем, взгляды на которые расходятся с позицией США: адекватное развитие военного потенциала РФ; продуктивные отношения со странами СНГ; законные интересы РФ в ключевых регионах мира; справедливые, с точки зрения Москвы, условия экономического обмена; регулирующая роль международных институтов типа МВФ [8]. В этом смысле блок БРИКС можно рассматривать как некий "противовес" Западу.

Однако речь не идет о шаге к "столкновению цивилизаций". Разрыв отношений был бы одинаково невыгоден для обеих сторон. В конечном счете расширение рынков будет иметь благоприятный эффект и для развитых стран. Россия не может являться инициатором проведения антизападной политики, т.к. сама нуждается в сохранении благоприятных отношений с Западом. Имея длительный, пусть и не самый простой опыт отношений с западными странами, она, напротив, может стать посредником, обеспечивающим коммуникацию между Западом и Востоком. Российский ученый и дипломат Г.Д. Толорая считает, что именно наша страна может мотивированно разъяснить западным партнерам, что БРИКС – не инструмент передела мира по китайским лекалам. Такая перспектива не в интересах самой России и даже может оказаться для нее гибельной [7].

Нельзя не отметить инициативную роль, которую играла Россия при создании группы. Первая министерская встреча тогда еще четырех стран произошла в сентябре 2006 г. по инициативе президента РФ В.В. Путина. А 16 июня 2009 г. состоялся первый полноформатный саммит стран БРИК в Екатеринбурге. Будучи постоянным членом Совбеза ООН и активно участвуя в деятельности БРИКС, Россия является важным звеном в расширении политического влияния "клуба".

Нельзя не признать, что участие в группе БРИКС на сегодняшний день является неплохой альтернативой для России на пути к упрочению ее международного положения. Государству-одиночке не выжить в современном глобализирующемся мире. Амбиции бывшей сверхдержавы вступают в противоречие с причислением России к развивающимся странам. Но реальность такова, что в одиночку наша страна не в состоянии вернуть утраченное внешнеполитическое влияние.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия по праву занимает свое место в БРИКС, органично вписываясь в круг динамично развивающихся стран. Это подтверждает ее активная деятельность в "клубе". Участие в блоке соответствует российским национальным интересам, представляя на сегодняшний день наиболее перспективные возможности для деятельности на международной арене. Закончить хотелось бы словами министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова: "Для Российской Федерации сотрудничество в формате БРИКС – одно из ключевых направлений внешней политики на долгосрочную перспективу" [3].

Литература

  1. БРИКС – Основные тенденции сотрудничества. – Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=133&type=news&mm_menu=58&newsid=1043.html&newsid=1043

  2. Интервью С.В. Лаврова китайскому информационному агентству «Синьхуа», 3 июня 2012 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. – Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/B0DE2FCB7D3B8998C32578710034F1C0.html

  3. Лавров С. БРИКС – глобальный форум нового поколения // Международная жизнь. – 2012. – № 3. – С. 1 – 6.

  4. Ли Синь. Страны БРИКС: укрепляя сотрудничество // Международная жизнь. – 2012. – № 2. – С. 33 – 44.

  5. Панова В.В. Место России в БРИКС: видение и практические результаты. Влияние внешних игроков на процесс взаимодействия в "клубе" // Вся Европа. – 2012. – № 7 – 8 (68). – Режим доступа: http://www.alleuropa.ru/mesto-rossii-v-briks-videnie-i-prakticheskie-rezuljtati-vliyanie-vneshnich-igrokov-na-protsess-vzaimodeystviya-v-klube

  6. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (аналитический материал) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/#.html

  7. Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. – 2011. – № 8. – Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1314789648&archive=1314876917&start_from=&ucat=14&.html

  8. Труш С.М. Россия между Китаем и США // Россия и Америка в XXI в. – 2011. – № 3. – Режим доступа: http://www.rusus.ru/?act=read&id=300.html

  9. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех (доклад ПРООН о человеческом развитии в 2011 г.) // Human Developing Reports. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2011/download/ru/

  10. The Global Outlook Summary, 2010 – 2014, World Bank. – URL: http://web.worldbank.org/external/default/main?theSitePK=659149&pagePK=2470434&contentMDK=20370107&menuPK=659160&piPK=2470429.html

  11. World Economic Outlook Database – October 2012. – URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/02/weodata/weorept.aspx?pr.x=34&pr.y=12&sy=2010&ey=2012&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=.&br=1&c=223%2C924%2C922%2C199%2C534&s=NGDPDPC&grp=0&a=.html

Просмотров работы: 8504