РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА» В 10 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА» В 10 КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель работысостоит в обосновании необходимости развития технических способностей и разработке заданий по физике для их развития у учащихся в 10 классе при изучении раздела «Электродинамика».

В период развития инновационного общества подготовка подрастающего поколения к высокопроизводительной творческой деятельности приобретает особенно важное значение. От степени развития технических способностей учащихся средней общеобразовательной школы в значительной мере зависит творческий потенциал нашего общества.

Однако проблема заблаговременного распознания ростков технических способностей учащихся и поиска рациональных методических средств их развития на сегодняшний день разработана недостаточно. Задача всестороннего и гармонического развития личности делает чрезвычайно необходимой глубокое исследование способностей людей к определенным видам деятельности.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте среднего общего образования, разработанного с учетом основных направлений модернизации общего образования, усилена прикладная, практическая направленность учебных предметов, в том числе и физики.

Трудно переоценить роль физической науки в развитии современной техники. Физические знания, методы являются важным элементом современной культуры не только всего общества в целом, но и каждого человека в отдельности, в особенности, если его последующая профессиональная деятельность связана с наукой, техникой и технологией производства. Личный опыт, получаемый в учебной деятельности на уроках физики, и те умения и навыки, которые учащиеся приобретают при обучении физике, им жизненно необходимо для становления и развития себя как личности. Развитые технические способности необходимы всем учащимся, в том числе и тем, которые не собираются связывать профессиональную деятельность с техникой и технологиями, поскольку наличие данных способностей позволяет решать таким учащимся задачи, возникающие при использовании современной техники в повседневной жизни.

Существуют независимые факторы технических способностей:

a) пространственные представления;

б) техническое понимание;

в) способность разбираться в чертежах, схемах, графиках;

г) умение читать чертежи, графики, живо представлять реальные объекты, стоящие за ними, очень важно для технических профессий.

Технические способности, соответствующие такому разделу школьного курса физики, как «Электродинамика», должны отражать понимание учащимися механизма работы электрических цепей. Ученик должен знать научные основы электродинамики: например, понятие электрического заряда и его нахождение в электрическом поле, а также многих законов и явлений электродинамики.

Технические способности можно формировать и развивать, используя специальный эксперимент, с использованием серий опытов, направленных на диагностику и развитие некоторых компонентов технических способностей (точность глазомера, пространственное воображение, техническое мышление и др.). С целью изучения технических способностей используются тест Беннета и тест Квадратов.

Исследование пространственного воображения с помощью квадратов предназначено для того, чтобы оценить уровень пространственного воображения, в частности – процесс ориентирования с образами, их трансформации и комбинирования.

Тесты технических способностей направлены на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Они не позволяют судить о способах их приобретения, например: тест Беннета – тест изучения технического понимания, использует серию картинок с короткими вопросами. Для ответа на вопросы необходимо понимать общие, технические принципы, из обыденных ситуаций.

В работе были разработано задание, которое направлено на развитие технических способностей при изучении раздела «Электродинамика». Это задание можно использовать на уроках лабораторного характера и внедряя в процесс урока смешанного типа. Данное задание подразумевает под собой наглядное изучение процесса ксерокопирования с точки зрения электродинамики. Учащиеся видят само устройство, им представлена схема, которую они изучают самостоятельно, так же они изучают методический материал описания процесса работы данного устройства, по итогам изученного материала, учащиеся должны написать вывод в кратком виде процесса работы ксерокса с точки зрения электродинамика.

Данное задание позволяет развивать такие технические способности учащихся, как: умение читать схема и графики, пространственно представлять модели по изображенным схемам; процесс собирания электрической цепи, получение измерительных данных, расчет по формулам и умение делать выводы по проделанной работе, с точки зрения электродинамических явлений и законов.

Важно отметить, что уроки физики с техническим уклоном способствуют раскрытию возможностей учащихся, развитию их способностей, расширяют их кругозор. Развитие технических способностей учащихся на уроках физики позволит им, в первую очередь, научиться применять полученные знания в повседневной жизни.

Просмотров работы: 2106