ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Хакимова М.В. 1, Шепилова Н.А. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях современного общества проблема сохранения жизни и здоровья отдельной личности и человечества в целом становится проблемой глобального характера. К природным факторам риска добавляются еще и чрезвычайные ситуации социального характера, которые не щадят и детское население страны: это и террористические акты, и похищения, и пропажи детей, различные виды насилия над ребенком, а так же девиантное поведение родителей.

Обеспечение детской безопасности – является важнейшей задачей государства, общества и семьи. Государство обеспечивает социальную защиту, поддержку детей дошкольного возраста, особенно детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, в длительном лечении и реабилитации, а также детей из малообеспеченных и многодетных семей. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка и обеспечение социальной безопасности чётко обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня - в Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, Семейном кодексе. Модернизация системы образования выдвигает в качестве одной из важнейших задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Данный документ включает в качестве обязательной части образовательную область «Безопасность». Содержание данной образовательной области направлено на решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах Т.Г. Хромцевой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Однако в педагогической науке недостаточно изучены содержание и формы работы с семьей в процессе обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Острые социальные проблемы современности сказываются на детях иначе, чем на взрослых. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым и одновременно зависимость от них, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Меры защиты в случае необходимости должны включать некие процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нём заботятся.

Социальная безопасность детей, с нашей точки зрения, может быть обеспечена при следующих педагогических условиях:

1. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей.

Оно подразумевает правовые, социальные, психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержание жизнеобеспечения, гармоничного развития ребёнка, включающие:

  • психолого-педагогическое сопровождение и патронаж семьи;

  • сотрудничество с учреждениями социальной защиты;

  • дневное пребывание детей в специальных учреждениях;

  • прямое включение специалистов в семью;

  • обучение и консультирование родителей;

  • вовлечение родителей в работу с детьми.

2. Решение детьми проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в обществе.

3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации криминогенного риска:

  • адекватной оценки самого себя, своих возможностей и способностей;

  • способности к анализу обстановки, прогнозированию последствий своих действий;

  • самостоятельности, ответственности за своё поведение;

  • способности к принятию решения.

Социальная безопасность обеспечивается специальной психолого-педагогической работой по формированию устойчивого детского сообщества, нормализации жизнедеятельности, а также отходом от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и общения с детьми.

Другими словами, организация атмосферы эмоционального благополучия является тем непременным условием, при котором возможно обеспечение психической и социальной безопасности детей. Ведь известно, что многие «необдуманные» поступки дети совершают не по незнанию, а в силу неустойчивости психических реакций.

Для формирования у ребенка социальной безопасности мы определили цель работы: развить у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми. Нами были разработаны рекомендации по проблеме обеспечения социальной безопасности дошкольника:

  1. в блоке специально организованной деятельности нужно рассказывать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет;

  2. предлагаем разыгрывать разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят»;

  3. использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать «01», «02», «03»;

  4. воспитателю необходимо познакомить детей с правилами поведения на улицах города: рассказать о правилах дорожного движения, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре, как следует переходить дорогу, с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»); объяснить, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Следует познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате, с правилами поведения в транспорте и с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД);

  5. особенность безопасности жизнедеятельности детей состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому нужно уделить большое внимание работе с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы воспитателей с родителями:

  • организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

  • ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);

  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. 1997, - № 3. – С.22-24.

  2. Голубев В., Савченко П. Социоприродная основа устойчивого развития / Экономист. 1996. -№ 8.-С.71-77.

  3. Даниленко И.С. Семья и безопасность / Безопасность 1993. - № 10.-С.-26-31.

  4. Чипеева НА. Социальная безопасность и младший школьник / Основы безопасности жизнедеятельности. - 2008. - № 8. - С.34.

Просмотров работы: 4076