ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ

Хамидулина З.Б. 1, Кагазбаев Ж.А. 1
1Карагандинский Государственный Университет им.академика Е.А.Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» отмечается, что ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров являются знания и профессиональные навыки. Развитие конкурентноспособного государства может состояться только благодаря высокообразованной нации [1]. Образование в течение всей жизни должно стать образом мышления наших граждан. Сильная экономика и огромный человеческий потенциал, как и прежде должны оставаться основой для реализации масштабных задач государственного развития. Условием их осуществления является развитие, сопровождаемое быстрой сменой средств и предметов труда, высоким уровнем инновационности и вариативности. Возрастает потребность в подготовке персонала, адекватно реагирующего на ускоряющиеся темпы действия закона перемены труда; следует потребность в работнике, обладающем способностью к развитию и совершенствованию.

Согласно требованиям Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан выпускник высшего учебного заведения по специальности 05011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» должен быть способен формулировать и практически решать профессионально-ситуативные задачи в области иноязычного образования; использовать информационные и педагогические технологии в сфере избранной деятельности; успешно осуществлять исследовательскую деятельность; обладать межкультурно-коммуникативной компетенцией; уметь строить общение с учетом социокультурных различий коммуникантов; знать социально-этические ценности; работать в команде, корректно отстаивая свою точку зрения; предлагать новые решения, стремится к профессиональному и личному росту; проектировать методическую модель овладения иноязычным общением, максимально приближенную к условиям реальной коммуникации; ориентировать иноязычное образование на формирование полиязычной и поликультурной личности; рефлексировать используя методы самоанализа, самооценки [2]. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности специалистов, в частности будущих учителей иностранного языка, является одной из ключевых задач в педагогической науке.

Однако анализ научных работ свидетельствуют о том, что уровень профессиональной компетентности выпускников не в полной мере соответствует современным требованиям. Будущие учителя иностранного языка обладают достаточно высоким уровнем знания языка, однако уровень сформированности профессионально-личностных характеристик остается недостаточно высоким. Поэтому, начиная профессиональную деятельность, значительная часть молодых специалистов испытывают затруднения в осуществлении необходимых педагогических функций. Недостаточная эффективность традиционного обучения будущих специалистов высшего звена побуждает к поиску более действенных технологий формирования профессиональной компетентности. В качестве одного из важных путей решения этой проблемы выступает индивидуализация профессиональной подготовки и личностно-профессионального развития будущего специалиста в вузе. Эта задача может быть решена при акмеологическом подходе к обучению, обеспечивающим овладением способами познания окружающей действительности, профессии и себя для самореализации в профессиональной деятельности. Акмеология с самого начала своего развития разрабатывает стратегии и технологии формирования профессионалов высокого класса в разных сферах человеческой деятельности. Акмеологический подход в современной системе профессионального образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование реализации творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога.

Осознание студентом себя, как будущего педагога, происходит через глубокое освоение ценностей и опыта; внутренняя основа индивидуализации, обусловливающая целостный характер индивидуального бытия, заключается в умении подчинить свои силы и знания единой цели, т.е. целенаправленность, как важное качество студента и потребность в индивидуальной позиции предполагают собственный способ существования, а это в свою очередь, требует наличие индивидуального стиля учебной деятельности; индивидуализация, определяемая как процесс становления индивидуальности, способствует приобретению студентом все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию; процесс профессиональной подготовки глубоко индивидуален: студент внешнее состояние переводит во внутреннее, делает сознательные и самостоятельные первые шаги в профессию педагога.

Теоретико–методологические основы исследования теории акмеологического подхода заложили А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан, В.Н. Тарасова, С.Н. Толстов и др. По мнению А.А. Деркача, сущность акмеологического подхода заключается в комплексном исследовании и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики рассматриваются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней творчества, на которые способен подняться каждый [3].

Содержание педагогической акмеологии во многом определяется акмеологическим подходом к специфике труда в данной профессиональной области. Предметная область педагогической акмеологии обширна. Сегодня в ней на передний план вышли стороны и уровни профессионализма педагога, а также условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога. В то же время в ее предметную область входят:

а)закономерности и механизмы достижения профессионализма не только индивидуальной, но и коллективной деятельности, связанной с решением педагогических задач;

б) исследование процессов поэтапного становления учителя-акмеолога;

в)мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности;

г) траектории достижения профессионализма в области педагогики.

В проблематике педагогической акмеологии часто встречаются исследования о соотношений и взаимосвязи акмеологии и педагогики. Обе они — науки о человеке, изучающие разные стороны становления человека как активного члена общества и как неповторимой личности. Педагогика изучает становление личности в процессе образования, осуществляемого в ходе обучения и воспитания. Акмеология рассматривает не любые процессы развития в ходе обучения и воспитания, а те, которые связаны с продвижением к вершинам зрелости, имеют восходящий, опережающий характер. Она уделяет большое внимание тому, как человек в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяет для себя оптимальную индивидуальную стратегию (акмеограмму) достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей. В отличие от педагогики акмеология изучает соотношение общего личностного развития человека с профессиональным, взаимосвязь этапов его социализации и профессионализации [3].

Основными принципами данного подхода в отношении исследуемой проблемы являются:

1)формирования будущей компетентности будущих учителей иностранного языка во взаимосвязи между процессом становления профессиональной деятельности и формированием профессионально-личностной целостности;

2)развитие способности личности к прогрессивному саморазвитию, самоорганизации, самоподготовке;

3)развитие рефлексивных способностей осознавать, анализировать и оценивать свои действия и поступки;

Представление о первоначальных возможностях и потенциале субъекта, нацеленного на достижение высокого профессионализма личности и деятельности могут дать акмеологические методы и прежде всего акмеологическая диагностика, экспертиза, акмеографические описания и акмеограммы, то есть технологии. Акмеологическая технология — совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма [5].

Вышесказанное дает нам возможность выделить ряд акмеологических технологий организации образовательного процесса, формирующего профессионализм учителя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования, таких как: диагностирование уровней развития компонентов профессионализма с целью прогнозирования их эффективного развития с ориентацией на потребности инновационных изменений; целеполагание как процесс постановки тактических целей функционирования образовательного процесса, обеспечивающего развитие компонентов интегративного комплекса профессионализма; проектирование инновационного образовательного процесса; организация и реализация акмеологических условий и факторов функционирования инновационного образовательного процесса; контроль и анализ результатов становления и развития профессионализма будущего специалиста.

Акмеологическими требованиями к технологической подготовке учителей иностранного языка являются: развитие потенциальных возможностей, опора на зону ближайшего развития и направленность на личностный и профессиональный рост, учет индивидуальных особенностей, характеристик приобретаемой ими специальности, профессиональной компетентности преподавателя. Эффективность решения профессиональной задачи определяется качеством процесса самоанализа подготовленности специалиста к ее решению. В связи с этим, самоанализ становится способом самопознания, на основе результатов которого специалист строит свою профессиональную деятельность. Опыт самоанализа есть совокупность результатов самопознания, результат осуществления деятельности самоанализа, представляющий собой целостность следующих компонентов: отношения к самоанализу как одному из процессов, определяющих успешность личностно-профессионального развития; умений включения самоанализа в решение профессиональных задач. Показателем опыта самоанализа специалиста как условия его личностно-профессионального развития будет готовность специалиста к самостоятельному решению профессиональных задач, характеризующаяся: наличием целостности компонентов опыта самоанализа (отношения, знания и умения); использованием самоаналитического опыта в процессе решения профессиональных задач и результативностью их решения.

Выделены этапы акмеологической технологии формирования опыта самоанализа, содействующей личностно-профессиональному развитию учителя иностранного языка: диагностика и самодиагностика определения слушателем особенностей имеющегося у него опыта самоанализа; обогащение и самообогащение самоаналитического опыта слушателя, заключающийся в преобразовании целостности его компонентов; использование слушателем опыта самоанализа в процессе решения профессиональных задач; оценка и самооценка готовности слушателя к их самостоятельному решению.

В заключение необходимо отметить, что профессиональная компетентность предусматривает умение субъекта (выпускника вуза) решать социально-профессиональные задачи в д е я т е л ь н о с т и на основе освоенного содержания учебных дисциплин при проявлении необходимых личностных качеств.

Литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан 2050». Новый политический курс состоявшегося государства// Казахстанская правда. 15 декабря 2012.

2. Государственный общеобразовательный стандарт образования Республики Казахстан. Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Специальность 05011900 «Иностранные языки: два иностранных языка» Астана, 2011. – 48 с.

3. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.— СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: РАУ, 1993. – 280 с.

Просмотров работы: 2412