МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Бутакова Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем, 5 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В стратегии инновационного развития России до 2020 года сформулированы цели, достижение которых будет определять место нашей страны на мировом экономическом пространстве. Среди факторов, обеспечивающих эффективную реализацию стратегических целей и задач, особое место занимает уровень и качество образования населения страны. Сравнение количественных характеристик системы высшего образования Российской Федерации за период с 1990 года (год рождения сегодняшних выпускников университетов) по настоящее время показывает их стремительный рост. За двадцать один год с 514 до 1115 увеличилось количество образовательных учреждений, в которых можно получить высшее профессиональное образование, с 2 824 500 человек до 7 049 800 человек увеличилось количество студентов в них, в результате численность студентов на 10 000 человек населения возросла со 190 человек до 493 человек. Более 25% населения нашей страны в трудоспособном возрасте имеют высшее профессиональное образование, для отдельных категорий населения этот показатель будет более высоким, в том числе для населения крупных городов (он может превышать 50%), для возрастной группы – до 40 лет (более 35%). На наш взгляд, столь высокие значения количественных показателей лишь отчасти характеризуют потенциальную готовность населения к решению инновационных стратегических задач. Причина заключается в том, что инновационная экономика или экономика, основанная на знаниях, требует не просто высокого уровня образования населения, а постоянного обновления профессиональных знаний, диктуемого изменениями в экономической среде. Следовательно, успешная реализация стратегии инновационного развития экономики страны возможна, если экономически активное население, учитывая стремительно возрастающий информационный поток и высокую скорость устаревания знаний, сознательно стремится к непрерывному, «пожизненному обучению».

Отвечая на вызовы инновационной экономики, современный университет, на наш взгляд, должен решить несколько новых задач:

  • во-первых, научить студента самому процессу получения знаний, самостоятельному поиску необходимой информации, ее критическому анализу;

  • во-вторых, дать навыки практического применения полученных знаний и адаптации выпускника вуза в реальной экономической среде, в условиях конкуренции на рынке труда;

  • в-третьих, предложить программы, позволяющие обеспечить профессиональную переориентацию специалистов на разных этапах их карьеры, освоения новых областей деятельности.

Новые правила игры отражены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), на которые система высшего профессионального образования России переходит с 2010 года. От действующих ранее они отличаются не только переходом от специалитета к уровневому обучению, но и большей самостоятельностью вузов в формировании основных образовательных программ на основе минимума требований образовательных стандартов, большей самостоятельностью студентов при выборе индивидуальной траектории обучения. Объективная оценка результатов внедрения ФГОС и качества подготовки студентов по ним может быть дана не ранее чем по завершению периода обучения и приходу на рынок труда выпускников новых образовательных программ.

Просмотров работы: 1013