Обсуждение работы «ДИНАМИКА МОРФОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕНЫШЕЙ МОНГОЛЬСКОЙ ПЕСЧАНКИ (MERIONES UNGUICULATUS MILNE-EDWARDS) В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

Обсуждение работы «ДИНАМИКА МОРФОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕНЫШЕЙ МОНГОЛЬСКОЙ ПЕСЧАНКИ (MERIONES UNGUICULATUS MILNE-EDWARDS) В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ»

  • Анна, какие рекомендации Вы можете дать для содержания песчанок в неволе?
    • Савечина Алена 22.02.13 в 17:32 #
      кормить побольше, будут на Шиншилу похожи))
  • Чичкова Анна Ивановна 15.02.13 в 22:00 #
    Здравствуйте Валентина Николаевна.Спасибо Вам за вопрос. Содержание песчанок в условиях неволи не сильно отличается от содержания любого грызуна. Зверьки не прихотливы к пище, активны в любое время суток. Единственный нюанс это то, в чём именно будет обитать песчанка: это либо клетка с высоким дном, так как песчанки любят копаться и им нужно много опилок, веток и другого материала для стачивания зубов и когтей, либо аквариум. Поскольку монгольская песчанка типичный представитель аридной зоны, то
  • Антонова Ольга Николаевна 16.02.13 в 18:33 #
    Здравтствуйте Анна, скажите пожайлуста почему для своих исследований. Вы выбрали именно песчанок?
    • Чичкова Анна Ивановна 16.02.13 в 20:52 #
      Здравствуйте Ольга Николаевна. Спасибо Вам за вопрос. Песчанки, в сравнении с другими грызунами, попали в поле зрения учёных и заводчиков нашей страны сравнительно недавно и поэтому сейчас они представляют наибольший интерес. Сведений о проведении подобных работ, как наша, на песчанках нет, тогда как на крысах нередко проводятся схожие эксперементы. Именно поэтому мы решили проводить исследования на песчанках.
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 16.02.13 в 19:26 #
    Анна, а испытывали ли вы трудности при измерении зоологических промеров? Как ведут себя песчанки при этом? Кусаются ли детеныши и взрослые особи?
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 16.02.13 в 19:27 #
    Какое практическое значение имеет ваше исследование? Спасибо.
    • Чичкова Анна Ивановна 16.02.13 в 21:34 #
      Здравствуйте Людмила Вячеславовна. Спасибо Вам за вопросы. 1. Безусловно, трудности при измерении песчанок часто возникали. В полевых условиях измерения грызунов проводятся на мёртвых зверьках. При измерении живых зверьков их обязательно нужно фиксировать. Наши измерения проводились следующим образом: зверёк фиксировался на листе бумаги, после чего на этом самом листе делались отметки. Несмотря на то, что эти грызуны быстро привыкают к людям, охотно дают брать себя на руки, при проведении измер
  • Дикарева Ирина 16.02.13 в 20:16 #
    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, воздействие каких факторов среды в условиях неволи сведена к минимуму, и действие каких возрастает по сравнению с естественными условиями?
    • Чичкова Анна Ивановна 16.02.13 в 23:15 #
      Здравствуйте Ирина Геннадьевна. Спасибо Вам за вопрос. В условиях неволи, в отличие от естественных, к минимуму сведены абиотический и биотический (исключение: микробиогенный фактор) факторы окружающей среды. Но возрастает действие антропогенного фактора. В лабораторных условиях песчанкам не приходится искать пищу и воду, взаимодействовать с другими видами животных. Песчанки обитающие в неволе не испытывают дискомфорта связанного с резкими перепадами температуры и другими погодными условиями.
  • Тарасова Таисия Евгеньевна 16.02.13 в 23:46 #
    Здравствуйте. Вами было отмечено, что после 41 дня молодняк полностью переходит на самостоятельное питание, но в отличие от родителей - пищу не выбирают. С чем связана эта неразборчивость? Она впоследствии пропадает?
    • Чичкова Анна Ивановна 17.02.13 в 00:04 #
      Здравствуйте Таисия Евгеньевна! Спасибо Вам за вопросы. Неразборчивость в пище связна с тем, что детёныши пробуют любую пищу, взрослые же употребляют только то, что им хорошо знакомо, привычно. Именно поэтому важно, чтобы в раннем возрасте зверьки получали разнообразную пищу, иначе в дальнейшем они будут более привередливы к пище и их будет сложно приучить, например, к продуктам богатым каким-либо витамином необходимым в данный момент песчанке.
  • Никифорова Светлана Анатольевна 17.02.13 в 16:00 #
    Планируете ли вы в дальнейшем продолжать свои исследования, если да, то в каком направлении?
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 17.02.13 в 17:20 #
    Спасибо, Анна! Как я поняла Вы даете клички песчанкам. Сколько песчанок у Вас содержится в лаборатории в настоящее время? Вы ведете какой-либо учет? Как вы их различаете между собой?
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 17.02.13 в 17:21 #
    И еще вопросы. Куда деваете потомство или они все у вас остаются? Если оставляете, то по каким критериям происходит отбор особи для участия в эксперименте?
    • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 16:58 #
      Часть потомства остаётся в лаборатории для проведения дальнейших исследований, а часть отправляется в зоомагазин.
      • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:03 #
        Для дальнейшего участия в эксперименте были отобраны детёныши от сформированных и названных в данной работе пар. Отбор производился по окрасу шерсти детёнышей так, как в дальнейшем планируется провести исследование по генетике наследования окрасов.
        • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:03 #
          Спасибо за вопросы!
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 17.02.13 в 17:36 #
    Как часто песчанки рождают детенышей? Сколько времени протекает беременность у самок?
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 17.02.13 в 17:40 #
    Я знаю, что у сирийских хомячков рекомендуют пары после рождения детенышей рассаживать. А у песчанок так же?
    • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:23 #
      Нет, рассаживать пары не рекомендуется так, как самец проявляет заботу о потомстве, участвует в «воспитании» и взращивании молодняка.
  • Антонова Ольга Николаевна 17.02.13 в 21:02 #
    Анна, чем интересны Ваши исследования для вашей дальнейшей деятельности?
    • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:25 #
      Здравствуйте Ольга Николаевна!Спасибо Вам за вопрос!
      • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:40 #
        В процессе работы я учусь планировать методику проведения эксперимента, варианты эксперимента и возможности их реализации, что в педагогической деятельности поможет при проведении исследовательской деятельности с учащимися.
  • Добрый вечер! Безусловно интересный материал =) Мне очень понравилось и возникло несколько вопросов: 1. Изначально вы откуда-то брали песчанок или они уже были в лаборатории? 2. Как часто вы за ними наблюдали? 3. По какому принципу вы давали им клички? =) 4. И можно ли их держать дома?
    • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:40 #
      Здравствуйте Алия!Спасибо Вам за вопросы!
      • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:43 #
        1. Исходные пары для лабораторных исследований были сформированы из песчанок, взятых у частного заводчика и из эколого-биологического центра г.о. Самара.
        • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:46 #
          2. Наблюдения за песчанками проводятся ежедневно, измерения основных зоологических промеров проводятся раз в 5 дней для песчанок в возрасте до 45 дней, а также кормящих самок. Раз в 10 дней проводятся измерения песчанок в возрасте более 45 дней.
          • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:52 #
            3. Привязка кличек к песчанкам зависит от их окраса. Например, самец Черныш (Black) получил свою кличку так, как окрас его шерсти чёрный, а самки Агути и Агура имеют природный окрас – Агути (Agouti).
            • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 17:57 #
              4. Да, можно. В отличие от других грызунов, песчанки реже кусаются, быстро привыкают к людям. Уборку в жилище песчанок можно проводить раз в две недели, не опасаясь появления неприятного запаха, в отличие от, например крыс, уборку у которых нужно проводить намного чаще. Песчанки интересные и неприхотливые зверьки. Именно поэтому монгольские песчанки в наше время очень популярны у частных заводчиков.
  • И, конечно, хотелось бы узнать, планируете вы дальше продолжать свои исследования?
    • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 18:01 #
      Спасибо за вопрос!Исследования будут продолжаться в нескольких направлениях: изучение экологии взаимоотношений между песчанками в условиях неволи и генетика наследования окрасов у детёнышей.
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 18.02.13 в 17:50 #
    Анна, а не могли бы вы подробнее остановится на математических показателях, представленных в таблице 2. Что они отражают и для чего применяются? Спасибо.
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 18.02.13 в 17:55 #
    И я все таки не совсем поняла как Вы различаете песчанок. То что есть журнал учета я поняла. Однако, если есть несколько самок и самцов одного окраса, то как вы их различаете между собой?
    • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 23:04 #
      Да, Вы правы у нас имеются самки и самцы одинаковых окрасов!
      • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 23:04 #
        В таком случае мы смотрим на вторую песчанку в этой паре, а сформированные пары также фиксируются в журнале учёта. Например, если в клетке сидит самка окраса окраса Black, а пар с самками такого цвета несколько, то мы смотрим на самца с которым сидит выбранная самка.
        • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 23:05 #
          И как я уже говорила по биркам на клетках, в которых содержатся песчанки. Например, на клетке с парой 1 - самка Клякса (окрас Black) и самец Пестряк (окрас Mottled), висят специальные бирки, на которых содержится информация и о самке и о самце.
          • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 23:05 #
            На бирках мы прописываем кличку, пол, окрас, дату рождения, заводчика и родителей песчанки.
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 18.02.13 в 18:07 #
    И не совсем понятен ответ о продолжительноси беременности: в среднем 23 дня , а по литературным данным 38-40 дней, что практически в два раза дольше!!!! Или вы не фиксировали длительность беременности и не знаете когда ожидать очередной приплод?
  • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 23:12 #
    Да, такие данные даются в различных источниках - 23 дня это тоже из литературного источника [Гусев,В.Г.Животные у нас дома[Текст]:Справочное пособие.– М.:Экология, 1992. – 366 с.]
    • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 23:21 #
      По нашим наблюдениям беременность длится в среднем 25-28 дней.
      • Чичкова Анна Ивановна 18.02.13 в 23:24 #
        Но бывали и случаи, когда возникали нарушения репродуктивного процесса у пары.
  • Абрамова Надежда Петровна 20.02.13 в 21:16 #
    Добрый вечер, Анна, с какой целью, рассматривая морфометрические показатели монгольской песчанки Вы приводите окрасы и их латинские названия, а в самой работе про это ничего не сказано?
  • Абрамова Надежда Петровна 21.02.13 в 19:16 #
    Здравствуйте, Анна, вот еще несколько вопросов. 1.Какие методики проведения этологических, экологических опытов возможны в работе с песчанками? 2.Какие доступны, но одновременно имеют научную новизну и практическию значимость Вы могли бы предложить? 3.Сколько у вас сейчас пар половозрелых песчанок и до какого количества вы планируете развести их? 4.Не являются ли монгольские песчанки переносчиками каких-либо заболеваний и не опасно ли с ними работать , в частности детям?
  • Чичкова Анна Ивановна 21.02.13 в 19:35 #
    Здравствуйте, Надежда Петровна. Спасибо за вопрос. Окрасы в работе приводятся с целью большего понимания работы, обозначения фенотипа лабораторных объектов. Названия окрасов общепринято писать на русском и латинском языках.
  • Чичкова Анютка 21.02.13 в 20:37 #
    Надежа Петровна,помимо этого, изучая окрасы в данной работе, я подготавливаюсь к дальнейшим исследованиям по генетике.
  • Чичкова Анна Ивановна 21.02.13 в 22:26 #
    Спасибо за вопросы, Надежда Петровна!Отвечаю:1. Основной метод в этологии это наблюдение. К примеру, исследование по выявлению индивидуальных и видовых особенностей поведения. В зависимости от поставленных целей и задач, методики наблюдения рознятся. Экология: экспериментальные методы. Отличаются от полевых тем, что организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно дозировать размер изучаемого фактора, следовательно, можно точнее, чем при обычном наблюдении, оценить его влияние. На
  • Чичкова Анна Ивановна 21.02.13 в 22:28 #
    3. На данный момент имеется 9 пар половозрелых песчанок. Планируемое количество не больше 15 пар с различными комбинациями окраса.
  • Чичкова Анна Ивановна 21.02.13 в 22:39 #
    4. Как и любые грызуны песчанки являются переносчиками болезней опасных для человека (чума, туляремия), но только в неблагоприятных полевых условиях или при неправильном содержании в неволе. В мировой истории имеются сведения об участии животных в эпидемиях этих болезней. При правильной работе, чистоте помещения, в котором содержатся животные, песчанки не представляют опасности для детей.
  • Чичкова Анна Ивановна 21.02.13 в 23:00 #
    Хуснутдинова Людмила Вячеславовна, в дополнении к моему ответу про меченье: Существует несколько видов мечения грызунов: ампутация пальцев с повторным выловом, окрашивание или выстригание шерсти на разных участках тела, применение радиоактивных нуклидов [Володин, И.А. Песчанки: содержание и демография популяций разных видов в неволе [Текст] / И.А. Володин, О.Г. Ильченко, С.В. Попов. – М.: 1996. – C. 23; Карасева, Е. В. Методы изучения грызунов в полевых условиях / Е. В. Карасева, А.Ю. Телицына [
  • Чичкова Анна Ивановна 21.02.13 в 23:01 #
    Метод, который мы планируем применить при увеличении количества песчанок, подразумевает под собой ампутацию части пальцев на месте сочленения последней и предпоследней фаланг. Этот метод не приносит серьезных повреждений песчанкам, особенно в молодом возрасте, и никак не отражается на их образе жизни. Ампутацию проводят у животных участвующих в исследовании в возрасте 1 – 1,5 месяца. Нумерация внутри вида сквозная, независимая от пола и возраста песчанок на момент мечения.
  • Савечина Алена 22.02.13 в 18:05 #
    Добрый вечер, Анна. А вы наблюдали зависимость окраса детенышей от цвета родителей?
  • Савечина Алена 22.02.13 в 18:14 #
    И могут ли у родителей одинакового цета родиться детеныши другого цвета?. Интересная и кропотливая работа. С чем связан такой интерес?
  • Чичкова Анна Ивановна 22.02.13 в 19:05 #
    Здравствуйте Алёна. Спасибо за вопрос. Да, у нас имеются некоторые предположения по поводу наследования окрасов у детёнышей. Но сейчас полностью понять процесс наследования некоторых цветов мы не можем. Такие исследования в полной мере планируются в дальнейшем.
  • Чичкова Анна Ивановна 24.02.13 в 22:17 #
    Алена, да у родителей одного цвета могут родиться щенки иного окраса. Всё зависит от генетического материала родителей, а также факторов среды вызывающих мутации. За время проведения нашей работы такие случаи (рождение у пары одного окраса детёнышей другого) были, но пока я не могу полностью обосновать такие ситуации.
  • Чичкова Анна Ивановна 24.02.13 в 22:38 #
    Алёна, спасибо Вам за вопросы! Работа действительно кропотливая! Повышенный интерес к песчанкам вызван тем, что они становятся популярны у частных заводчиков и при проведении лабораторных исследований. В лабораториях их используют для изучения обменных процессов (обмена липидов), так как у этих животных не отмечается отложения липидов в стенках сосудов; для изучения чумы, лептоспироза, бруцеллеза, сальмонеллеза, туберкулеза, бешенства, полиомиелита, сибирской язвы, пастереллёза, паралитических
    • Савечина Алена 04.03.13 в 20:01 #
      простите пожалуйста за повторяемость. вопрос не высвечивался и я не знала, что задаю его уже много раз.))
  • Уважаемые участники форума! В связи с тем, что наша секция начала свою работу вовремя, мы не будем дожидаться объявленного организаторами срока (1 апреля). Последним днем будем считать воскресенью 3 МАРТА. После этого будут подведены результаты работы нашей секции.
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 19:27 #
      Валентина Николаевна, спасибо за информацию!
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 28.02.13 в 21:02 #
    Анна, добрый вечер! От всех пар песчанок у вас получено практически соотношение количества самок и самцов 1:1. В каждой паре наблюдается такое соотношение, если нет, то каким образом в каждой паре? И еще вы отмечаете мертворождение, с чем это может быть связано, у всех ли пар наблюдается появляение мертвых детенышей?
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 28.02.13 в 21:20 #
    Для грызунов характерно такое явление как каннибализм. Были ли отмечены такие случаи у вас при содержании песчанок? Связан ли каннибализм с недостатком белкового питания и что можно рекомендовать песчанкам (особенно самкам) для восполнения недостатка белка?
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 28.02.13 в 21:26 #
    Болели ли у вас детеныши или взрослые особи какими-либо заболеваниями, не обязатально опасными для человека? Предпринимали ли вы какие способы для лечения?
  • Хуснутдинова Людмила Вячеславовна 28.02.13 в 21:31 #
    И последний пока вопрос. У вас уже спрашивали про клички песчанкам, но как то не понятно, если это связано с окрасом (как идет ответ на поставленный вопрос), то как это правило проявилось на кличках "Настя" и "Евгений" или "Мишка", "Клякса" и "Шарфик"? Есть ли у песчанок еще какие интересные клички?
  • Охотникова Виктория Александровна 01.03.13 в 18:21 #
    Здравствуйте, Анна! В течении какого времени Вы занимались исследованием?
  • Чичкова Анна Ивановна 01.03.13 в 21:38 #
    Здравствуйте Людмила Вячеславовна! Спасибо за вопрос. За период проведения исследования, во многих парах наблюдалось близкое к этому соотношение. Самый большой разброс был соотношение 2:1. Такие значения наблюдались практически во всех парах в разных помётах. Например, у пары самка Агута (окрас Grey Agouti) и самец Шарфик (окрас Black Pied), в помёте родилось 3 самки и 6 самцов.
  • Чичкова Анна Ивановна 01.03.13 в 21:55 #
    Людмила Вячеславовна, мертворождение наблюдалось в паре самка Клякса (окрас Black) и самец Пестряк (окрас Mottled). От этой пары за время наблюдения было получено 9 помётов, во время которых в помётах № 6 (2 щенка), № 8 (1 щенок) и №9 (1 щенок) были мертворождённые детёныши. Думаю это связано с тем, что самка до этого часто и без больших перерывов приносила помёты.
    • Чичкова Анна Ивановна 01.03.13 в 21:55 #
      На данный момент в лаборатории появилось ещё несколько пар, в которых наблюдалось это явление. Предположительно это связано с тем, что самки в этих парах были искусственно выкормлены. Но пока это не доказано.
  • Чичкова Анна Ивановна 01.03.13 в 22:06 #
    Людмила Вячеславовна,спасибо за вопрос.Случаи каннибализма были отмечены во время исследований. В паре самка Настя (окрас Grey Agouti Pied) и самец Евгений (окрас Argente Golden Whitespot) детёныш был полностью съеден после рождения. Это является проявлением инфантицида – типичного нарушения материнского поведения, то есть убийство животными своих детенышей. Это связано со стрессом или нарушением в кормлении. Помимо этого часто имели место быть случаи подгрызания конечностей у детёнышей. Тако
    • Чичкова Анна Ивановна 01.03.13 в 22:09 #
      И. А. Володин отмечает, что «при недостатке в рационе кальция у уже подросших детенышей могут быть сгрызены конечности и хвосты». В таких случаях рекомендуется восстановление баланса минеральных и органических веществ с помощью сбалансированного рациона и введения более богатой витаминами и белками пищи.
  • Чичкова Анна Ивановна 01.03.13 в 22:16 #
    Людмила Вячеславовна,спасибо за вопрос.В период наблюдения, болезней у песчанок не было. Но частым явлением было «лысые носы» - у песчанок стиралась шерсть на носу из-за того, что они грызли прутья клеток. Если же песчанку переместить в аквариум, то шерсть быстро отрастает. Были признаки ранений после драк (например, при формировании новых пар). Небольшие ранки после обработки перекисью водорода заживали сами. Были и повреждения концов хвостов.
  • Чичкова Анна Ивановна 01.03.13 в 22:49 #
    Людмила Вячеславовна.Кличка самки Кляксы связана с тем, что окрас самки чёрного цвета и возникает ассоциация с кляксой поставленной на каком-либо материале. Кличка Шарфик, связана с тем, что это был первый самец с воротником вокруг шеи. Многие имена даны так чтобы они были созвучны. Например, имеются пары самка Лёлик и самец Болик, самка Тинки и самец Винки.
  • Чичкова Анна Ивановна 01.03.13 в 22:51 #
    Здравствуйте,Виктория Александровна.Спасибо за вопрос!Представленные в этой работе исследования проводились в период с января 2012 года по декабрь 2012 года.На данный момент проводятся исследвания другого направления.
  • Кузнецов Сергей Александрович 02.03.13 в 11:12 #
    Здравствуйте Анна!Возникло сразу несколько вопросов. 1.Не могу понять вы пишете, что в 4 паре самка Агута и самец Шарфик,а в 5 паре самка Агура и самец Шарфик-это что описка или один и тот же самец,если это один и тот же самец, то как он живёт на два семейства вы пересаживаете его в разные клетки через каждые 12 часов или он по суткам находится в каждом гнезде.А если это два разных самца, то почему у них одни и те же имена-не совсем понятно? 2.Не считаете ли вы антигуманным метод ампутации пальц
  • Кузнецов Сергей Александрович 02.03.13 в 15:31 #
    Анна,и ещё один вопрос.Есть ли у вас какие-нибудь данные через сколько поколений придётся частично или полностью менять генетический материал т.к. при близкородственном скрещивании когда-нибудь вы столкнётесь с проблемой вырождения зверьков.Как вы будете преодолевать эту проблему?Спасибо!
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 16:13 #
    Здравствуйте Сергей Александрович! 1. Самец с кличкой Шарфик у нас один. Изначально он находился в паре с самкой Агутой. Данная пара принесла два потомства. Через месяц после рождения у них последнего потомства, мы сформировали две новые пары: самец Шарфик был пересажен к самке Агуре, а к самке Агуте мы подсадили самца Мишку.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 16:13 #
    2. Вы правы, метод может показаться не совсем гуманным, но он не приносит серьезных повреждений испытуемым и не отражается на их образе жизни. Проводить его лучше в молодом возрасте (1 – 1,5 месяца). Если ампутация проведена правильно, то, как отмечает Володин с соавторами, кровотечения почти не наблюдается. Ранка после ампутации обрабатывается антисептическим средством. Заживление происходит быстро. Такая схема мечения позволяет одновременно индивидуально распознавать до 10000 животных одного в
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 16:13 #
    3. Такое явление имеется в природе. Оно также зависит от рациона зверьков. Данных о выживании таких зверьков в природных условиях у нас пока нет. Во время наших исследований уже при осмотре одного из помётов, было обнаружено поедание у одного детеныша не только ступней, но и голени практически до сустава ноги. Однако данный детеныш был жив, раны у него уже затянулись, и он передвигался на оставшихся частях задних конечностей. Думаю, в природных условиях шансы на жизнь у такого детёныша бы резко
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 16:13 #
    4. Да, после таких случаев рацион самки был обогащён кальцием и уже в следующих помётах явление обгрызания или съедания детёнышей не было. Нами такое явление было обнаружено только самок. Точно ответить на вопрос о заложенности этого фактора генетически сказать не могу, за время исследования агрессию к своим детёнышам проявляла только одна самка и после мероприятий по обогащению рациона кальцием, случаи прекратились.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 16:13 #
    5. Я думаю, что причинами поедания в наших исследованиях может быть то, что детёнышей мы начинаем взвешивать сразу же после их рождения. Несмотря на то, что измерения проводятся в перчатках, есть вероятность, что песчанка почувствует от щенка «чужой» запах и проявит к нему агрессию.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 16:13 #
    6. Не все. Чаще всего это уже взрослые песчанки, которые в исследовании задействованы уже долгое время. Спасибо, Вам за вопросы!
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 16:48 #
    Сергей Александрович, спасибо Вам за вопрос! Данных о количестве поколений, через которое необходима смена материала нет. Монгольские песчанки способны длительное время успешно размножаться в неволе без притока свежих генов и инбридинг на потомстве практически не сказывается. Даже в природных условиях члены «стаи» в основном родственники, поскольку подросшее потомство не изгоняется.
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 16:48 #
      Если же проблема вырождения возникнет, то в исследования будут включаться новые особи с иными генотипами.
  • Чеснова Ирина 03.03.13 в 17:01 #
    Здравствуйте Анна!Интересная работа. После прочтения у меня возник следующий вопрос: Какова продолжительность жизни песчанок в лабораторных условиях?
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 17:12 #
    Здравствуйте Ирина!Спасибо Вам за вопрос!Продолжительность жизни монгольской песчанки в условиях неволи 3 – 4 года [Гусев В. Г. Животные у нас дома. М.: Экология, 1992. – 366 с.], но в некоторых источниках указывается срок до 5 лет [Самарина О. В. Такие разные песчанки // ГрызЛандия. Журнал о грызунах и зайцеобразных. – 2006. – № 04. – С. 6 – 7.]
    • Чеснова Ирина 03.03.13 в 17:25 #
      Во время проведения Ваших исследований были случаи смерти песчанок из-за старости?
  • Абрамова Надежда Петровна 03.03.13 в 17:12 #
    Добрый вечер, Анна, 1.встречали ли вы исследования по динамике зоологических показателей детенышей песчанок в природных условиях? Если да, то есть ли разница с вашими исследованиями? 2.Мангольская песчанка- само название вида говорит о том, что зверек обитает в песках. Ставите ли вы песок для песчанок? И как они на него реагируют? 3.Что такое коэффициент Стьюдента?Для чего он применяется в работе? Анна,искренне желаю победы!!!
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 17:30 #
    Ирина, нет, таких случаев не наблюдалось. Исследования начались с января 2012 года, исходные пары эксперимента на то время только вошли в стадию половозрелости, поэтому их возраст на данный момент не превышает 1,5 года. Спасибо за вопрос!
    • Чеснова Ирина 03.03.13 в 17:35 #
      Почему измерения проводились именно до 45-го дня, а не заканчивались допустим на 30-31 день жизни?
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 17:51 #
    Здравствуйте Надежда Петровна! Спасибо большое за вопросы и пожелание! Буду стараться!
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 17:51 #
      1. Конкретно исследований по измерению детёнышей пошагово на каждые 5-е сутки их жизни в природных условиях мы не встречали. Из литературных источников известно только о массе и длине тела новорожденных щенков, но и эти данные взяты из исследований в лабораторных условиях.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 17:51 #
    2. Вы, верно, подметили, песчанки обитатели аридных зон и ведут роющий образ жизни, поэтому любят пески! Но песок быстро загрязняется и требует частой замены. В лаборатории мы не ставим песок к зверькам, наполнителем для клеток у нас являются опилки и сено. Песчанки также охотно зарываются в данный наполнитель.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 17:51 #
    3. t-критерий Стьюдента – общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на распределении Стьюдента. В нашей работе метод применялся для установки достоверности или не достоверности наших гипотез: 1. Масса детёнышей зависит от количества детёнышей в помёте; 2. Масса детёныша зависит от его пола.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 17:54 #
    Ирина, спасибо за вопрос! Именно в это время (после первого месяца жизни) детёныши уже начинают питаться твёрдой пищей, но в тоже время вскармливаются самкой. Математические расчёты 30-го и 45-го дней жизни нужны для того, чтобы выяснить увеличивается ли динамика показателей с переходом на твёрдый корм.
    • Чеснова Ирина 03.03.13 в 18:05 #
      Вы говорите, что не используете песок как наполнитель из-за того, что он быстро загрязняется. А что в случае опилок? Как часто вы производите уборку в клетках у животных? И какие рекомендации по этому поводу Вы можете дать для заводчиков?
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 18:17 #
    Ирина, спасибо Вам за вопросы! Рада ответить! Помимо частого загрязнения песок ещё сильно впитывает запах, а значит, чтобы в помещении не стояло не приятного «аромата», подстилку нужно часто менять. Также песок быстро становится влажным, а влага является губительной для монгольской песчанки. При использовании опилок мы проводим уборку раз в 2 недели.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 18:18 #
    Для заводчиков рекомендации следующие: если имеется возможность часто убираться у песчанок и поддон клетки с высокими бортиками (песчанки любят копаться и сильно раскидывают подстилку за пределы жилища), то предпочтителен песок. Но если такой возможности нет, то лучший вариант это опилки.
  • Чеснова Ирина 03.03.13 в 18:34 #
    В графе время и место проведения вы указали домашние условия. Я так понимаю Вы и дома держите песчанок из лаборатории? Это не опасно?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 19:01 #
      Спасибо за вопросы!
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 18:37 #
    Ирина, в природных условиях песчанки нередко становятся переносчиками болезней или жертвами паразитов. В лабораторных условиях при соблюдении гигиены, рациона и других факторов такие случаи реже. Держать песчанок дома не опасно. Эти зверьки довольно-таки популярны у заводчиков. В самом деле несколько исследуемых пар проживает у меня дома.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 18:39 #
    Перед тем как новые животные попадают в лабораторию или домой они обязательно должны проходить карантин, во время которого отслеживается состояние песчанок.
  • Чеснова Ирина 03.03.13 в 19:11 #
    В какое время суток наиболее активны песчанки? Многие грызуны активны преимущественно ночью, так ли это у песчанок?
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 19:23 #
    Ирина, спасибо Вам за вопрос! Песчанки активны в любое время суток. Это ещё одна причина, по которой частные заводчики выбирают именно этих грызунов. Для того чтобы понаблюдать за жизнью песчанок не требуется ждать наступления темноты.
  • Чеснова Ирина 03.03.13 в 19:44 #
    В ответах вы сказали о случае нарушения репродуктивного процесса. Можете рассказать подробней? Какие меры были приняты, чтобы у данной пары снова появилось потомство, и помогли ли они?
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 19:52 #
    Ирина,спасибо Вам большое за вопросы!Нарушение репродуктивного процесса возникло в паре самка Настя и самец Евгений. После появления первого потомства, от пары долгое время не было получено щенков (пол года).
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 19:52 #
    С целью восстановления репродуктивного потенциала был принят комплекс мер: увеличение в рационе доли сочных и белковых кормов, витаминов; введение минеральных добавок и кальцийсодержащих веществ, пророщенное зерно, ветки с набухшими почками; зверьки были переведены в более просторную и светлую клетку.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 19:52 #
    После этого ряда мер, спустя долгое время от пары всё уже удалось получить полноценное потомство.
  • Чеснова Ирина 03.03.13 в 20:17 #
    Значит, меры оказались удачными! Появление потомства у этой пары, безусловно, радует, но что можете сказать о помёте? Наверняка нарушения в организме самки или самца, из-за которого произошло нарушение репродукции, сказались и на щенках?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 20:23 #
      Второй помёт родился здоровым и был полностью выкормлен самкой. Во время первого помёта у пары количество щенков было 4 и один из них был полностью съеден через несколько дней после рождения. Во втором помёте было 6 детёнышей и самка не проявила к ним агрессия, вполне возможно это также связано с тем, что рацион был улучшен и обогащён кальцием! Спасибо за вопрос!
  • Анна, добрый вечер! Интересная и полезная работа. Скажите можно ли держать песчанок в живых уголках в школах? Как будущий учитель биологии, как Вы смотрите на создание в своём классе уголка и содержания в нём песчанок? И возможно ли применение данных из исследований или просто знаний о песчанках в деятельности учителя биологии?
  • Анна скажите, а долго ли песчанки привыкают к домашним условиям?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 20:42 #
      Здравствуйте, Светлана! Спасибо за вопрос. К конкретным условиям песчанки привыкают довольно быстро. Бывают случаи, к примеру, что при покупке животного у заводчика или в специализированном месте, питомец при попадании в новые условия (другую квартиру, к другим людям) может быть напуган. С песчанками такого не наблюдается, они охотно общаются с новыми людьми и быстро привыкают к новой территории.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 20:33 #
    Ксения, добрый вечер! Спасибо за вопросы! Рада, что работа Вам понравилась! Да, конечно, песчанки хорошо подходят для содержания в школьном живом уголке. Думаю, нахождение этих животных в классе биологии принесёт не только пользу в плане обучения, но и порадует учеников!
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 20:38 #
      Создание уголка в кабинете биологии хорошая идея и я думаю её воплотить! Но всё будет зависеть от разрешения директора школы и управляющего состава. Применение возможно. Самих песчанок можно использовать на уроках по зоологии как объект для изучения типичных представителей отряда Грызуны. Поскольку песчанки быстро привыкают к людям и не проявляют к ним агрессии, общение школьников и песчанок будет безопасным.
  • Чеснова Ирина 03.03.13 в 20:35 #
    Спасибо большое за Ваши ответы!Интересная работа. Желаю удачи в дальнейших исследованиях!
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 20:38 #
      Ирина, спасибо Вам! Рада,что работа понравилась!
  • Анна,а когда вы формировали пары, все ли самки и самцы вели себя спокойно? Были ли случаи драк? Как вообще вы производили ссаживание?
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 20:57 #
    Светлана, спасибо за вопросы! При формировании пар в каждом случае наблюдалось разное поведение песчанок. Часто зверьки спокойно встречают друг друга, но бывают и случаи агрессии. Если один из зверьков проявляет элементы прямых агрессивных действий, необходимо снизить уровень его агрессии, стрессируя его.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 20:57 #
    Одной из пар, в которой при ссаживании проявлялась агрессия, была пара самка Агута и самец Мишка. Некоторое время он был в паре с самкой Черой и проявил сильную агрессию по отношению к другой самке. После того, как самец был стрессирован, агрессия спала. Ссаживание чаще всего производилось на нейтральной территории или в клетке менее агрессивного из партнеров.
  • Выше вы написали про стрессирование самца, объясните как это происходило!
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 21:11 #
      Ксения, спасибо за вопрос. Для снятия агрессии мы обрызгиваем нападающего зверька водой. Это отвлекает его. Он начинает чиститься, и всё его внимание переключается на самого себя. Такой способ позволяет второму зверьку освоиться и изучить территорию.
  • А как вы понимаете, что песчанок уже можно оставить наедине друг с другом, не опасаясь, что они снова будут драться?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 21:18 #
      Пару считают сформированной, если между партнерами происходят в основном мирные (взаимные чистки шерсти друг у друга, скучивания) или половые взаимодействия и они стремятся находиться вместе в одном домике. Спасибо за вопрос!
  • Есть ли какие-нибудь специальные условия для содержания песчанок? К примеру температура, наличие воды и т.д.?
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 21:34 #
    Ксения, специфических условий для содержания песчанок не требуется. Зверьки хорошо переносят перепады температуры. Спокойно могут проживать при обычной комнатной температуре.
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 21:35 #
      Песчанки переносят и небольшие понижения температуры до отрицательных значений.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 21:34 #
    Поскольку песчанки обитают в степях и пустынях, они не нуждаются в большом количестве воды. Наоборот, сильная влажность плохо сказывается на их здоровье.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 21:34 #
    Важна смена и длительность световой и темновой фазы. Несмотря на то, что песчанки активны круглосуточно, долгота одной из фаз может сказаться на их самочувствии.
  • А когда можно отсаживать детёнышей от родителей? И что вы делаете с песчанками которым исполнилось 45-дней? Измеряете ли вы их дальше?
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 21:51 #
    Ксения, детёнышей желательно отсаживать от родителей в возрасте 1,5-2 месяца. В это время они самостоятельно питаются и не вскармливаются самкой. Некоторые малыши после отсаживания оставляются для дальнейших исследований. Их измерения проводятся дальше, но уже не так часто.
  • А что вы делаете с детёнышами которые дальше не участвуют в эксперементе? Куда вы их деваете?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 21:56 #
      Молодняк, который не принимает участия в дальнейших исследованиях, мы сдаём в специализированный магазин. Спасибо Вам за вопросы!
  • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 21:55 #
    Здравствуйте. Хочу выразить благодарность за рассмотрение именно этой темы и за проведенные Вами исследования в этом направлении. Признаться, работа обрадовала в первою очередь своей актуальностью и оригинальностью. Информация изложена довольно понятно и способна заинтересовать.
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 22:03 #
      Здравствуйте Андрей! Спасибо большое Вам за отзыв. Рада, что моя работа Вам понравилась и заинтересовала. С чем связана ваша благодарность? Вы встречались с этими зверьками?
  • Какие исследования вы будете проводить с оставшимися в лаборатории детёнышами?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 22:05 #
      Спасибо за вопрос!Исследования будут продолжаться в нескольких направлениях: изучение этологии взаимоотношений между песчанками в условиях неволи и генетика наследования окрасов у детёнышей.
  • А что значит термин этология?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 22:12 #
      Этология - одно из направлений в изучении поведения животных, в том числе и людей.
  • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 22:15 #
    Да, конечно. Я познакомился с этим видом грызунов, когда был в Восточном Забайкалье. Меня всегда интересовали именно песчанковые. Я уже встречал несколько работ именно про это подсемейство, но они не были такими увлекательными как Ваша.
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 22:19 #
      Андрей, значит, вы наблюдали песчанок в природных условиях? Спасибо! Это моя первая работа и я рада, что она вызывает такие эмоции.
  • А к этологическим исследованиям отнесутся наблюдения проведённые при сжавании зверьков? Какие уже материалы у вас имеются в этом направлении?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 22:23 #
      Ксения, да. Ситуации, которые мы наблюдали при формировании пар войдут в дальнейшую работу по этологии. На данный момент я могу сообщить о таких интересных наблюдениях как постукивание песчанками задней лапкой при появлении опасности или во время периода полового размножения. Также к будущей работе будут отнесены и данные о наблюдениях за "воспитанием" молодняка родителями.
  • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 22:18 #
    Анна, довольны ли Вы проведенными исследованиями и, что вдохновило Вас написать работу именно на эту тему?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 22:27 #
      Как сказать по поводу довольствования. Исследования с песчанками очень интересны для меня. Но сказать, что я полностью довольна собой не могу. Ещё многое предстоит изучить в дальнейшем. Исследования проводились на песчанках потому что они стали популярными объектами у заводчиков и при проведении различных исследований в лаборатории, а поскольку данных об измерениях детёнышей песчанок в литературных источниках нет, мы решили проводить исследования именно в этом направлении.
  • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 22:28 #
    Да, наблюдал, но тогда я еще был очень мало знаком с этими зверьками. Первая работа? Невероятно удачная работа. Видно, что Вы потратили не мало своего времени и сил для этого исследования.
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 22:33 #
      Спасибо. Действительно времени было потрачено не мало. Исследование, описанное в данной работе, проводилось в период с января по декабрь 2012 года
  • Спасибо большое за ответы!Работа очень понравилась. А дальнейшие исследования думаю будут очень интересными,буду ждать результатов вашей работы! Теперь я всеръёз задумаюсь о том,чтобы завести дома пару монгольских песчанок.
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 22:37 #
      Ксения, Вам спасибо за вопросы! Была рада отвечать на них. Думаю если Вы захотите завести пару песчанок Вы не пожалеете о своём решении. Если Вам будет нужна консультация по содержанию или кормлению обращайтесь, буду рада!
  • Наливайко Ирина Вячеславовна 03.03.13 в 22:31 #
    Добрый вечер, участники форума! Спасибо большое, что в этот воскресный вечер, когда наша секция заканчивает обсуждение работ, Вы подключились к дискуссии. Хотелось бы добавить ответы своего соавтора. Конечно, песчанки очень интересные животные и имея достаточный опыт в содержании грызунов видишь "положительные" и "отрицательные" стороны их содержания. К "положительным" сторонам можно отнести то, что грызуны активны в дневное время суток и, следовательно, можно планировать с ними проведение как н
  • Наливайко Ирина Вячеславовна 03.03.13 в 22:39 #
    Приятно познакомиться с Вами, Андрей! Особенно интересно нам, что Вы видели их в природных условиях. Правильно я поняла их вашего ответа? На самом деле в интернете не так много материала исследований объектами которых являются именно монгольские песчанки. Конечно, есть биохимические исследования, но для нашего вуза, имеющего педагогическую направленность подготовки студентов, такие исследования не доступны. Возможно, вы нам подскажете те источники, где можно познакомиться с интересными материала
  • Наливайко Ирина Вячеславовна 03.03.13 в 22:47 #
    Еще хочется скорректировать ответ Анны. Конечно, никаких специальных условий для содержания песчанок не требуется: достаточно комнатная температура. Никаких понижений или отрицательных температур специально не создается. В виварии всегда тепло, даже можно сказать жарко, не ниже 25-30 градусов всю зиму не опускалось. А вот в домашних условиях нашим песчанкам приходилось переносить и температуру около 15, несколько дней. Песчанки не заболели. А вот действие других температур, в том числе и отрицат
  • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 22:55 #
    Добрый вечер, Ирина Вячеславовна. Мне тоже очень приятно. Да, вы не ошиблись. Я наблюдал песчанок в их естественных условиях обитания, но я не являюсь зоологом. На самом деле, меня просто интересуют именно это подсемейство, как для заводчика. Один из образцовых источников которые я видел - это работа И.А. Володина.
  • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 22:58 #
    Спасибо за Ваш ответ, Анна. Это то, что я хотел услышать от Вас. Есть еще вопрос, который меня интересует. Сейчас актуальны исследования в области медицины. Хотелось бы узнать следующее: о каких исследованиях связанных с медициной и проводящихся на песчанках Вы знаете?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 23:03 #
      Андрей,спасибо за вопрос!Проводятся исследования по изучению обменных процессов (обмена липидов), так как у этих животных не отмечается отложения липидов в стенках сосудов; для изучения чумы, лептоспироза, бруцеллеза, сальмонеллеза, туберкулеза, бешенства, полиомиелита, сибирской язвы, пастереллёза, паралитических заболеваний, для изучения гиперлипемии, инвазионной патологии .
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 23:05 #
    Андрей, добавлю ещё о таком интересном эксперементе связанном с песчанками: 14 сентября 2007 года двенадцать монгольских песчанок на аппарате «Фотон-М с космодрома Байконур были запущены в космическое пространство для проведения эксперимента по выживаемости в космосе [Завтра Россия запускает в космос монгольских песчанок. 13 сентября 2007 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://korrespondent.net/tech/207133-zavtra-rossiya-zapuskaet-v-kosmos-mongolskih-peschanok. Дата обращения: 15.10.2012.]
    • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 23:09 #
      Да, я читал об этом эксперименте. В любом случае, спасибо, что привели дополнительные сведения.
  • Наливайко Ирина Вячеславовна 03.03.13 в 23:08 #
    Статья по курсовой работе с большим расчетным материалом представлена на сайте Сибирской ассоциации консультантов в рубрике "Архив конференции": VII Студенческая международная заочной научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия» ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ (7 февраля). С работой И.А. Володина мы, конечно же, знакомы. Там достаточно собрано и описано, а вот поиски диссертаций на близкие темы остались безуспешны.
  • Наливайко Ирина Вячеславовна 03.03.13 в 23:09 #
    Андрей, а в каком городе вы проживаете? И как к практикующему заводчику у нас были бы к вам вопросы. Особенно по генетике.
    • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 23:26 #
      Я проживаю в Казани. На самом деле, я не такой опытный заводчик и на данный момент у меня содержится 2 песчанки. Из-за жилищных условий пока что не могу позволить себе больше. Ирина Вячеславовна, прошу Вас извинить меня, но мне бы хотелось самому узнать как можно больше информации о данном объекте исследования и боюсь, что не смогу Вам помочь. Спасибо, что предоставили информацию о статье. Я обязательно с ней ознакомлюсь.
  • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 23:30 #
    Анна, в одном из ответов я заметил, что Вы говорите об искусственно вскормленных детёнышах. Можете подробнее рассказать об этом? Каким образом детёныши вскармливались и почему пришлось прибегнуть к таким мерам?
    • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 23:37 #
      Андрей, спасибо Вам за вопросы! Во время проведения исследования был случай, когда самка пыталась подгрызть конечности у детёнышей, из-за чего было принято решение отсадить детёнышей. Щенки вскармливались с помощью пипетки.
  • Наливайко Ирина Вячеславовна 03.03.13 в 23:42 #
    Все равно очень приятно, что наши скромные исследования привлекли внимание участников не только секции, а и всего студфорума. Приглашаем вас к участию в обсуждении будущей нашей работы, на следующей год. Надеюсь, что у Анны не исчезнет интерес к таким замечательным зверькам. Если будет желание или вопросы (есть эл.почта Анны в вышеуказанной статье на СибАКе). По генетике песчанок в теоретическом аспекте мы достаточно продвинулись, на данный момент не понятен остается генотип окраса Пестрый (Mott
    • Yescherkin Andrew 03.03.13 в 23:56 #
      И мне тоже очень приятно, что мне удалось отыскать такую актуальную работу, как работа Анны. Большое спасибо за проведенные исследования. Желаю Вам успехов в Вашей деятельности Ирина Вячеславовна и Анна.
  • Чичкова Анна Ивановна 03.03.13 в 23:59 #
    Спасибо вам большое, что приняли участие в обсуждении нашей работы и за пожелания!
  • Савечина Алена 04.03.13 в 20:03 #
    Добрый вечер! А как долго Вы еще собираетесь отслеживать развитие этих животных? наверно с опытом лет через 5 Вы сможете ответить на мой вопрос. Я думаю, что это актуально и к кошкам и людям и др животным.
  • Савечина Алена 04.03.13 в 20:08 #
    и еще итересно, разделяют ли Ваши увлечения родители? ведь содержать дома песчанок в таком количестве довольно много терпения нужно . Наверно они очень любят животных. А есть у Вас еще кто-нибудь из живности? Возможно Вы их тоже изучаете?

Обсуждение работ закрыто!