Одним из таких современных мультимедийных средств обучения является виртуальный демонстрационный эксперимент, который открывает совершенно новые возможности в системе получения физических знаний.
К программно-педагогическим средствам обучения, основанным на технологии виртуальной реальности, относятся виртуальные лаборатории и лабораторные работы по физике, компьютерные модели и анимации физических явлений и процессов. Поэтому учебный физический эксперимент, организованный с использованием реального физического оборудования и приборов можно гармонично дополнить виртуальным физическим экспериментом (физическими компьютерными анимациями и моделями ).
При необходимости он может быть использован: а) для многократного повторения наблюдаемого явления в замедленном или ускоренном (уменьшенном, увеличенном) режимах; б) для демонстрации только тех свойств изучаемого явления (процесса), которые невозможно было продемонстрировать и изучить в условиях реальной действительности; в) для анализа и обобщения результатов реального и демонстрационного эксперимента.
Виртуальный физический эксперимент также может предшествовать реальному демонстрационному эксперименту, то есть показ может быть организован на этапе актуализации, систематизации, обобщения знаний у учащихся и подготовке их к восприятию реального демонстрационного эксперимента.
Описанные подходы к организации демонстрационного эксперимента позволяют расширять представления учащихся об экспериментальном методе познания, позволяют осуществить экспериментальное исследование явления или процесса в различных видоизменённых условиях, развивают самостоятельность школьников в постановке и решении практической задачи, реализуют межпредметные связи физики и информатики, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают внимание учащихся путем работы с ними одновременно в двух средах: виртуальной и реальной. При организации демонстрационного эксперимента нельзя отдавать абсолютное предпочтение виртуальным опытам, необходимо рационально использовать и сочетать возможности реального и виртуального эксперимента.