Цель данной работы – дать пессимистический и оптимистический прогноз оборота интернет-магазинов на 2014 год на основе экстраполяции данных.
Популяризация интернет-магазинов у населения привлекла множество различных аналитиков. Благодаря этому появилось множество данных, обозначающих количество оборачиваемых средств, но данные в источниках кардинально отличаются друг от друга. На примере аналитики по интернет-торговле в России от Insales.Ru при экспертной поддержке компании Data Insight, офиса PricewaterhouseCoopers Россия, AnalyticResearchGroup и др. мы рассмотрим динамику оборота денежных средств, также обратим внимание на лидирующие магазины интернет-рынка России, проанализируем причины препятствующие росту данной сферы и представим возможные решения.
На схеме представлена динамика оборота денежных средств за последние четыре года. Также на схеме изображены показатели, взятые из разных источников и характеризующие максимальные и минимальные значения по годам.
Схема
В 2009 году наблюдается наименьший процент расхождения показателей, который составил 25%. В 2012 году показатели расходятся уже на 48,6%. Не смотря на расхождения, общая динамика сохраняется, это можно наблюдать на Схеме 2.
Схема
Из всех показателей минимальных и максимальных значений, уровень роста лишь 2010 года в сравнении с 2009 годом в значительной степени отличаются друг от друга. Это расхождение составляет 20%.
Таким образом, можно сделать прогноз, что при сохранении этих темпов расхождение превысит 100% к 2017 году.
Схема
На схеме 4 представлены те же расхождения, но в денежном выражении.
Схема
Причинами таких ошибок могли послужить различия в количестве анализируемых интернет-магазинов, в затронутых сегментах рынка и др. факторы. Для устранения этих погрешностей необходимо систематизировать данные, в дальнейшем согласовать методику, с помощью которой будет проводиться анализ, и количество объектов совокупности, подвергающихся анализу.
Сумму всех оборачиваемых средств в интернете составляют платежи за различного рода услуги, например оплата интернета, денежные переводы, рынок цифрового контента и несомненно покупка/продажа товаров. В таблице 1 представлены 25 интернет-магазинов, которые были лидерами на протяжении последних лет. При этом оборот каждого превышает 1млрд. руб. в большей или меньшей степени.
Таблица
Магазин |
Сегмент |
|
1 |
utkonos.ru |
Продукты питания |
2 |
ozon.ru |
Книги |
3 |
kupivip.ru |
Одежда, обувь |
4 |
holodilnik.ru |
Бытовая техника и электроника |
5 |
pleer.ru |
Бытовая техника и электроника |
6 |
komus.ru |
Товары для офиса |
7 |
mvideo.ru |
Бытовая техника и электроника |
8 |
svyaznoy.ru |
Мобильные телефоны |
9 |
quelle.ru |
Одежда, обувь |
10 |
otto.ru |
Одежда, обувь |
11 |
eldorado.ru |
Бытовая техника и электроника |
12 |
wildberries.ru |
Одежда, обувь |
13 |
laredoute.ru |
Одежда, обувь |
14 |
boutique.ru |
Одежда, обувь |
15 |
notik.ru |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
16 |
exist.ru |
Автозапчасти |
17 |
euroset.ru |
Мобильные телефоны |
18 |
citilink.ru |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
19 |
technopark.ru |
Бытовая техника и электроника |
20 |
digital.ru |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
22 |
dostvka.ru |
Бытовая техника и электроника |
23 |
club-sale.ru |
Одежда, обувь |
24 |
ulmart.ru |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
25 |
fcenter.ru |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
Из этого можно сделать вывод о наиболее востребованных сегментах рынка России в сети. В тройку лидеров входят одежда и обувь с оборотом, уровень которых вырос на 29,2%, бытовая техника и электроника, также продукты питания. Следом идут книги, компьютеры, мобильные телефоны и товары для офиса, уровень которых в среднем не превышает 5 млрд. руб.
Схема 5
Но, не смотря на это, при включении в данный список других магазинов, картина меняется, и наибольший оборот денежных средств приходится на сегмент бытовой техники и электроники, а компьютеры и ноутбуки с пятого места передвигаются на второе.
Схема 6
При этом наблюдается тенденция посещаемости сайтов, которая не совпадает с уровнем годового оборота по сегментам. Так среднесуточная посещаемость интернет-магазинов, продающих одежду и обувь, приблизительна равна среднесуточной посещаемости онлайн магазинов, продающих электронику и бытовую технику, и при этом в два раза превышает компьютерные интернет-магазины.
На основе этого можно выделить ряд причин препятствующих интенсивному росту данной сферы, в основном они связаны с опасениями потребителей:
опасения получить некачественный товар;
отсутствие возможности непосредственного осмотра товара перед покупкой;
предоставление неполных или недостоверных данных о товарах;
опасения относительно несвоевременной доставки, повреждении или утере товара.
Для их устранения можно предпринять ряд действий, связанных с:
ужесточением контроля качества доставки, а именно работы курьеров;
ведением рейтингов, напрямую зависящих от оценок покупателей;
предоставлением возможности бесплатной доставки и последующей примерке товара или его осмотра;
предоставлением возможности незатруднительного возвращения товара без потери средств.
Такие возможности уменьшат или совсем избавят настоящих и потенциальных пользователей от психологического барьера перед совершением покупок через интернет-магазины.
Подводя итоги, можно сказать, что в ближайшем будущем спада уровня оборачиваемых средств на онлайн рынке России не предвидится. В худшем, а именно при соответствии показателям с минимальным значением, оборот увеличится на 150 млрд. руб. в 2014 году по сравнению с 2012 годом и составит 500 млрд. руб., в лучшем случае, при при соответствии показателям с максимальным значением, – на 230 млрд. руб., при этом оборот денежных средств будет составлять 750 млрд. руб.