ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США

Пивоваров Д.Э. 1, Киргинцева Н.С. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммуникативная компетенция военного специалиста складывается из компетенций как в области родного, так и иностранного (одного или нескольких) языка. При этом в силу объективных изменений в обществе, имеющих место в эпоху глобализации и интенсивных международных контактов, очевидной стала потребность в усилении лингвистической подготовки курсантов военных образовательных учреждений в нашей стране и за ее пределами.

Особые требования предъявляются к уровню владения английским языком как языком международного общения, использующимся как при проведении международных учений, так и сфере профессионально-технического общения. В военно-учебных заведениях с 2011-2012 учебного года обучение стало проводиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам, в основу которых положен компетентностный подход к подготовке слушателей и курсантов. Он предполагает развитие у обучающихся способности ориентироваться в целом ряде сложных и непредсказуемых ситуаций, представлять последствия своей деятельности, а также нести за них ответственность.

Особенностью новых профессиональных образовательных программ является существенное усиление отдельных видов, в частности лингвистической, подготовки слушателей и курсантов [4]. Предполагается, что в результате освоения этих программ выпускник будет обладать военно-профессиональными компетенциями в области иностранного языка, которые позволят ему поддерживать речевые контакты в мотивированных и немотивированных ситуациях общения в бытовой и социально-культурной сфере в формальной и неформальной обстановке и адекватно реагировать на проявление специфики речевого и неречевого поведения собеседника. Вместе с тем, нельзя не учитывать уже накопленный как отечественной высшей военной школой, так и зарубежными коллегами опыт лингвистической подготовки военнослужащих. Всё вышесказанное определяет актуальность данной работы.

Как известно, в Вооруженных силах США ведущим учебным заведением, где осуществляется разносторонняя подготовка лингвистов, является Военный институт иностранных языков (ВИИЯ), расположенный в г. Монтерей (Калифорния) с филиалом института в Вашингтоне [5]. Его задачи - организация обучения иностранным языкам в интересах обеспечения национальной безопасности как на территории Соединенных Штатов, так и зарубежом; проведение научно-исследовательских работ в области лингвистики с целью совершенствования процесса обучения; разработка стандартов тестирования и оценки уровня знаний обучаемых.

Здесь проходят обучение военнослужащие вооруженных сил США, а также сотрудники ФБР, пограничной службы, НАСА, управления по борьбе с наркотиками и других государственных ведомств. Обучение осуществляется по следующим курсам: базовому, продвинутому и специальному. В филиале института обучаются представители различных ведомств на контрактной основе. Одновременно в институте занимаются около 3 000слушателей, в филиале - до 300 обучающихся.

В институте преподают около 30 языков. Продолжительность обучения составляет от двух (для продвинутого и специального курсов) до 63 (для базового курса) недель. В зависимости от их сложности языки подразделены на четыре категории. Самые сложные относятся к 4-й категории (арабский, корейский, китайский, японский и ряд других восточных языков). В 3-ю категорию входят русский, фарси, сербо-хорватский, пушту, дари и другие, во 2-ю- немецкий, а в 1-ю- романские языки.

В филиале института преподается более 50 языков. Продолжительность обучения - от четырех до 63 недель.

Преподавательский состав насчитывает свыше 2000 человек [2]. Для большинства из них преподаваемые языки являются родными. Концепция преподавания в институте основывается на изучении языка с совокупности с культурой его носителей.

Институт располагает мощной учебно-исследовательской базой [5] и предоставляет возможность обучающимся работать с аутентичными материалами и специально разработанными курсами онлайн, а также в виде специально разработанных учебных курсов в электронной форме, доступных для скачивания.

Учебные нагрузки на слушателей довольно значительные. На занятия по языку отводится ежедневно 7 ч аудиторных и 3-4 ч самостоятельных занятий. Предусматривается периодическое проведение контрольных занятий с оценкой уровня усвоения программ обучения. Как показывает многолетняя практика, до 15 % слушателей не выдерживают такой нагрузки и отчисляются на различных этапах обучения.

Второй важный компонент программы военного ведомства США по обеспечению лингвистической подготовки - обучение английскому языку иностранцев. Его реализация возложена на Центр английского языка при министерстве обороны США (ЦАЯМО), расположенный на базе ВВС Лэкленд в Сан-Антонио (штат Техас). Деятельность ЦАЯМО осуществляется по двум направлениям. Первое (основное) - это обучение английскому языку непосредственно в самом центре иностранных военнослужащих и гражданских служащих, которые направлены в США для получения технического либо профессионального военного образования.  Уровень владения языком, требующийся для поступления в то или иное военное учебное заведение, устанавливается соответствующим министерством вида ВС и определяется с помощью теста ECL (уровень понимания английского языка) по шкале 1-100. Например, для овладения курсом, дающим глубокие технические знания или связанным с повышенной опасностью, требуется, чтобы ECL был не ниже 80. Для менее сложных курсов он может быть достаточным в пределах 65, 70 или 75. Иностранным военнослужащим предоставляется возможность пройти тест ECL в своих странах перед выездом на учебу в Соединенные Штаты. Те из них, уровень знаний которых является недостаточным, сначала совершенствуют свой английский в ЦАЯМО.

Второе направление деятельности этого центра - реализация всех утвержденных военным ведомством программ обучения иностранным языкам за пределами США, где слушатели - это военнослужащие ВС США, являющиеся выходцами из других стран, а также гражданские служащие МО и члены их семей, для которых английский язык не является родным [5].

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии лингвистическая подготовка специалистов для министерства обороны и других силовых структур осуществляется в училище иностранных языков (УИЯ) Министерства обороны, которое организационно входит в управление обучения и набора и является ведущим вузом, занимающимся подготовкой специалистов-лингвистов высшей квалификации. УИЯ представляет собой центр учебно-методической работы для всех подразделений МО, где военнослужащие обучаются иностранным языкам. Преподаваемые языки - албанский, арабский, голландский, английский (для иностранцев), французский, хинди, итальянский, пушту, русский, сербский, испанский и урду. Обучение каждому из них может осуществляться по нескольким курсам с разными целевыми установками [5].

Общее количество курсов и число слушателей изменяются в соответствии с требованиями оперативной обстановки. В случаях, когда возникает необходимость в небольшом количестве специалистов с редкими языками, УИЯ практикует привлечение их из профильных гражданских вузов.   С 2003 года в этом училище особое внимание уделяется арабскому языку. Значительное число военнослужащих различных категорий перед убытием в Ирак для действий в составе британских сил проходит обучение в УИЯ. Сроки учебы - неделя (обучение базовым фразам, приветствиям и т. п.), шесть, девять и 12 месяцев (для выполнения функций устного переводчика и заданий по линии разведорганов). Обучающиеся на месячных курсах помимо интенсивного изучения языка знакомятся с основами арабской культуры и ислама, для них организуются поездки в центры арабской культуры, краткосрочные выезды в Иорданию и Оман. По мнению военного руководства страны, военнослужащие, владеющие арабским языком, играют ключевую роль в деятельности британских ВС на Ближнем Востоке.  В УИЯ существует ряд курсов, где английскому языку как иностранному обучают военнослужащих и гражданских служащих зарубежных армий. Цель создания таких курсов - обогатить обучаемых знанием преимущественно военного английского языка и тех его аспектов, которые могли бы быть полезны тем, кто будет направлен для работы в структуры НАТО или ООН. Помимо этого, в случае необходимости в училище могут быть организованы краткосрочные целевые курсы военного английского языка.

Помимо очных в УИЯ есть заочные формы обучения, среди которых все большее развитие приобретает интернет-обучение. Основное преимущество последнего состоит в том, что оно позволяет обучающимся в краткие сроки восстановить утраченные по тем или иным причинам знания иностранных языков или углубить и, что важно, актуализировать имеющиеся. Тем не менее такая форма обучения считается неприменимой для тех, кто только приступает к изучению нового для себя языка.  На регулярной основе в училище организуются семинары для представителей вузов страны, занимающихся обучением иностранным языкам в интересах/по заказу МО (руководителей, педагогов и лингвистов-теоретиков). Данные семинары имеют своей целью обсуждение политики в области лингвистического образования, совершенствования методики преподавания, форм и критериев тестирования качества подготовки слушателей в ходе и по завершении обучения, путей межвузовского взаимодействия и т. п.

Однако лингвистическая подготовка осуществляется не только в специализированных образовательных учреждениях. Так, например, в Военной Академии США (Вест-Пойнт, штат Нью-Йорк) обучающиеся могут получить специализацию в области одного или нескольких иностранных языков (арабского, китайского, французского, немецкого, португальского русского, испанского). Обучение поводится на основе коммуникативного подхода (т.е. в центре внимания – развитие навыков чтения, слушания, письма и говорения), при этом подчеркивается изучение языка в связи с культурой. Кадеты, успешно завершившие обучение по языковым программам, могут рассчитывать на лучшие условия службы и обширные перспективы в плане военной карьеры [1].

Кадеты Военной академии ВВС США (г. Колорадо Спрингс, штат Колорадо) также могут получить специализацию с области иностранных языков [3].

Таким образом, языковая подготовка в военных образовательных учреждениях США и Великобритании рассматривается военным руководством как важнейший компонент системы обеспечения обороноспособности соответствующих стран. Именно поэтому ей уделяется значительное внимание. Как в США, так и в Великобритании существуют военные образовательные учреждения, специализирующиеся на лингвистической подготовке офицеров. В США это Военный институт иностранных языков (г. Монтерей, штат Калифорния) и Центр английского языка при министерстве обороны США (г. Сан-Антонио, штат Техас), а в Великобритании - училище иностранных языков (УИЯ). Однако обучение иностранным языкам проводится и в других военных учебных заведениях (например, Военной Академии США (Вест-Пойнт, штат Нью-Йорк)). В целом, обучение строится на основе коммуникативного подхода, а в образовательном процессе используется целый ряд средств и методик, в том числе и обучение с использованием современных инфокоммуникационных технологий (в виде онлайновых курсов и электронных учебников, доступных для скачивания).

Литература:

  1. 2013 Cadet Handbook. Language, culture and area studies majors// Электронный ресурс. URL: http://www.dean.usma.edu/departments/dfl. Дата обращения: 13.01.13.

  2. Defense Language Institute Foreign Language Center // Электронный ресурс. URL: http://www.dliflc.edu/index.html. Дата обращения: 20.01.13.

  3. United States Air Force Academy// Электронный ресурс. URL: http://www.stateuniversity.com/universities/CO/United_States_Air_Force_Academy.html. Дата обращения: 19.01.13.

  4. Материал Федерального Справочника: А.Э. Сердюков: Министр обороны Российской Федерации Военная школа России: состояние и перспективы развития // Электронный ресурс. URL: http://federalbook.ru/news/analitics/12.11.2010-2.html. Дата обращения: 18.01.13

  5. Юрчук И., Стрелецкий А. Практика языковой подготовки в военных учебных заведениях иностранных государств// Зарубежное военное обозрение. №3 2009., С.22-28.

Просмотров работы: 3615