Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему электронных сервисов, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций [2, 5, 7].
Однако при внедрении информационных технологий в государственные структуры возникает ряд проблем: отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также стандартов и регламентов предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям и другим органам государственной власти; необходимость обеспечения юридической силы электронных документов; информационное неравенство – недоступность для части населения страны средств обработки, выборки и передачи информации по телекоммуникационным сетям, включая и Интернет; проблема архивного хранения электронных документов [3, 8].
Внедрение СМЭВ позволит [4, 6]: повысить качество и доступность предоставляемых организациям и гражданам государственных и муниципальных услуг, упростить процедуры и сократить сроки их оказания, снизить издержки со стороны граждан и организаций, связанных с получением услуг, а также внедрить единые стандарты обслуживания; повысить открытость информации о деятельности органов власти, расширить возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан и общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного и муниципального управления; повысить качество административно-управленческих процессов; совершенствовать информационно-аналитическое обеспечение принимаемых решений на всех уровнях государственного и муниципального управления, обеспечить оперативность и полноту контроля деятельности органов власти и поддержание требуемого уровня информационной безопасности.
Список литературы
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. № 890. «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697. «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Система электронного документооборота: создание, внедрение, использование. Муниципальная власть. 2008. № 5.
Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Технологии электронного правительства в государственном и муниципальном управлении. Муниципальная власть. 2009. № 4.
Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Применение технологий электронного правительства в системе государственного и муниципального управления. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 103. № 2.
Тюшняков В.Н. Повышение качества управленческих решений в системе органов власти и управления на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. Т. 74. № 2.
Тюшняков В.Н. Формирование системы электронного правительства на основе применения информационно-коммуникационных технологий в органах власти и управления. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 105. № 4.
Тюшняков В.Н., Тюшнякова И.А. Информационные технологии межведомственного электронного взаимодействия в органах власти и управления. Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2012. Т. 16. № 4.