ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ ДЛЯ ГОРОДА БРАТСКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ ДЛЯ ГОРОДА БРАТСКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Жизнедеятельность человека связана с появлением огромного количества разнообразных отходов. Резкий рост потребления в последние десятилетие во всем мире привел к существенному увеличению объемов образования твердых бытовых отходов (ТБО). В настоящее время масса потока ТБО, поступающего ежегодно в окружающую среду составляет около 400 млн. тонн в год.

Загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами (ТБО) находится в неразрывной связи с общеэкологическими проблемами современного города. Основным методом обращения с ТБО является их захоронение на полигонах, однако постепенное удаление полигонов от городов приводит к созданию массы несанкционированных свалок, которые становятся источником инфекционного и других видов загрязнений. Загрязнение грунтовых вод фильтратом ТБО на стихийных или плохо запроектированных свалках может привести к загрязнению подземных и поверхностных водоисточников. Имеющиеся в России 15 мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов позволяют обезвреживать и перерабатывать не болееv6-8%vвсехvТБО. Система управления ТБ отходами (СУТБО)- это комплекс мероприятий по сбору, транспортировке, переработке, вторичному использованию или утилизации мусора и контролю всего процесса.

Организация системы управления бытовыми отходами в соответствии с полномочиями муниципального образования начинается с определения норм накопления ТБО, образующихся в жилых зданиях в расчете на одного человека за год. Уровень благоустройства жилых зданий влияет на объемы образующихся в них твердых бытовых отходов следующим образом:

-при центральном отоплении и использовании газа или электроэнергии для приготовления пищи отходы топлива в квартирах полностью отсутствуют. Вместе с тем исключается возможность сжигания горючей части отходов (бумага, картон, древесина и т.д.) Это увеличивает объем отходов и уменьшает их среднюю плотность;

-отсутствие канализации приводит к увлажнению и повышению средней плотности и общей массы твердых отходов. Наличие канализации позволяет сбрасывать некоторую часть отходов через санитарные приборы, устраняя повышение влажности отходов и приводя к уменьшению массы отходов и их средней плотности.

Климатические и местные условия оказывают влияние на нормы накопления в связи с различной продолжительностью отопительного сезона, периода подметания дворов и тротуаров, озелененности микрорайонов, а также потреблением населением овощей и фруктов.

Нормы накопления ТБО муниципальных образований принимаются думой и утверждаются постановлением мэра. В г. Братске нормы накопления твердых бытовых отходов на предприятиях, в организациях и объектах жилья были утверждены в феврале 2003 года и составили 1,50 м3/чел.год. Необходимость актуализации норм накопления ТБО и определило тему курсовой работы.

1 Законодательные и нормативные акты, регулирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации

За последние несколько лет российское законодательство, регулирующее деятельность по обращению с отходами производства и потребления претерпело значительные изменения, в том числе это коснулось и деятельности по обращению с твердыми бытовыми отходами.

Основы государственной политики в области обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ изложены в «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации» [1]. В концепции проводится анализ существующего положения в области управления отходами, рассматриваются основные направления сбора, транспортировки и обезвреживания твердых бытовых отходов, основные особенности переработки вторичного сырья, а также предлагаются мероприятия по совершенствованию экономического механизма в системе управления ТБО.

В 1998 году был принятФедеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.12 г. с изменениями и дополнениями от 23.09.12 г.) [2], который определил правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Федеральный закон №89 также определяет права собственности на отходы (ст. 4), классы опасности отходов, общие требования к обращению с отходами, полномочия РФ, субъектов и муниципалитетов в области обращения с отходами.

Так, согласно ст.13, устанавливающей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления. В этой же статье упоминается порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды. Этот Закон является ключевым документом при организации раздельного сбора отходов.

Также организацию и порядок сбора бытовых отходов и мусора на территории муниципальных образований регламентируетФЗ №7 «Об охране окружающей среды» (ред. от 25.06.2012 г.) [3], относя эти вопросы к ведению органов местного самоуправления. Так к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Так, например, в городе Братске порядок управления твердыми бытовыми отходами регламентируется Положением «Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования города Братска» [4], утвержденным решением думы г. Братска от 26.03.2010 года №88/г-Д.

Это корреспондируется с законом о разграничении полномочий между органами власти различного уровня (ФЗ №131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. от 03.12.2012г. [5]).

В целях предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую природную среду ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 25.06.2012г.) [3] устанавливается обязательное нормирование образования отходов и лимитирование их размещения, а согласно ст. 30 выделяется перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Данный перечень устанавливается Правительством РФ в соответствии с Федеральными Законами, в том числе с ФЗ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012 г.) [6].

Кодекс «Об административных правонарушениях» [7]№195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 01.12.2012 г.)определяет ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2).

Формой статистической отчетности органов местного самоуправления является форма 1-КХ «Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов», где учитывается объем вывезенного за год бытового мусора. Данная форма была утверждена Постановлением правительства от 16.06.2006 года«Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2007 год» (в ред. Приказа Росстата от 20.08.2008 года №200) [8].

В целях реализации статьи 18 Федерального Закона №89 «Об отходах производства и потребления» [2], принято Постановление Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 года «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ред. от 29.08.2007 г.) [9], обязывающее индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Для организации рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий в качестве методической помощи местным органам самоуправления разработаны «Методические рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации» МДК 7-01.2003 [10], утвержденные Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. № 152.

Необходимость разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов определена «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) [11](утверждены. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88), которые устанавливают требования к сбору твердых, жидких бытовых и пищевых отходов, а также уборке населенных мест и объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки).

Помимо всех выше перечисленных нормативно-правовых актов Российского Законодательства регулирующих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, существуют различные международные соглашения, в которых Россия также принимает участие.

Среди них следует отметить следующие документы:

-Федеральный Закон №49 от 24.11.1994 года «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удаления» [12];

-«Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» [13] от 13 ноября 1979 года;

-«Стокгольмскую Конвенцию о стойких органических загрязнителях» [14]от 22 мая 2001 года.

Упомянутыми нормативно-правовыми документами не исчерпывается законодательная база. В каждом конкретном случае применяются ведомственные нормативно-правовые акты и нормативно-техническая документация.

2 Экологические проблемы и общая характеристика твердых бытовых отходов

Согласно ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» [2], «отходами производства и потребления (далее отходы) называются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства».

Все отходы подразделяются на отходы производства и потребления, среди которых, в свою очередь, выделяются твердые промышленные и бытовые отходы [15] (рисунок 1).

Рисунок 1 – Основные типы твердых отходов

Твердыми бытовыми отходами (ТБО) являются отходы сферы потребления, образующимися в результате бытовой деятельности населения. Они состоят из изделий и материалов, непригодных для дальнейшего использования в быту.

ТБО принято классифицировать в зависимости от цели по следующим признакам:

-по источникам образования;

-по морфологическому составу;

-по направлениям переработки и т.д.

Источниками образования ТБО являются жилые здания, организации, предприятия общественного назначения (питания, торговли, коммунального хозяйства, бытового обслуживания, культуры, спорта, отдыха, гостиницы, вокзалы, пристани, учебные заведения), места массового отдыха, улицы и дворовые территории. В зарубежной практике названию «ТБО» соответствует термин «твердые муниципальные отходы» (Municipal Solid Waste)[16].

От общего объема образующегося мусора, твердые бытовые отходы составляют примерно 2%, что, казалось бы, немного. Однако, в цифровом значении показатели их количества весьма внушительны.

В 2007 году в мире было образовано порядка 1 млрд. т твердых бытовых отходов, из которых 25% приходится на долю США, являющихся абсолютным мировым лидером по производству ТБО, 7% приходится на Россию (рисунок 2).

Рисунок 2 – Образование ТБО по странам мира в 2007 году [15]

Среди крупнейших производителей ТБО также находятся такие страны, как Китай, Япония, Бразилия, Индия, Франция.

В России ежегодно образуется более 40-50 млн. тонн ТБО, что аналогично 200 млн. м3 объема. С каждым годом количество образуемых отходов растет, причем, увеличивается нетолько объем отходов, но и значительно усложняется их состав [17].

Как видно из рисунка 2 количество ТБО образующихся в США значительно превышает количество ТБО в России, что обусловлено уровнем экономического развития страны и ее промышленности; численностью населения; методами управления ТБО; уровень и культурой жизни населения.

В настоящий момент средний объем ТБО на душу населения в странах Европы составляет в среднем 200–700 кг/год, в США – 665 кг/год, в России – 250 кг/год. Таким образом, проблема бытовых отходов становится все более актуальной и затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки, и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций [16].

2.1 Твердые бытовые отходы и вопросы безопасности

При рассмотрении всего комплекса проблем, связанного со сбором, транспортом, обезвреживанием и утилизацией ТБО, в первую очередь ставится вопрос о составе и свойствах этого материала. Если для решения вопроса сбора и транспорта ТБО достаточно информации об их влажности и плотности, то при выборе метода и технологии обезвреживания и последующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом составе ТБО.

Несмотря на многообразие компонентов, входящих в состав ТБО, можно выделить основные морфологические группы (таблица 1).

Таблица 1 – Средний морфологический состав ТБО по массе [18]

Компоненты

Количество, %

1

2

Пищевые отходы

40

Бумага, картон

35

пластмассы

6

металл (черный и цветной)

4

стекло

3

Продолжение таблицы 1

1

2

дерево

2

резина, кожа, текстиль

1

прочие (неклассифицируемые фракции)

9

Как видно из таблицы 1, самый большой удельный вес (в %) среди всех твердых бытовых отходов занимают бумажные (32-35) и пищевые (35-45) отходы. Остальные морфологические группы отходов образуются на порядок в меньших количествах.

Но следует отметить, что процентные соотношения морфологического состава ТБО весьма условны, так как на соотношение составляющих оказывают влияние степень благоустройства жилого фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, сезон года, климатические и другие условия.

После 90-х годов резко возросло содержание пластмассовых упаковочных материалов из полиэтилентерефталата (ПЭТФ), цветных металлов за счет появления алюминиевых банок, и в настоящий момент состав ТБО, особенно в крупных городах, приближается к составу ТБО в западных странах с относительно большой долей упаковочного материала, такого как бумага и пластик. Тем не менее, среднегодовой состав отечественного мусора имеет некоторое отличие от состава мусора западных стран, т.к. в нем по-прежнему велико содержание пищевых отходов (таблица 2).

Таблица 2 – Сравнение состава ТБО в России и США

Компоненты

Количество в США, %

Количество в России, %

1

2

3

Бумага (картон)

40

35

Стекло

7

3

Металлы

8,5

4

Пластик

8

6

Продолжение таблицы 2

1

2

3

Резина, кожа и текстиль

4,6

1

Древесина

3,6

2

Пищевые отходы

7,4

40

Прочие

20,9

9

Из таблицы 2 видно, что морфологический состав ТБО в различных странах принципиально не отличается, он имеет расхождения лишь в процентном соотношении, в связи, с чем проблемы их складирования, ликвидации, обезвреживания или переработки во многом идентичны. Однако это не означает, что при решении этих проблем, возможно, использовать какой-либо универсальный метод управления ТБО, ведь зачастую предлагаемые зарубежные технологии переработки отходов не приемлемы для России с экономической точки зрения.

Из всего количества образующихся твердых бытовых отходов в РФ промышленной переработке подвергается не более 3%, остальное вывозится на свалки и полигоны для захоронения.

В настоящее время в России более 15 тыс. га заняты под действующие и более 40 тыс. га под закрытые свалки. Находить площади в 20—40 га становится все труднее, и это заставляет искать иные методы обезвреживания ТБО [16]. Сле­дует отметить, что при складировании на полигоне, наряду с образованием фильтра, загрязняющего водоисточники, выделя­ется метан и другие токсичные газы, что не только загрязняет воздух вблизи полигона, но и, по данным последних исследо­ваний отрицательно влияет на озоновый слой земли [16].

Мусоросжигание – это наиболее сложный и «высокотехнологичный» вариант обращения с отходами. Сжигание требует предварительной обработки ТБО (с получением т.н. топлива, извлеченного из отходов). При разделении из ТБО стараются удалить крупные объекты, металлы и дополнительно его измельчить. Для того, чтобы уменьшить вредные выбросы из отходов, также извлекают батарейки и аккумуляторы, пластик, листья. Сжигание неразделенного потока отходов в настоящее время считается чрезвычайно опасным. Таким образом, мусоросжигание может быть только одним из компонентов комплексной программы утилизации.

Экологические воздействия МСЗ в основном связаны с загрязнением воздуха, в первую очередь – мелкодисперсной пылью, оксидами серы и азота, фуранами и диоксинами. Серьезные проблемы возникают также с захоронением золы от мусоросжигания, которая по весу составляет до 30% от исходного веса отходов и которая в силу своих физических и химических свойств не может быть захоронена на обычных свалках. В России мусоросжигательные заводы серийно не производятся.

В России ТБО так же утилизируется методом компостирование с помощью компостных ям часто применяется населением в индивидуальных домах или на садовых участках. В то же время процесс компостирования может быть централизован и проводиться на специальных площадках.Компостирование, применяемое в России на так называемых механизированныхмусороперерабатывающих заводах, например, в Санкт-Петербурге, представляет из себя процесс сбраживания в биореакторах всего объема ТБО, а не только его органической составляющей. Хотя характеристики конечного продукта могут быть значительно улучшены путем извлечения из отходов металла, пластика и т.д., все же он представляет из себя достаточно опасный продукт и находит очень ограниченное применение [16].

2.2 Технологии сбора и транспортировка ТБО

В связи с увеличением объемов образования ТБО, все большее значение приобретает проблема их сбора и транспортировки.

Сбор твердых бытовых отходов домовладений начинается в квартирах, далее они поступают либо непосредственно в мусоропроводы, либо их выносят в баки или контейнеры, расположенные на территориях домовладений для временного хранения отходов.

Вывоз ТБО производится специальным мусоровозным транспортом. В настоящее время применяют две основные системы сбора отходов: баковую и контейнерную .

Баковая система представляет собой удаление отходов кузовными мусоровозами. Такая система имеет большие недостатки, так как требует значительных затрат металла, тяжелого физического труда и сложна при эксплуатации и санитарном содержании мусоросборников. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2 лет, что в 2-2,5 раза ниже нормы. Фактические потери страны составляют 5-7 млн. тонн листовой стали ежегодно. Баки применяют вместимостью 100 л, мусоровоз - с уплотняющим устройством.

Контейнерная система заключается в вывозке отходов контейнерными или кузовными мусоровозами, она предпочтительней баковой и получила большое распространение в городах России. Однако, она также имеет такой существенный недостаток, как низкая плотность укладки мусора в контейнерах, что ведет к снижению производительности и удорожанию вывозки мусора.

Вывоз бытовых отходов осуществляется, как правило, кузовными мусоровозами, в которые мусор перегружается из контейнеров непосредственно на мусоросборных площадках, организованных вне жилых помещений или из мусороприемных камер, которыми оборудованы многоэтажные дома. Этот способ позволяет уплотнить вывозимый мусор и более полно использовать грузоподъемность автомашин.

Периодичность вывоза устанавливается исходя из условий наиболее эффективного использования контейнеров по соглашению с санитарной эпидемиологической станцией и составляет примерно один выезд в три дня. В крупных городах мусор удаляется ежедневно, а в центральной части Москвы - 2 раза в сутки .

Только за период с 2001 по 2005 г. с территории городских поселений РФ было вывезено 933214,5 тыс. м3 ТБО.

Среднее по России расстояние вывоза ТБО составляет 20 км, в крупных городах с населением более 500 тысяч жителей оно увеличивается до 45 км и более.

Около 45% всех ТБО транспортируются на расстояние 10-15 км, 40% - на 15-20 км, а 15% всех отходов - на более чем 20 км. Дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км, а себестоимость их транспортировки соответственно на 15-20% [24].

3 Организация работ по обращению с твердыми бытовыми отходами в городе Братске

Проблемы в области обращения с ТБО существуют в настоящее время и в городе Братске.

Город Братск является крупным промышленным центром районного значения, расположенным на севере Иркутской области и входит в число наиболее загрязненных городов Российской Федерации, согласно справке представленной Братским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиала государственного учреждения «Иркутский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» (Братский ЦГМС). Город разделен на 3 административных округа и имеет пригородные жилые территории. На сегодняшний день население Братска составляет около 240 тысяч человек.

Ежегодно в городе образуется 400 тыс. т. промышленных и бытовых отходов, которые распределены по административным округам, следующим образом [19]:

Рисунок 3 – Количество бытовых отходов в городе Братске, тыс. м3/год

Твердые бытовые отходы в городе Братске размещаются на 2 полигонах и 1 санкционированной свалке ТБО. К сожалению, вокруг города и на его окраинах зафиксированы несанкционированные свалки отходов.

Организация сбора и вывоза ТБО в городе Братске осуществляется на основании Положения «Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования города Братска», утвержденного решением думы г. Братска от 26.03.2010 года №88/г-Д [4].

Согласно данному положению организацию деятельности в области обращения с отходами на территории города Братска осуществляет администрация города Братска в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сбор и накопление отходов на территории города Братска производится:

-в контейнеры, размещенные в мусороприемных камерах;

-в контейнеры, размещенные на оборудованных контейнерных площадках;

-в специально оборудованный транспорт в соответствии с заключенным договором;

-в урны.

Сроки хранения накопленных в контейнерах ТБО устанавливаются в соответствии с требованиями «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88).

Затем накопленная масса ТБО подлежит вывозу, который осуществляется специально оборудованным транспортом.

Вывоз отходов 5 класса опасности, образующихся в организациях и учреждениях, к которым относятся ТБО, осуществляется собственниками отходов самостоятельно либо специализированными предприятиями, управляющими организациями в соответствии с заключенными договорами.

Более подробно рассмотрим организацию сбора и вывоз ТБО с территории Центрального округа города Братска, который осуществляется ЗАО «ЧИСТЫЙ ГОРОД». Все отдельные участки жилых массивов по мере необходимости оснащены специальными площадками для сбора ТБО, контейнерами для сбора отходов, а большая часть домов – мусорокамерами.

Вывоз ТБО производится ежедневно (за исключением субботы и воскресенья) с помощью механизированных средств спецавтопарка предприятия. Складирование отходов производится на специально оборудованном полигоне по захоронению ТБО, расположенного в районе карьера №9 промышленной зоны Центрального округа города Братска.

В настоящее время данный полигон по складированию и захоронению ТБО является одним из основных объектов, используемых для размещения ТБО, образующихся на территории Центрального округа города Братска. Сегодня, на основании данных проектной вместимости полигона и данных оперативного учета о фактическом накоплении ТБО, его заполнение составляет 93% [20].

В ближайшие годы полигон будет полностью заполнен и встанет вопрос о том, как и где в городе будут утилизироваться ТБО.

4 Определение норм накопления ТБО для города Братска

Основным фактором, влияющим на процесс управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО, ведь имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно правильно спланировать сбор, транспортировку и утилизацию отходов.

Нормы накопления - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов и т. д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, м3) [21].

К твердым бытовым отходам, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйств, относятся отходы, образующиеся в жилых зданиях, включая отходы от текущего ремонта квартир, отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода (при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов) [22].

Уровень благоустройства жилых зданий влияет на объемы образующихся в них твердых бытовых отходов следующим образом:

-при центральном отоплении и использовании газа или электроэнергии для приготовления пищи отходы топлива в квартирах полностью отсутствуют. Вместе с тем исключается возможность сжигания горючей части отходов (бумага, картон, древесина и др.). Это увеличивает объем отходов и уменьшает их среднюю плотность;

-отсутствие канализации приводит к увлажнению и повышению средней плотности и общей массы твердых отходов. Наличие канализации позволяет сбрасывать некоторую часть отходов через санитарные приборы, устраняя повышение влажности отходов и приводя к уменьшению массы отходов и их средней плотности.

Рост обеспеченности бумагой и упаковочными материалами (наличие фабричной и торговой упаковки товаров) приводит к увеличению содержания упаковочных материалов в отходах, значительному повышению их объема и снижению плотности при незначительном увеличении общей массы.

Климатические и местные условия оказывают влияние на нормы накопления в связи с различной продолжительностью отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной), периода подметания дворов и тротуаров (от 150 дней в северной зоне до 300 дней в южной), озелененности микрорайонов, а так же потреблением населением овощей и фруктов. В зависимости от местных условий убираемая площадь дворовых территорий и тротуаров принимается равной 2-5 м2/чел., а площадь зеленых насаждений – около 4-12 м2/чел. [22].

Для города Братска в соответствии с Постановлением мэра города Братска №167 от 07.02.2003 года «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов» установлены следующие нормы:

- среднегодовая норма накопления отходов на 1 жителя города Братска, проживающего в благоустроенном жилищном фонде – 1,5 м3 [23].

4.1 Методика и объект исследования

Для определения норм накопления ТБО на 1 жителя города Братска был выбран Центральный Административный Округ.

В городе Братске жилые массивы представлены в основном совокупностями многоэтажных крупнопанельных и кирпичных благоустроенных жилых зданий, в меньшей степени массивами одно- и многоподъездных благоустроенных деревянных и частных домов с меньшей степенью благоустройства.

Следовательно, основная масса населения проживает в благоустроенных многоэтажных домах, являющихся поставщиками наименьшей удельной доли отходов (на одного жителя) вследствие их высокого уровня оснащенности техническими средствами канализации и парового отопления.

На данном основании, район исследования был выбран в части территории, концентрирующей в себе жилые здания данного типа. Объектами исследования послужили места для сбора твердых бытовых отходов – специально оборудованные контейнерные площадки и мусорокамеры жилых домов.

Основой методики исследования являются Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР, разработанные Академией коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова (далее Рекомендации) [22].

Согласно Рекомендациям работа по определению или уточнению норм накопления ТБО проводится специальной комиссией, создаваемой городской, районной или областной администрацией. Нормы вводятся в действие мэром города Братска, при согласовании с депутатами Думы города Братска.

Методика определения норм накопления ТБО предназначена для определения количества накапливающихся и фактически удаляемых отходов. Основными показателями при определении норм накопления отходов являются: по жилым домам – на одного человека; по объектам культурно-бытового назначения (гостиницы, кинотеатры и т.д.) – на одно место; по магазинам и складам – на 1 м2 торговой площади.

Согласно Рекомендациям для определения фактического накопления отходов, образующихся от населения, выделяются участки со следующим количеством проживающего населения: в городах с населением до 300 тыс. чел. участки выбираются с охватом 2% населения общего числа жителей по каждому виду благоустройства. При этом для достижения адекватности результатов желательно проводить определение норм накопления отходов в условиях нескольких управляющих компаний.

Таким образом, исследование охватило 14 объектов, расположенных в ведомствах двух управляющих компаний: ООО «Жилкомсервис» и ООО «Жилищный трест-1», с населением, привязанным к объектам домов – 4465 человек.

На каждый объект домоуправления был составлен санитарный паспорт, отражающий тип благоустройства, систему сбора ТБО, количества жителей и др. [22]

Нормы накопления определялись по сезонам года согласно стандартной методике. Замеры проводились в течение 7 дней с ежедневной периодичностью вывоза отходов. При определении норм накопления исключалось уплотнение отходов в контейнерах обслуживающим персоналом.

Инструментальное определение массы и объема накапливающихся отходов производилось согласно стандартной методике с некоторыми модификациями следующим образом:

В связи с невозможностью установки на каждом объекте равноразмерных контейнеров, объем каждого из них вычислялся исходя из габаритов методом нахождения объема усеченной пирамиды.

Определение объема отходов выполнялось тем же методом при принятии характеристик оснований контейнера и высоты фигуры – разности между высотой контейнера и показателями мерной рейки.

Рейка была адаптирована к данным условиям путем смены разметки со стандартной объемной шкалы на метрическую с ценой деления – 10 см.

В связи с отсутствием динамометра – прибора, определяющего массу контейнера, взвешивался суммарный вес загружаемой отходами и порожней машины на автомобильных весах с точностью до 10 кг. Затем масса отходов определялась как разность между массой загруженной и порожней машины и фиксировалась. Для формализации процедуры заполнения документации по габаритам контейнера и условным характеристикам составляющего его материала эмпирическим методом вычислялся непосредственный объем и масса каждого используемого контейнера, а масса отходов устанавливалась как разность между массой контейнера и массой отходов в нем, так же вычисленной эмпирически через произведение объема ТБО в контейнере и средней плотности отходов на день замеров.

Перед установкой контейнера на машину в нем разравнивались отходы и мерной линейкой (выполнена из дерева, окрашена масляной краской; мерные деления нанесены на одной стороне, нуль совпадает с низом контейнера) определяется мера заполнения отходов (рисунок 4).

Рисунок 4 – Схема рейки для определения объема твердых бытовых

отходов в контейнере (а1 – параметр верхнего основания, а2 – параметр нижнего основания, h – высота контейнера, х – измеряемый параметр) [22]

Данные замеров: габариты контейнеров и исходные величины фиксировались в журналы исследований. Для формализации записи в графе измеряемой величины фиксировалась ее разность от высоты контейнера, что позволило отразить более ценную характеристику – высоту заполнения отходов.

Каждому листу журнала первичных ведомостей соответствовал отдельный объект в отдельный день замеров. Затем фиксированные данные о габаритах и наполняемости контейнера, а так же о массе загруженной, порожней машины и отходов утверждались независимой комиссией за подписью каждого члена.

Затем производилась первичная камеральная обработка полученных данных, в результате которой были получены данные для формализации заполнения первичной ведомости замеров, реализованной в рамках стандартной методики. [22].

Полученные результаты показали, что данный алгоритм расчета уменьшает объем затрачиваемых механических работ, при этом незначительно увеличивая объем расчетных работ в условиях пользования средств компьютерной обработки данных, при всем не снижая адекватности получаемых результатов.

После обработки первичных материалов по замерам, полученные данные (масса, объем) для каждой однородной группы объектов суммируются по дням недели и заносятся в сводную месячную (сезонную) ведомость накопления [22].

Расчет норм накопления производится при использовании стандартной методики следующим образом:

1. Определение суточной нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе за сезон производится по формулам (1) и (2):

, (1)

где - суточное накопление отходов, л/чел.;

- объем удаляемых отходов с изучаемого объекта за период определения, л;

n - число проживающих, чел.;

a - продолжительность определения норм накопления (7 сут);

, (2)

где - суточное накопление отходов, кг/чел.;

Go - масса удаляемых отходов с изучаемого объекта за период определения норм, кг.

2. Среднемесячное (сезонное) накопление отходов используется для расчета среднесезонных и годовых показателей накопления отходов, а также их средней плотности и наибольших коэффициентов неравномерности [22].

3. Определение среднегодовой суточной нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе производится по формулам (3) и (4):

, (3)

где - среднесезонная суточная норма накопления, л/чел.;

з, в, л, о - индексы, обозначающие сезоны года - зима, весна, лето, осень;

4 - количество сезонов;

, (4)

где Gδ - среднесезонная суточная норма накопления, кг/чел.

4. Определение годовой нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе производится по формулам (5) и (6):

(5)

где - годовая норма накопления, л/чел.;

365 - число суток в году;

(6)

где - годовая норма накопления, кг/чел.

5. Средняя плотность отходов определяется по формуле (7):

(7)

где - средняя плотность отходов, кг/л или кг/м3.

6. Наибольшие годовые коэффициенты неравномерности накопления отходов по объему и массе определяются по формулам (8) и (9):

(8)

где - коэффициент суточной неравномерности накопления отходов по объему;

- наибольшее суточное накопление отходов, л/чел.;

(9)

где - коэффициент суточной неравномерности накопления отходов по массе;

- наибольшее суточное накопление отходов, кг/чел.

Итогом исследования является сводная ведомость (форма 5 рекомендаций – приложение Е) [22], отражающая среднегодовой норматив накопления ТБО, образуемого 1 человеком за 1 сутки.

Работы по определению или уточнению норм накопления твердых бытовых отходов целесообразно проводить каждые 5 лет.

4.2 Первичные результаты исследований в осенний и весенний периоды

Период осенних замеров проходил в срок – с 12 по 19 октября 2009 года. По данным измерений получены значения суммарного накопления отходов за неделю выбранного сезона, представленные в таблице 3.

Таблица 3 – Сезонная динамика накопления ТБО (осень)

Дата

Суммарная масса, кг

Суммарный объем, м3

Плотность отходов, кг/м3

Масса на 1 чел., кг

Объем на 1 чел., м3

% от общ. массы

% от общ. объема

1

2

3

4

5

6

7

8

12 октября

6240,00

38,97

160,13

1,40

0,0087

21,46

20,90

13 октября

4340,00

28,97

149,81

0,97

0,0065

14,92

15,53

14 октября

4220,00

23,88

176,72

0,95

0,0053

14,51

12,81

15 октября

4400,00

26,59

165,50

0,99

0,0060

15,13

14,26

16 октября

5240,00

24,49

213,96

1,17

0,0055

18,02

13,13

19 октября

4640,00

43,60

106,42

1,04

0,0098

15,96

23,38

Средние

4846,67

31,08

162,09

1,09

0,0070

16,67

16,67

Сумма

29080,00

186,49

 

6,52

0,0418

100,00

100,00

Ожидаемое годовое

397,85

2,56

 

Примечание – здесь и далее погрешность измерения массы ±10 кг.

Из таблицы 3, видно, что максимальные значения показателей массы и объема накопления отходов приходятся на понедельник, составляют 6240 кг и 38,97 м3 соответственное, минимальные по массе и объему – на среду (4220 кг и 23,88 м3 соответственно). Показатели плотности весьма неопределенно варьируют от среднего значения (162,09 кг/м3) с амплитудой около 100%, наибольшие показатели – 176,72 и 213,96 кг/м3 наблюдаются в среду и пятницу соответственно, минимальный показатель – 106,42 кг/м3 – в понедельник 19 октября. Вероятно, это связано с уменьшением в составе отходов количества органической составляющей, поскольку данный этап исследования совпал с окончанием процесса домашних заготовок на зиму, о чем свидетельствует рекогносцировочное обследование морфологического состава в осенний период замеров. Ожидаемый объем накопления ТБО на человека в год (по результатам замеров за осенний период) – 2,56 м3/год*чел.

Этап весенних замеров проходил в срок – с 19 по 26 апреля 2010 г. По данным измерений получены значения суммарного накопления отходов за неделю выбранного сезона, представленные в таблице 4.

Таблица 4 – Сезонная динамика накопления ТБО (весна)

Дата

Суммарная масса, кг

Суммарный объем, м3

Плотность отходов

Масса на 1 чел., кг

Объем на 1 чел., м3

% от общ. массы

% от общ. объема

1

2

3

4

5

6

7

8

19 апреля

4250,00

53,53

79,39

0,95

0,01

19,28

26,67

20 апреля

3328,90

34,19

97,37

0,75

0,0077

15,11

17,03

21 апреля

0,00

0,00

0,00

0,00

0,0000

0,00

0,00

22 апреля

6910,30

36,36

190,05

1,55

0,0081

31,36

18,12

23 апреля

3055,73

26,62

114,79

0,68

0,0060

13,87

13,26

26 апреля

4490,00

50,02

89,76

1,01

0,0112

20,38

24,92

Средние

3672,49

33,45

95,27

0,82

0,0075

16,67

16,67

Сумма

22034,93

200,72

 

4,94

0,0450

100,00

100,00

Ожидаемое годовое

299,3

2,74

 

Из таблицы 4 следует, максимальные значения показателей массы и объема накопления приходятся в данном случае на четверг и составляют 6910,30 кг и 36,36 м3 соответственно. Данное явление охарактеризовано тем, что фактически в четверг производилась отгрузка отходов, образовавшихся за 2 дня – среду и четверг, поскольку по техническим причинам в среду отгрузка не производилась, и замеры не осуществлялись. С учетом характеристики суточной динамики накопления ТБО предыдущих замеров следует, что наибольшее количество отходов наблюдается в понедельник и составляет по: массе – 4490 кг, по объему – 50,02 м3. Минимум в данных условиях достоверно определить невозможно. Удельное накопление по массе и объему весной составило в среднем 0,82 кг и 0,0075 м3 на 1 человека за сутки.

Наблюдаемая неравномерность распределения накопления массы и объема ТБО по этапам замеров, соответствующих осеннему и весеннему сезонам года, обуславливается различным количеством потребления населением овощей и фруктов, большей влажностью отходов в весенний период.

4.3 Итоговые результаты исследований

В результате проведения замеров и расчетов по определению норм накопления твердых бытовых отходов, образующихся в жилых зданиях города Братска, выявлена неравномерность распределения накопления массы и объема ТБО как по дням недели в течение каждого этапа замеров, соответствующего одному из четырех сезонов года, так и по сезонам в течение года. Неравномерность обуславливает невозможность определения норм накопления ТБО на 1 человека при суммировании всех образовавшихся объемов и масс и делением полученного на количество жителей.

Таким образом, расчет производился путем обработки средних значений рассматриваемых величин по этапам замеров. В противном случае возможно получение неадекватных результатов.

Следовательно, при использовании методических рекомендаций по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов исключена возможность ошибки при принятии норм накопления ТБО на одного человека на следующие 5 лет с учетом увеличения количества отходов.

В итоге можно сделать вывод, что общее накопление ТБО за год на одного человека составляет 317,25 кг или 0,317 т. – по массе, и 2406,50 л или 2,41 м3 – по объему. Среднесуточное накопление отходов по массе – 0,87 кг и 6,59 л – по объему, коэффициент неравномерности составляет 0,00345, а средняя плотность отходов – 0,00013 кг/м3 (0,13 кг/л).

Заключение

В результате натурных измерений за четыре сезона (лето, осень, зима, весна) проведены расчеты норм накопления ТБО, образующихся в жилых благоустроенных зданиях, расположенных в Центральном округе г.Братска, в расчете на одного человека в течение года. Определение норм накопления ТБО основано на обработке численных данных, полученных в результате замеров накопления ТБО в течение недели за каждый сезон. Данные замеров по каждому объекту (всего было выбрано 14 объектов, с общим количеством проживающих - 4465 человек, что соответствует рекомендациям) [22] заносились в журнал и заверялись подписями независимой комиссии наблюдателей. По результатам замеров по каждому сезону составлены сводные ведомости накопления ТБО. Итоговая таблица представляет собой сводную годовую ведомость накопления твердых бытовых отходов. В результате проведенных расчетов получено, что в год на одного жителя приходится 317 кг или 2,41 м3/чел.год, что почти на 62% больше утвержденной в 2003 году нормы.

Таким образом, проведенные нами расчеты по определению годовой нормы накопления ТБО в расчете на одного жителя города, могут быть положены в основу пересмотра существующий на данный момент платы за вывоз и утилизацию бытовых отходов с учетом актуализации текущей нормы накопления.

Список использованных источников
  1. Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации утвержденная постановлением коллегии Госстроя России от 22 декабря 1999 года №17.: БД КонсультантПлюс. – М., 2010 г. – 15 с.

  2. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1998 года, N 89-ФЗ: принят Гос. Думой Российской Федерации 22 мая 1998 г.: одобр. Советом Федерации 10 июня 1998г.

  3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ.: принят Гос. Думой Российской Федерации 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 года

  4. Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования города Братска : Утверждено решением Думы города Братска от 26.03.2010 года№ 88/г-Д

  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года №131 – ФЗ.: принят Гос. Думой Российской Федерации 16 сентября 2003 года.: одобр. Советом Федерации 24 сентября 2003 года.

  6. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный Закон Российской Федерации от 04.05.2011 года №99-ФЗ.: принят Гос. Думой Российской Федерации от 22 апреля 2011 года.: одобр. Советом Федерации 27 апреля 2011 года.

  7. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195: федер. закон: [принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г.]. – 2010. – 20 с. – (в ред. от 01.12.2012)

  8. Российская Федерация. Постановления правительства. Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2007 год № 20: пост. правит.: [утвержден пост. правит. 16 июня 2006 г.]. – 2006 г.

  9. Российская Федерация. Постановления правительства. О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 461: пост. правит.: [утвержден пост. правит. 16 июня 2000 г.]. – 2007 г. – 3 с.

  10. Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации: МДК 7-01.2003: утв. Постановлением Госстроя России 21 авг. 2003 г. № 152: ввод в действие с 2003 г. – 7 с.

  11. Санитарные правила содержания территорий населенных мест: СанПиН 42-128-4690-88: утв. Минздравом СССР 05 авг. 1988 г.: БД КонсультантПлюс. – М., 2010 г. – 13 с.

  12. Российская Федерация. Законы. О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удаления № 49: федер. закон: [принят Гос. Думой 28 окт. 1994 г.: одобр. Советом Федерации 16 нояб. 2004 г.]. – 2004 г. – 7 с.

  13. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 г.: БД КонсультантПлюс. – М., 2010 г. – 5 с.

  14. Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 г.: БД КонсультантПлюс. – М., 2010 г. – 35 с.

  15. Маркетинговое исследование «Твердые бытовые отходы (ТБО) в России», Москва ООО «Инвентика», 2010 г., 143 с.

  16. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sanbi.ru/tbo/

  17. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.baurum.ru

  18. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sanbi.ru/tbo/

  19. Юшков, Н.Н. Экологические проблемы Братского муниципального образования и их решение / Н.Н. Юшков, А.В. Большешапов, С.Н. Зинченко, И.Г. Брюханова // Системы. Методы. Технологии. – 2009. - №1.

  20. Дума г. Братска. Решение от 28 дек. 2009 г. № 41/г-Д «Об утверждении инвестиционной программы закрытого акционерного общества «Чистый город» по расширению и модернизации полигона захоронения твердых бытовых отходов, расположенного в Центральном округе муниципального образования города Братска, на период до 2014 года и установлении надбавок к ценам (тарифам) на услуги по захоронению твердых бытовых отходов для потребителей закрытого акционерного общества «Чистый город».

  21. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://Eco-grad.ru

  22. Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР: утв. Минжилкомхозом РСФСР 9 марта1982 г. – (в ред. 22 июня 2008 г.)

  23. Нормы накопления твердых бытовых отходов на предприятиях, в организациях и объектах жилья города Братска: Постановление мэра г. Братска от 7 февр. 2003 г. – не издано. - архив г. Братска – 5 с.

  24. Каталог-справочник, подготовленный в рамках российско-германского проекта «Разработка концепции управления отходами в туристической зоне озера Байкал» – Режим доступа: URL: http://www.baikal-waste.eu/rus/pdf/publikationen/Katalog2.pdf

Просмотров работы: 49386