ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В современных условиях обучение должно быть направлено на формирование сильной личности. Чтобы жить и работать в непрерывно меняющемся мире, необходимо разрабатывать собственную стратегию поведения и нести за нее ответственность.

В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Значительное место в системе школьного образования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ является важным методическим средством для развития творческих способностей детей школьного возраста.

В школьном курсе изучения ОБЖ особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять изучению Правил дорожного движения. Дорожное движение является наиболее сложным и требующим внимания аспектом окружающей среды, с которым может столкнуться ребенок. Поскольку с дорогой, движением и транспортом ребенок сталкивается постоянно, то серьезно относиться и правильно поступать в различных ситуациях ему необходимо.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, она требует от играющего энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые технологии в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению высоких результатов обучения.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Кроме того, детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы нами сформулирована тема: «Использование игровых технологий на уроках ОБЖ».

Цель работы: определить эффективность игровых форм обучения на уроках ОБЖ.

Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках ОБЖ.

Предмет исследования: методика использования игровых технологий в процессе обучения учащихся на уроках ОБЖ.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать теоретические аспекты данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе;

- раскрыть особенности педагогических игр и игровых технологий;

- определить возможности применения игровых технологий на уроках ОБЖ;

- выявить успешность применения игр на уроках ОБЖ для повышения успеваемости.

Глава 1 Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся

  1.  
    1. Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие - это понятия, неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения [21]. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи следующие черты:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, импровизационный, активный характер деятельности;

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. Игровые технологии достаточно широко применяются в дошкольном возрасте, поскольку игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

В настоящее время игровые формы обучения популярны не только в дошкольном и школьном образовании, но и в высшем профессиональном образовании, а также в обучении специалистов различных областей, в бизнесе. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях [20]:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [8].

Классификация педагогических игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения. Так, игровая технология «деловая игра» может использоваться как самостоятельная технология в освоении учебного материала. В другом случае, игровые технологии могут стать элементами более обширной образовательной технологии (например, технология коллективного способа обучения). Составляющими игровой деятельности являются: сюжет, роли, реальные отношения между играющими, игровые действия, замещение реальных предметов условными. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры - путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника, сотрудника ГОЧС и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

• дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;

• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

1.2 Применение игровых технологий на уроках ОБЖ

Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, взаимосвязанный с окружающей природной средой и социальной реальностью. Современный человек живет и действует как бы в двух взаимосвязанных мирах - мире природы, и мире социума, сообщества людей. Оба эти мира самым тесным образом взаимодействуют между собой.

Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и пр.). В связи с этим можно сказать, что любая сфера человеческой жизнедеятельности является потенциально опасной, так как сопряжена с вмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией их на это вмешательство [30].

Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое, поскольку в современной школе, как и в современном обществе, к которому мы идем, каждый человек сможет учиться и работать исходя из своих приоритетов, используя максимально особенности своей личности.

Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем - в обществе и на производстве, через общее образование на уроках "Основы безопасности жизнедеятельности" [2].

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Тематическими линиями содержания образовательной области ОБЖ служат: основы здорового образа жизни, защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, современный комплекс проблем безопасности, основы защиты Отечества.

Формирование системы знаний о безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе воспитания и обучения в семье, дошкольных учреждениях, в школе. Однако наиболее интенсивно данный процесс осуществляется в ходе преподавания в общеобразовательной школе курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Система таких знаний обосновывается учеными-методистами, реализуется в виде учебных программ, учебников, методических пособий для учителей. В соответствии с моделью таких знаний, изложенных в учебно-методических материалах, на школьных уроках, во внеклассной работе [1].

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы [46]:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

На уроках ОБЖ создаются условия, благоприятствующих творчеству. Их развитие происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней [29, 39].

Чтобы школьный урок основ безопасности жизнедеятельности облечь в игровую форму используется множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Эффективность развития творческих способностей школьников на уроке "Основы безопасности жизнедеятельности" связана с четкой, правильной постановкой задач. При постановке задач следует исходить из содержания тематического плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии.

Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний [8].

Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях:

1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др.

2) Как элементы более обширной технологии.

При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.

3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

4) Как технология внеклассной работы.

В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.

Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр - забота каждого учителя.

Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большое значение. Активность и творческие способности школьника на занятиях "Основы безопасности жизнедеятельности" выполняют важную задачу - подготовки к безопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются различные методические приемы и средства обучения.

Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап.

1.3 Важность изучения транспортной безопасности в программе школьного курса ОБЖ

Во всем мире одной из важнейших социально-общественных проблем и предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей являет­ся проблема детского травматизмана транспорте и, в первую очередь, в сфере дорож­ного движения. В последние два десятилетия произошла «взрывная» всеобщая автомобилизация, ярко про­явившаяся увеличивающимся потоком автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Однако, в самом катастрофическом поло­жении среди развитых стран оказалась Россия. Здесь ежегодно погибают и полу­чают травмы в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) около 27 тыс. детей и подростков до 16-ти лет. Обращает внимание высокая летальность среди детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, в 4-6 раз превы­шающая соответствующие показатели в промышленно развитых странах. Каждая третья жертва дорожно-транспортных происшествий находится в возрастном диапа­зоне от 15 до 29 лет. Дорожно-транспортные происшествия являются второй по зна­чимости причиной смерти среди молодых людей в возрасте 5-29 лет. Пострадавшие вследствие ДТП в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации и в 6 раз чаще становятся инвалидами, в том числе и дети. В России смертность лиц, от ДТП в 5-7 раз больше, чем в таких странах как Япония, Великобритания, США, Германия, Италия и пр.

Дорожное движение является наиболее сложным и требующим внимания аспектом окружающей среды, с которым может столкнуться ребенок. В результате физиологического и психического развития ребенка его поведение менее предсказуемо и существенно отличается от поведения взрослого человека. В возникновении повреждений у ребенка существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п.

Младшие школьники только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Им свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков. Опасность поджидает их, прежде всего, на дороге.

У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. Происходит половое созревание, интенсивно протекают процессы роста и развития. У них вырабатываются характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. В этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, всё познали. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям, особенно на дорогах города.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

  1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35 - 40%.

  2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25 - 30%.

  3. Неподчинение сигналам светофора 10 - 15%.

  4. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5 - 10%.

Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Будучи самыми уязвимыми участниками дорожного движения, школьники зачастую попадают под колеса автомобилей потому, что у них нет навыков культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.

Кроме того, дети особенно подвержены дорожно-транспортному травматизму и опасности, что может оказать глубокое негативное воздействие на качество жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей. Дети получают травмы как психические, так и физические и этот факт никого не оставляет равнодушным. И хотя степень вины детей в создании ДТП мала, вопрос остается актуальным и требует определенного подхода к его решению.

Такой высокий процент пострадавших среди детей в ДТП связан с тем, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя.

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, но интересное: когда видишь заинтересованный взгляд ребенка, слышишь бурные обсуждения темы среди школьников уже после урока, что может служить лучшей благодарностью для учителя?

Прочное место в работе с учащимися занимает профилактика ДТП и изучение правил дорожного движения. Для того чтобы не допустить рост ДТП с участием школьников, а также снизить число детей - жертв дорожно-транспортных происшествий, необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы.

Одна из важнейших составляющих обеспечения безопасности дорожного дви­жения, в связи с тем, что в данном процессе принимают участие более 95 % насе­ления страны, является систематический и непрерывный процесс формирования у обучающихся культуры безопасного поведения на дорогах города - транспортной культуре как условию эффективности процесса профилактики детского транспорт­ного травматизма [42].

В России среди родителей не то что не принято обучать своих детей правилам поведения вблизи и на проезжей части, а потом проверять результаты обучения, но и более того, некоторые семьи вообще не считают обязательным самим соблюдать правила и донести до ребенка элементарные способы безопасного перехода через дорогу. Но родители на то и родители, чтобы играть главнейшую роль в процессе воспитания детей. А начинается он с личного примера, когда взрослые с ребенком не пренебрегают светофором, переходят улицу в нужном месте, внимательно ведут себя на проезжей части. Дети склонны учиться в первую очередь у родителей, ведь именно папа и мама являются для ребенка на первых порах изображением модели мира, в котором он живет.

При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Необходимо обучать детей навыкам поведения на автобусной остановке, при посадке в автобус и высадке из него, а также в самом автобусе в ходе поездки. Такое обучение следует дополнять практическими занятиями, в частности для выработки навыков поведения в опасных ситуациях; детей следует приучать к тому, как должен вести себя пешеход (как переходить дорогу, как идти по краю дороги, у которой нет тротуаров, и т.д.); обучать детей, имеющих велосипеды и мопеды основным правилам дорожного движения; указывать им на важность правильного оборудования их транспортного средства (освещение, светоотражающие приспособления, тормоза и т.д.), а также ношения яркоокрашенной одежды либо одежды со светоотражающими полосами; обучать их правилам использования защитных устройств (шлемов и т.д.); а также указывать им на особые виды опасности, которые могут возникнуть при движении на дороге[43].

И хотя частично эти вопросы затрагиваются на уроках школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), в его рамках обширной теме ПДД отводится всего два часа, а в результате дети, зачастую из-за своего собственного невежества, травмируются или даже погибают на дороге.

Кроме изучения Правил дорожного движения по школьной программе ОБЖ и программе ПДД, большое значение необходимо уделять и внеклассной работе с учащимися. Здесь помогут и ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск, занятия, экскурсии на прилегающие к школе перекрестки, чтение стихов, прозы, разучивание музыкальных произведений о светофоре, дорожных знаках, проведение тематических недель, динамических пауз, конкурсов, викторин с приглашением сотрудников ГИБДД и т.д [13]. При закреплении знаний особая роль должна отводиться организации игровой деятельности детей. Все это позволяет ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

В игровой форме у детей незаметно для них самих приобретаются навыки безопасного поведения на дороге. Подготовка школьников к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении, воспитанию правопослушного и культурного участия в транспортной среде, непременно приводит к снижению уровня дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей.

Профилактика детского транспортного травматизма возможна не только при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизне­деятельности в транспортной среде, но и сформированности у них транспортной культуры. Это обусловлено, во-первых, требованиями к сохранению жизни и здо­ровья подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, заказом системе образова­ния на подготовку детей к безопасной жизни и деятельности в условиях развиваю­щейся транспортной среды.

Интегративная деятельность по формированию системы обучения дорожно-транспортной безопасности обеспечивает непрерывную и многоступенчатую подготовку к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем приобре­тения учащимися специальных знаний, умений, навыков в области транспортной безопасности, формирования у них установок и личностных качеств, позволяющих им адекватно и грамотно оценивать обстановку, осознанно регулировать свое поведение в транспортных процессах, сложных или аварийных ситуациях, не допуская травм [47].

Глава 2 Исследование по применению игровых форм обучения на уроках ОБЖ

2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «Муниципального образовательного учреждения» МОУ СОШ № 73 г. Оренбурга. В исследовании принимали участие 56 учащихся 7 классов. В контрольной (7 «а» класс) и в экспериментальной группах (7 «б» класс) на констатирующем этапе эксперимента проводился анализ уровней знаний по ОБЖ. Классы были однородны по возрастно-половому составу: в 7 «а» классе - 13 мальчиков и 15 девочек, а в 7 «б» классе – 12 мальчиков и 16 девочек 13-14 –летнего возраста.

С контрольной группой проводились занятия по ОБЖ в соответствие со школьной программой в виде семинаров, в экспериментальном классе занятия проводились в игровой форме.

Список участников эксперимента приведен в таблице (табл. 1):

Таблица 1

Список респондентов

№ п/п

7 «а» класс

Контрольная группа

7 «б» класс

Экспериментальная группа

1

Аргунов Сергей

Алябьева Юлия

2

Бунина Анна

Асманкина Наталья

3

Берникова Олеся

Баракаева Милана

4

Бикмухаметов Ринат

Бикбаева Виолетта

5

Бучак Виталий

Григорьев Влад

6

Гаврилов Владимир

Дроздов Дмитрий

7

Горожанинов Антон

Иванущенко Сергей

8

Губайдуллина Эльвира

Краснова Кристина

9

Захарова Юлия

Кременцов Константин

10

Иваненко Нина

Крицко Антонина

11

Костенко Андрей

Кудряшова Надежда

12

Милентьева Ольга

Лапшина Анжелика

13

Плешакова Екатерина

Матошкин Павел

14

Семенов Андрей

Митраков Даниил

15

Скворцов Алексей

Сетин Сергей

16

Сулейманов Бахыт

Удотов Илья

17

Шилова Ольга

Щербакова Настя

18

Кузнецова Анна

Шансков Михаил

19

Волненко Вероника

Суздалев Михаил

20

Погорельская Полина

Киселева Мария

21

Якупов Анатолий

Болмосов Дмитрий

22

Нороян Вардан

Бородина Анастасия

23

Левченко Мария

Хасанов Артур

24

Гнездилов Александр

Кузнецова Дарья

25

Нурулина Александра

Колодина Кристина

26

Студенников Вячеслав

Мерзлякова Александра

27

Полипова Александра

Серова Анастасия

28

Донецких Анна

Марутян Диана

Для реализации поставленных задач применись следующие методы: теоретические и эмпирические (наблюдение, беседа, творческая работа, тестирование, анкетирование).

1. Теоретический – проводился обзор научной, популярной, медицинской психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирический: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, экспериментально-исследовательская работа. Метод наблюдения определялся как непосредственное восприятие изучаемых явлений, процессов. Наряду с этим практиковалось и опосредованное наблюдение, когда сам процесс был скрыт, а его реальная картина фиксировалась по результатам исследования.

Исследование планируется проводить в три этапа.

Первый этап – констатирующий. Изучение научной литературы по проблеме исследования. Определение цели, объекта, предмета, задач исследования. Подбор методик и диагностик. Проведение диагностики и математическая обработка полученных результатов.

Второй этап - формирующий. Исследовались игровые формы обучения в основе курса ОБЖ, направленные на развитие культуры безопасности жизнедеятельности. Определялись основные формы, методы и критерии воспитания культуры безопасности жизнедеятельности.

Проводилось внедрение в школьный курс ОБЖ предложенных методов и форм проведения занятий по С.В. Титову, Г.И. Шабаеву «Тематические игры по ОБЖ». Изучалась игра по ОБЖ для 7-х классов «Выбери действие», рассматривались ситуации на базе Правил дорожного движения и способы обеспечения безопасности, изучались диагностические игры, изучающие ПДД.

Третий этап - контрольный. Завершение формирующего эксперимента. Повторная диагностика. Коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования. Апробирование основных идей и положений исследования.

При разработке системы контрольных испытаний мы руководствовались следующими соображениями:

а) возможностью проводить испытания в обстановке, одинаковой для всех занимающихся;

б) доступностью контрольных упражнений и возможностью выполнения их учащимися;

в) простотой измерения и оценки;

г) наглядностью результатов для самих учащихся.

На формирующем этапе занятия в экспериментальном классе проводились в соответствие с выбранной программой по С.В. Титову, Г.И. Шабаеву «Тематические игры по ОБЖ». Они включали различные нетрадиционные формы дидактических игр, сюжетно — ролевые игры, работу с индивидуальными карточками, моделирование ситуаций, развлечения, игры-эксперименты, минутки безопасности, тематические мероприятия.

Рассмотрим подробнее некоторые из предложенных нами игр:

Игра «Выбери действие».

Учащиеся 7-го класса получают раздаточные материалы: инструкцию, формат игры и таблицу для фиксации и оценки результатов работы.

Инструкция. Ознакомься с перечнем дорожных ситуаций (в левом столбце задания), с правилами безопасности и вариантами действий (в правом столбце задания). На отдельном листочке в таблице рядом с номерами ситуаций (из левого столбца задания) запиши номера правил и действий (из правого столбца задания), которые следует выполнить в этих ситуациях. В случае, когда в ситуации следует выполнять несколько правил (из правого столбца задания), укажи их номера, начиная с самого первоочередного и важного. После принятия индивидуального решения прими участие в коллективном обсуждении порядка действий в ситуациях.

Ситуации: Правила дорожного движения и способы обеспечения безопасности

Надо перейти на другую сторону дороги через проезжую часть.

1. На нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода.

2. К перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета.

3. Регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны.

4. Надо выбрать место, чтобы ждать трамвай. Остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой.

1. Этот сигнал разрешает движение.

2. Можно начинать переход через проезжую часть дороги.

3. Перейти проезжую часть можно по линии тротуаров.

4. Выходить на проезжую часть дороги нельзя.

5. Поступить в этой ситуации так, как действуют взрослые пешеходы.

6. Перед переходом остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта.

7. Переходить проезжую часть следует под прямым углом.

8. Надо убедиться, что транспортные средства при повороте направо и налево пропускают пешеходов.

9. При переходе дороги сначала смотреть налево, дойдя до середины дороги - направо.

10. Ожидать прибытия трамвая на тротуаре.

11. Ожидать трамвай на посадочной площадке на середине дороги.

12. Обратиться в этой ситуации за помощью к взрослому человеку.

13. Дойти до ближайшего пешеходного перехода и, убедившись в безопасности, перейти через дорогу.

14. Перейти через проезжую часть за спиной регулировщика.

15. В этом месте переход дороги запрещен.

16. На проезжей части при переходе следить как за тем, что происходит слева, так и за тем, что происходит справа.

После принятия индивидуальных решений и фиксации их в соответствующем столбце, проводится коллективное обсуждение и принимаются коллективные решения, затем учитель сообщает (при необходимости разъясняет, обсуждает с учащимися) мнение экспертов о правильных действиях. На основе сравнения индивидуальных решений с эталонами выставляются оценки с использованием простейшей шкалы: одно правильное решение - один балл. Баллы суммируются и на этой основе выставляются отметки.

Дидактические игры, используемые при изучении правил дорожного движения в 5-7 классах

Игра № 1. Найди ошибки.

Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.

Игра № 2. Запомни знак.

Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационные карточки нескольких знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем наборе такие же и назвать знаки, изображенные на них.

Игра № 3. Дорисуй знак.

Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их (возможно несколько вариантов).

Игра № 4. Мозаика.

Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.

Игра № 5. Угадай знак.

Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого-либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.

Игра № 6. Светофорики.

Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой либо знак и дает ему название / верное или ошибочное/. Если название верное учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное красный.

Игра № 7. Угадай, как нас зовут.

Вариант 1. Учитель или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему название.

Вариант 2. Учитель или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением.

Игра № 8. Группы знаков.

Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д. Дать название каждой группе и знакам в ней.

Игра № 9. Лишний знак.

Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1 2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.

Игра № 10. Кроссворд.

Предлагаются картинки с изображением транспортных средств.

Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда.

Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово.

Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. веРтолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ - НАШИ ДРУЗЬЯ.

Игра № 11. Мяч соседу.

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.

Игра № 12. Найди друзей.

Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому-либо признаку и назвать этот признак.

В ходе констатирующего и контрольного этапа проводился мониторинг за изменениями в уровнях знаний, умений, навыков у детей по ОБЖ.

Констатирующее и заключительное тестирование проводилось по тестам В.А. Самковой, О.Г. Белоусова, 2005 [50].

Оценивая результаты проверки знаний учащихся, следует ориентироваться на нормативы, предложенные Т.В. Ильясовой (2005):

85-100% верных ответов – 5 (отлично), что определяет высокий уровень знаний учащихся о безопасности поведения на городском транспорте и городских улицах и мерах безопасного поведения при их возникновении.

75–84% верных ответов – 4 (хорошо), что определяет средний уровень знаний учащихся о безопасности поведения на городском транспорте и городских улицах и мерах безопасного поведения при их возникновении.

60–74% верных ответов – 3 (удовлетворительно) и до 60% верных ответов – 2 (неудовлетворительно), что определяет низкий уровень знаний учащихся о безопасности поведения на городском транспорте и городских улицах и мерах безопасного поведения при их возникновении.

Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их; игры на обобщение предметов по определенным признакам, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

На основании результатов тестирования учащихся контрольного класса (7 «А» класс) была составлена сводная таблица общегруппового уровня знаний учащихся контрольного класса о знаниях ПДД на констатирующем этапе (Таблица 2, диаграмма 1).

Таблица 2

Общегрупповой уровень знаний учащихся контрольного класса Правил дорожного движенияна констатирующем этапе

Уровень Кол-во человек

% показатель

Высокий

2

7,1

Средний

5

17,9

Низкий

21

75,0

Диаграмма 1

Общегрупповой уровень знаний учащихся контрольного класса о знании Правил дорожного движения на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, на основании данных, полученных при проведении констатирующего этапа в контрольном классе, можно сделать вывод о том, что только 7,1 % учащихся показали высокий уровень знаний Правил дорожного движения и за тестовые задания получили оценку «отлично», что соответствует 85–100% уровню владения знаниями. Только 17,9 % семиклассников из контрольного класса справились с тестовыми заданиями на 75–84%, что соответствует среднему уровню знаний. И большая часть учеников, а то 75 %, показали низкий уровень знаний ПДД.

Проанализировав ответы экспериментального класса (7 «Б») была составлена сводная таблица их результатов (Таблица 3, диаграмма 2).

Таблица 3

Общегрупповой уровень знаний Правил дорожного движенияучащимися экспериментального класса на констатирующем этапе

Уровень Кол-во человек

% показатель

Высокий

3

10,7

Средний

6

21,4

Низкий

19

67,9

Диаграмма 2

Общегрупповой уровень знаний учащихся экспериментального класса Правил дорожного движения на констатирующем этапе эксперимента

Исходя из результатов тестирования при проведении констатирующего этапа в экспериментальном классе, можно сделать вывод о том, что только 10,7 % учащихся знакомы с Правилами дорожного движения и поэтому показали высокий уровень знаний, соответствующий оценке «отлично». При этом 21,4 % семиклассников, обучающихся в экспериментальном классе, показали средний уровень знаний ПДД и справились с тестовыми заданиями в диапазоне от 75 до 84%. Однако 67,9 % учащихся 7 «Б» класса представили низкий уровень знаний ПДД, соответствующий 74% и ниже.

Для большей наглядности представим результаты полученных исследований в обоих классах в виде сравнительной гистограммы 1.

Гистограмма 1

Сравнительная характеристика первоначального уровня знаний ПДД в контрольном и экспериментальном классах.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что первоначальный уровень знаний учащихся 7 классов по Правилам дорожного движения преимущественно соответствует низкому уровню, и только 32 % в контрольном и 40 % в экспериментальном классах имеют высокий и средний уровень знаний по данной теме. Таким образом, внедрив в экспериментальном классе программу игровых форм обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности, мы планируем получить резкое повышение уровня осведомленности учащихся по Правилам дорожного движения.

2.2. Доказательный аспект эффективности применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ

Проанализировать результаты, полученные в ходе эксперимента, мы решили несколькими способами. Например, наблюдение.

Урок в контрольном классе проходил по отработанной схеме, в виде объяснения учителя по ОБЖ Правил дорожного движения. Для иллюстрации на занятии использовались тематические плакаты, дидактические материалы. В ходе урока, проведенного в контрольном классе, учащиеся внимательно слушали учителя, соблюдая дисциплину, отвечали на задаваемые учителем вопросы.

Урок в экспериментальном 7 «Б» классе прошел увлекательно, ученики сами активно принимали участие в разборе темя, спорили друг с другом о вариантах решения ситуационных задач, предлагали интересные способы решения, проявляя познавательный интерес к обсуждаемой теме. Урок проходил в форме игры, весь класс при этом был активно вовлечен в обсуждаемые вопросы.

Таким образом, было наглядно продемонстрировано различие в активности познавательных процессов у школьников, вовлеченных в эксперимент.

Анкетирование. Для того чтобы определить эффективность применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ Правилам дорожного движения, мы предложили ребятам-школьникам ответить на вопросы анкеты по выявлению их отношения к занятиям по ПДД в курсе ОБЖ. Результаты анкетирования представлены в таблице 4:

Таблица 4

Отношение учащихся к занятиям по ПДД

Вопросы

Ответы

контрольной группы

Ответы экспериментальной группы

 

%

 

%

  1. Для чего, по Вашему мнению, нужно изучать ПДД?

А. Не знаю

10

35,7

2

7,2

Б. Чтобы уметь водить машину

13

46,4

9

32,1

В. Чтобы избежать дорожно-транспортного травматизма, потому что я – участник дорожного движения

5

17,9

17

60,7

  1. Каково Ваше отношение к проведенным занятиям по ПДД?

А. Как и к другим занятиям

25

89,3

6

21,4

Б. Очень понравились, было интересно и увлекательно

3

10,7

22

78,6

  1. Хотели ли Вы, чтобы следующий урок по ПДД скорее состоялся?

А. Да

5

17,9

20

71,4

Б. Нет

23

82,1

8

28,6

  1. Для чего, по Вашему мнению, выполнять практические задания и решать ситуационные задачи по ПДД?

А. Для получения хороших оценок

8

28,6

5

17,9

Б. Потому что их задает учитель

12

42,8

6

21,4

В. Для развития умения ориентироваться в трудной ситуации и навыков безопасного поведения

8

28,6

17

60,7

Таким образом, исходя из результатов анкетирования, можно убедиться в эффективности игровых форм проведения занятия по сравнению с традиционным уроком.

Тестирование. На контрольном этапе исследовательской работы мы провели повторное тестирование. При анализе ответов мы пользовались теми же критериями, что и на констатирующем этапе. Проанализировав ответы контрольного класса (7 «А» класс), была составлена таблица результатов (Таблица 5).

Таблица 5

Общегрупповой уровень знаний учащихся контрольного класса Правил дорожного движенияна контрольном этапе

Уровень Кол-во человек

% показатель

Высокий

13

46,5

Средний

9

32,1

Низкий

6

21,4

Полученные данные свидетельствуют о том, что высокие результаты знаний получили 46,5 % учащихся, средние результаты были получены 32,1 % школьников и низкий уровень знаний показали 21,4 % протестированных семиклассников (диаграмма 3).

Диаграмма 3.

Общегрупповой уровень знаний учащихся контрольного класса о знании Правил дорожного движения на контрольном этапе эксперимента

Таким образом, мы выявили некоторое улучшение общегрупповых знаний в контрольном 7 «А» классе по Правилам дорожного движения.

С результатами контрольного тестирования в экспериментальном классе можно ознакомиться из таблицы 6:

Таблица 6

Общегрупповой уровень знаний учащихся экспериментального класса Правил дорожного движенияна контрольном этапе

Уровень Кол-во человек

% показатель

Высокий

20

71,4

Средний

5

17,9

Низкий

3

10,7

Проанализировав полученные результаты, можно убедиться, что высоким уровнем знаний по правилам дорожного движения овладели 71,4 % школьников, что соответствует оценке «отлично», средние результаты продемонстрировали 17,9 % учащихся экспериментального класса, и низкие результаты были только у 10,7 % протестированных респондентов (диаграмма 4).

Диаграмма 4.

Общегрупповой уровень знаний учащихся экспериментального класса на контрольном этапе эксперимента

Для наглядности представим результаты контрольного этапа эксперимента в виде гистограммы:

Гистограмма 2

Сравнительная характеристика уровня знаний ПДД в контрольном и экспериментальном классах после занятий по ОБЖ

Таким образом, общая сводная таблица результатов тестирования выглядит следующим образом:

Таблица 7

Общая сводная таблица результатов тестирования до начала и после окончания эксперимента в контрольном и экспериментальном классах.

Уровень Контрольный класс

7«А»

Экспериментальный класс

7 «Б»

до занятий

после занятий

до занятий

после занятий

Высокий

7,1

46,5

10,7

71,4

Средний

17,9

32,1

21,4

17,9

Низкий

75,0

21,4

67,9

10,7

Таким образом, нами была доказана эффективность игровых методов проведения занятий по ПДД в курсе ОБЖ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета ОБЖ.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

Применение игровых технологий в процессе обучения Правилам дорожной безопасности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

По результатам работы опубликована статья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М.: "Дашков и К", 2001.

    2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2001.

    3. Гин, А.А. Приемы педагогической техники, 2005.

    4. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя; М.: Просвещение, 1990. 144 c.

    5. Гуревич, П.С. Психология и педагогика; М.: Проект, 2004. 352 c.

    6. Жукова, Н Учимся говорить правильно; Эксмо, 2006. 878 c.

    7. Жуковская, Р.И. и др. Родной край; М.: Просвещение, 1981. 208 c.

    8. Занъко, С.Ф. и др. Игра и ученье - М., 1992.

    9. Ильин, Е.Н Рождение урока; М.: Педагогика, 1986. - 176 c.

    10. Йегер, Вернер Том 1. Пайдейя. Воспитание античного грека; Греко-Латинский Кабинет Ю.А. Шичалина, 2002. 594 c.

    11. Квашко, Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность?; Владивосток: Дальневосточный университет, 2002. 260 c.

    12. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

    13. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. М:2004

    14. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация; М.: Экзамен, 2004. 160 c.

    15. Корчак, Януш Как любить детей; М.: Знание, 1991. 192 c.

    16. Корчак, Януш педагогическое наследие; М.: Педагогика, 1990. 272 c.

    17. Кохтев, Н.Н. Риторика; М.: Просвещение, 1994. 207 c.

    18. Кудрявцев, Л.Д. Современное общество и нравственность; М.: Наука, 2000. 745 c.

    19. Лапицкая, Е.М. Физкультура для детей; М.: Эксмо, 2009. 176 c.

    20. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе - М., 2002.

    21. Латчук, В.И. Методическое пособие по ОБЖ. 5-9 классы, Дрофа, 2004.

    22. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие; М.: Гардарики, 2003. 603 c.

    23. Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения; М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 320 c.

    24. Лында, А.С. и др. Педагогика; М.: Высшая школа, 2005. 368 c.

    25. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина; М.: Просвещение, 1988. - 304 c.

    26. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма; М.: Правда, 1988. 624 c.

    27. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду; М.: Просвещение, 1982. 207 c.

    28. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей /ред. Быкова, Л.М.// М.: Просвещение, 1991. 303 c.

    29. Михайлов Л. А, Соломин В.П., Михайлов А.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005.

    30. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. - Барнаул: АГИК, 1992.

    31. Мотяшов, В.П. Мода, престиж, личность; М.: Педагогика, 1986. - 128 c.

    32. Мудрость воспитания: книга для родителей /ред. Бим-Бад, Б.М; Днепров, Э.Д.; Корнетов, Г.Б.// Педагогика, 1987. 288 c.

    33. Наторпъ, Пауль Соцiальная педагогика; СПб: Б. И., 1987. 390 c.

    34. Нефедова, Е.А.; Узорова, О.В. Готовимся к школе; М.: АСТ, 2000. 400 c.

    35. Никитин, Б.П.; Никитина, Е.А. Наши уроки; СПб: Лениздат, 1992. 235 c.

    36. Никифоров, Г.С. Психология здоровья. Учебник для вузов; СПб: Питер, 2006. 608 c.

    37. ОБЖ. Поурочные планы. Волгоград: Издат. “Учитель – АСТ”, 2002 г.

    38. Обухова Л.А. Школа докторов природы/ Л.А. Обухова. М.: “Вако”, 2004 г.

    39. Пидкасистый, П.И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение, 1992.

    40. Пирогов, Н. Избранные педагогические произведения; М.: Академия педагогических наук СССР, 2010. 702 c.

    41. Правила дорожного движения. М, 2004

    42. Радов, А.Г. Что доверить детям; М.: Знание, 1984. - 204 c.

    43. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987

    44. Сластенин, В.А.; Исаев, И.Ф.; Мищенко, А.И. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений; М.: Школьная пресса; Издание 4-е, 2004. 512 c.

    45. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям; Минск: Народная асвета, 1982. - 288 c.

    46. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2006.

    47. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998.

    48. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения; М.: Педагогика, 1989. 544 c.

    49. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения; Педагогика, 1990. 500 c.

    50. Человек, автомобиль, дорога/Пособие для учащихся 5-7 классов по изучению правил дорожного движения// авт.-сост. В.А. Самкова, О.Г. Белоусов. М., 2005. 64 с.

    51. Шан, Эда Ле Верните здравый смысл в воспитание ребенка. Главная книга родителей, которые желают своим детям счастья; СПб: Прайм-Еврознак, 2009. 352 c.

    52. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе /ред. Белый, Е.А.// М.: АСТ, 2002. 126 c.

Приложение 1

Тестовые задания [50]:

1. Какие лица отнесены Правилами к «участникам дорожного движения»?

а - пешеходы

б - дорожные рабочие, водители, пассажиры

в - водители, пешеходы, пассажиры

г - все перечисленные группы.

2. Относится ли мопед к механическим транспортным средствам?

а - относится

б - не относятся.

3. Что означает термин «дорога»?

а - полоса земли, отведенная для движения транспортных средств и пешеходов;

б - полоса земли, имеющая дорожное покрытие;

в - полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств, включающая в себя проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

4. Кто называется водителем?

5. Какие виды транспорта относятся к маршрутным транспортным средствам?

6. Какие меры может принять сотрудник ГИБДД, если пешеход переходит дорогу в неположенном месте?

7. Какую ответственность несет виновник ДТП, если при этом погиб человек?

8. Какой из этих знаков обозначает место, где можно переходить дорогу?

9. Что означает этот знак?

10. Имеет ли право проезжать под этот знак, если он живет на этой улице?

11. Разрешено ли водителю мопеда выезжать на дорогу,

обозначенную этим знаком?

12. Как обозначаются знаки, запрещающие движение на велосипедах?

13. Разрешается ли движение на велосипедах по дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль»?

14. Какой знак обозначает дорогу с односторонним движением?

15. Какой знак обозначает пешеходную дорожку?

16. Что обозначает этот дорожный знак?

17. Что обозначает этот знак?

18. Какой знак относится к группе запрещающих?

19. О чем информирует этот дорожный знак?

20. Что обозначает данный знак?

21.Какой знак применяется для обозначения жилой зоны?

22. Как поступить велосипедисту, если перед перекрестком установлен этот знак?

23. Может ли водитель поставить здесь мотоцикл на стоянку?

24. Что означает табличка под знаком?

25. К какой группе дорожных знаков относится данный знак?

26. К какой группе относится этот знак?

27. Какой знак устанавливается непосредственно перед пешеходным переходом?

28. Какой знак обозначает пересечение с велосипедной дорожкой?

29. Что обозначает этот дорожный знак?

30. О чем предупреждает этот знак?

Приложение 2

Просмотров работы: 30216