В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства.
Слышать музыку - значит не только эмоционально откликаться на неё, но и понимать и переживать музыку, её содержание, хранить её образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание. Поэтому восприятие музыки - это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму звуков.
Педагогической науке известны три основных типа слушательской реакции:
а) полное непонимание (когда восприятие музыки ощущается как звуковой хаос, лишённый организующего начала);
б) обобщённое, малодифференцированное восприятие музыки без глубокого проникновения во внутреннюю структуру произведения с непосредственной эмоциональной реакцией;
в) истинное понимания музыки с осознанием связей, составляющих её элементов, её внутренней структуры; его конечный результат - восприятия музыкального образа как явления осмысленного [3].
Просто слушание музыки мало что даёт, пониманию музыки нужно учить. Начинать становление процесса музыкального восприятия у школьников следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирование эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны музыкального искусства на эмоциональную.
Для того чтобы слушание становилось слушанием, необходимо: музыкальный анализ, разбор прослушанного, беседа с учащимися по поводу услышанного, то есть художественно-педагогический анализ. Дети должны получить верные сведения о музыкальном жанре, структуре произведения об элементах музыкальной речи, жизни и творчестве композитора. Уже в младших классах следует обращать внимание на то, что колыбельная должна быть спокойной, ласковой, мелодия её негромкая и плавная, а пляска обычно весёлая, мелодия её быстрая и громкая. В начальной школе дети узнают на слух доступные двух- и трехчастные формы, знакомятся с приёмами развития музыки: повторностью, контрастностью, вариативностью.
Музыкальное восприятие - сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
На проблему истолкования музыки существуют различные точки зрения. В основе их действия две крайности: академическая (в музыкальных кругах считается, что музыка должна быть «чисто музыкой» и никаких истолкований, программных трактовок, внемузыкальных ассоциаций не должно быть) и вульгарная (чаще в образовательных учреждениях, где считают, что вся музыка программная, некоторые учителя не могут «преподнести музыку без этикеток», как говорил Б.В. Асафьев, - «придумывают листики, журчание ручейка и так далее») [1]. Д.Б. Кабалевский не возражал против разумного окружения музыкальных произведений общехудожественными, историко-социальными и бытовыми темами для бесед: «Истолкования представляют собой не что иное, как глубокое и точное вникание в жизненное содержание музыки» [3]. Это, на наш взгляд, наиболее правильная точка зрения на рассматриваемую проблему истолкования музыки.
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, чтобы разучить песню, её надо сначала послушать, исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания; аккомпанируя на ритмических инструментах, двигаясь под музыку, необходимо следить за её изменением, развитием и передавать в движении своё отношение к произведению.
Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется как слушание или слушание - восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия или музыкальных произведений, развивать у них музыкальные творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.
Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приёмы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.
Вид музыкальной деятельности - слушание музыки - даёт возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке, её выразительных средствах и музыкантах. В процессе восприятия музыки, формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроение человека [3]. В начале школы преподаватель учит детей:
- внимательно слушать музыкальные произведения от начало до конца, воспринимать музыку;
- проникаться её эмоциональным содержанием;
- делать посильный разбор произведения: эмоционально – образное содержание, средство музыкальной выразительности, структура, исполнение;
- узнавать по звучанию изученные музыкальные произведения, помнить их названия и имена композиторов.
Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются:
- систематическое педагогическое руководство;
- эмоциональная открытость педагога и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой);
- интересная форма подачи музыкальных знаний;
- небольшие объёмы музыкальных произведений [2].
Музыку для слушания в начальной школе лучше давать в исполнении педагога или в грамзаписи. При этом исполнение учителя на приделе его технических возможностей вредно, так же как и использование плохой аппаратуры (ТСО) с шипением и хрипением. Особенно эффективно для восприятия сочетание грамзаписи с живым исполнением учителя. Так, например, музыкальную интерпретацию учителя на фортепиано можно сравнить с оркестровой или хоровой аудиозаписью.
Пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика организации слушание музыки должна быть, направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений ребёнка.
Условно выделяют следующие этапы в организации процесса слушание музыки:
Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слово учителя (необходимо направить внимание учащихся, заинтересовать их, рассказать о композиторе).
Исполнение произведения учителем или слушание музыки в грамзаписи (первоначальное прослушивание музыки в полной тишине).
Анализ-разбор произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими, уже известными). Трудность этого этапа - в сохранении эмоционального отношения к прослушанному произведению.
Повторное прослушивание произведение, для того чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями. Восприятие произведения при повторном слушании осуществляется на более высоком уровне, на основе полученного музыкального опыта.
Слушание музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнение его с новыми произведениями (сравнение музыкальных образов)[2].
Конечно, приведённая схема не применяется формально. В каждом конкретном случае многое зависит от своеобразия произведения, а также от музыкального опыта учащихся. В конечном счете, важно, чтобы дети поняли и полюбили музыку. В организации процесса слушание музыки школьниками, исследователи музыкальной педагогики выделяют ряд методических приёмов, способствующих активации музыкального восприятия произведения:
- вокализацию доступных мелодий инструментальных произведений;
- ритмопластику (промаршировать, пластически выразить музыку движением кистей или корпуса);
- сравнение или контрастное сопоставление музыки;
- графическое изображение мелодии;
- составление музыкальной коллекции;
- использование содружества различных видов искусства;
- музыкально-познавательные задания;
- воспроизведения слушаемой музыки на детских музыкальных инструментах;
- использование определённого цвета для передачи настроения музыки [3].
Также следует выделить приёмы активизации внимания учащихся для музыкального восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приёмов:
- приём новизны (учитель заинтриговывает учеников сообщением новой информации);
- приём персонификации (учитель использует предрасположённость детей сопереживанию);
- приём соучастия (учитель моделирует определённую знакомую детям ситуацию: «Представьте, что вы находитесь в концертном зале…»);
- приём игры голосом (выразительная речь учителя).
Фрагмент урока музыки по восприятию музыкального произведения «Утро в лесу» В. Салманова. 1 класс, 2 четверть. Тема: «О чём говорит музыка?»
У.: Мне хочется предложить вам одну музыкальную картинку. (Звучит «Утро в лесу» В. Салманова, название не сообщается.) Как вы думаете, какое время дня хотел нарисовать композитор?
Д.: Утро, день.
У.: А почему вы так решили?
Д.: Музыка была нежная, легкая, прозрачная светлая…
У.: Вы когда-нибудь замечали, какой воздух утром и какой днём? А свет? А краски? А звуки? (Идёт сравнение дневных и рассветных признаков, и дети сами приходят к выводу, что только раннему утру – началу дня – созвучна эта музыка.)
У.: Как вы думаете, что за звуки услышал и записал композитор?
Д.: Пение птиц.
У.: А сейчас закройте глазки и слушайте. Дайте название музыке (вторично звучит пьеса).
Д.: Утро в лесу… Рассвет… На заре и так далее. (Учитель дает прочитать название одному из школьников, отмечая точность их восприятия.)
У.: Музыка, как и живопись, имеет свои краски – звуки, и палитра у нее тоже цветная: от самых нежных оттенков до самых сочных и ярких.
Итак, мы видим, что все формы общения детей с музыкой были направлены на постижение его интонационного строя через осознание собственного настроения и нахождения адекватного воплощения в жесте, звуке, краске, слове…
Список литературы:
Асафьев Б.В. Симфонические этюды. – Л., 1970.
Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание.– М.: Владос, 2001.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н.: Просвещение. 1984.
6