ТУРИЗМ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТУРИЗМ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Асташкин И.А. 1
1Инстиут физической культуры и спорта СГУ им. Н.Г.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время специалисты многих стран направляют свои усилия на решение проблемы физического, психического и духовно-нравственного совершенствования детей и молодежи.

Данная проблема является актуальной и для детей, и для молодежи. Лишь около 10% детей и молодежи имеют уровень физического состояния, близкий к норме. По данным различных исследований, у 80-85% студентов вузов отмечается нарушение здоровья разной степени. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах, а те, кто признан годным, редко отличаются хорошим здоровьем. Отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья учащейся молодежи: ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционно-агрессивное или наивно-пассивное) поведение в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров. За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Серьезной социальной проблемой является и высокая преступность среди молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн. молодых людей (14-29 лет) совершили преступления [1].

Туризм – самый массовый вид активной спортивно-физической деятельности человека и обладает широкими возможностями для проявления уже полученных навыков и для приобретения нового опыта жизнедеятельности. Это небольшие походы выходного дня и путешествия самой высокой сложности.

Вот основные особенности туризма:

– масштабность - (самодеятельным туризмом в нашей стране занимается более 15 млн. человек: современные люди осознали необходимость активного отдыха и его познавательные возможности.)

– доступность (туризмом могут заниматься люди любого достатка, практически любого возраста, с любой физической подготовкой, т.к. физические нагрузки определяются возможностью спортсмена). В туристском походе адаптация к нагрузкам протекает намного легче, поскольку путешествующий попадает в первозданные условия природы (воздух, вода, окружающая флора и фауна), в туризме все подчинено логике активного образа жизни, посильная физическая нагрузка при достаточном и полноценном отдыхе.

Движение – физиологическая потребность организма. Занимаясь туризмом, человек учится преодолевать себя, проявлять волевые качества, быть дисциплинированным. Туристские походы приучают людей к более рациональной жизни, строгому учету времени, критической оценке своих действий и действий товарищей. Особенно привлекателен туризм своей духовно-эмоциональной стороной, когда участники испытывают радость уже задолго до самого похода (увлекательный процесс подготовки, ожидание приятного общения во время похода). Группа в походе – единое целое, лишь от взаимопонимания всех ее участников зависит успех. Поход – это радость общения с новыми людьми, особое чувство общения с природой, расширение кругозора.

Существуют различные формы туристских занятий: походы, туристские соревнования и слеты. Наиболее приемлемым для образовательных учреждений различного вида являются туристские слеты. Этот вид мероприятий достаточно прост в организации и в проведении. Как правило, такие слеты проводятся в течение одного дня, поэтому легко решается вопрос об обеспечении необходимым снаряжением, о пункте размещения участников, об организации питания. В городской черте Саратова много живописных уголков, которые входят в лесопарковую зону «Кумысная поляна», поэтому легко найти место для проведения такого мероприятия, приближенность к городским коммуникациям дает возможность даже большому образовательному учреждению легко осуществить переезд до места слета.

Туристские слеты проводятся обычно весной или осенью в живописных уголках природы с целью популяризации или дальнейшего развития массового туризма. Это обмен опытом работы, смотр-конкурс на лучшую постановку туристской работы в коллективе физической культуры, проверка физической, технической и тактической подготовки туриста. Также туристские слеты являются сильным идеологическим инструментом для борьбы за здоровый образ жизни.

Место слета должно быть удобным для подъездов и подходов, для подготовки дистанций соревнований по ориентированию и туристской технике, для размещения участников и организации нормальной жизнедеятельности детей. Место проведения можно украсить флагами, лозунгами, транспарантами, можно установить мачту для подъема флага, определить место построения.

Необходимо определить место для большого общего костра. Площадку под костер готовят на открытой поляне, которая окапывается канавкой шириной 60 – 80 см. Площадку следует расположить не менее чем на 15-20 от ближайших крон деревьев. Нарушение этого правила может привести к лесному пожару. Важно обеспечить безопасность располагающихся вокруг огня туристов. Для этого необходимо прочно закрепить основание костра, правильно уложить дрова и остов, регулировать огонь. Возле огня должны дежурить 3 – 4 опытных туристов-костровых.

Четко организованная церемония открытия слета дисциплинирует всех участников, способствует их хорошему настроению. Активность туристов, неисчерпаемый запас энергии, выдумки, остроумия, умение создать атмосферу веселья – вот что является основой успеха туристского слета. Необходимо продумать программу слета с точки зрения ее разнообразия. Недопустимо превращать слет в сплошные туристские соревнования. И в тоже время негативно сказывается на настроении участников большое количество свободного времени, когда прибывшие на слет слоняются без дела. Программа мероприятия должна быть составлена так, чтобы интересной работой были заняты все прибывшие на слет.

Большой популярностью у туристов пользуются песни. Конкурс песен, включенный в программу слета, способствует воспитанию художественного вкуса.

Увлекательные рассказы об интересных маршрутах и встречах, о туристской этике являются действенной и наглядной агитацией туризма. Привлечение к работе слета краеведа, охотника, географа, геолога способствует увеличению числа слушателей. Организаторам слета необходимо своевременно позаботиться о предполагаемой встрече: определить список приглашенных, договориться о характере беседы, ее продолжительности.

Игры на слете в зависимости от масштаба, возможностей и условий могут быть самыми многообразными. Всегда найдутся любители футбола и волейбола, бадминтона. Наряду с серьезными соревнованиями следует включить в программу слета то, что могло бы позабавить, повеселить зрителей: комический бокс или эстафету, перетягивание каната и т.п.

Любые массовые мероприятия: игры, песни, пляски, танцы, показ кинофильмов, отчеты о путешествии, фотовыставки, стенды, показ самодеятельного туристского снаряжения и т.д. – можно проводить в форме конкурсов. Конкурсы повышают интерес к различным видам туристской самодеятельности, придают остроту многим, казалось бы, обычным явлениям, происходящим на слете. Для организации и проведения любого конкурса заранее создается конкурсная комиссия, вырабатываются и утверждаются положения о конкурсах.

В рамках реализации программы «Здоровье» в Саратовской области среди детей и молодежи проводятся открытые областные соревнования и слеты по спортивному туризму.

Такие туристские соревнования являются средством подготовки как к походам выходного дня, так и к сложным дальним путешествиям. В соревнованиях совершенствуются туристская техника и тактика, умение самостоятельно ориентироваться, воспитывается сознательное отношение к разработке маршрута. Соревнования по туристской технике проводятся в виде эстафеты или командных состязаний. Исходя из условий местности и возможностей, в программу соревнований включают этапы по преодолению естественных препятствий (навесная переправа через водную преграду, подъем и спуски на крутых склонах), определение азимута, переноска «пострадавшего», установка палатки, разжигание костра, вязка узлов и другие приемы туристской техники. По возможности этапы располагаются так, чтобы у зрителей была возможность «болеть за свои команды». Многочисленные зрители всегда с волнением следят, как туристы демонстрируют свое умение.

Каждый из видов туристских соревнований можно провести в соответствии с новыми подходами. Так, например, соревнования по спортивному ориентированию.

Соревнования по ориентированию включают в себя несколько видов:

  1. Ориентирование в заданном направлении, где участники должны отыскать на местности определенное число контрольных пунктов, нанесенных на карту или схему;

  2. Ориентирование по маркированной трассе, на которой устанавливаются контрольные пункты. Участники получают карту, на которой отмечены только пункт выдачи карт и место старта. Соревнующиеся должны пройти маркированную трассу, определить местонахождение всех встречающихся на пути контрольных пунктов и нанести их на карту;

  3. Линейное ориентирование. Надо выдержать заданное направление, не отклониться от него. Участник проходит дистанцию согласно нанесенной линии на карте. Встречающиеся контрольные пункты проколом переносят на карту. Эти соревнования чаще всего проводятся в учебных целях;

  4. Ориентирование по выбору. На карте, выданной участникам, нанесены контрольные пункты. Около каждого из них указано число очков, которое получает команда, нашедшая его. Перед соревнующимися ставится задача: за определенное время, одинаковое для всех команд, набрать наибольшее количество очков, посещая те или иные контрольные пункты. Выбор контрольных пунктов и порядок прохождения произвольны.

Таким образом, туризм, как форма организации физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи в Саратовской области, является идеальной формой физического воспитания.

Туризм призван содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач. Основными из них являются следующие:

- воспитание жизнеспособной личности, ориентированной на самосовершенствование, выявление, развитие и проявление своих творческих способностей;

- полноценное и пропорциональное развитие у человека телесных (физических), психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. его гармоничное развитие;

- воспитание разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющей свои творческие способности в разных сферах деятельности;

- патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре, а вместе с тем воспитание толерантности: уважения к ценностям других культур, идеологий, верований;

- организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения;

- профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;

– социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

Библиографический список

1. Столяров В.И. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи/В.И. Столяров, С.А. Фирсин– Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. – 176 с.

2. Столяров В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): Монография/ В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. – 268 с.

Просмотров работы: 3696