Целью данной работы был анализ результативности российской аграрной политики в той её части, которая непосредственно касается ПБ страны. В качестве объекта анализа взята государственная программа развития сельского хозяйства(с/х) и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 гг. Оценка результативности политики производилась по следующим направлениям ее реализации:
Развитие Растениеводства
Развитие Животноводства
Обеспеченность с/х техникой
Импорт с/х продукции и продовольствия
РАСТЕНИЕВОДСТВО
Наиболее важными отраслями в с/х России являются производство зерна и продукции животноводства. Зерно является основой питания людей и важным условием для развития животноводства.
Развитие растениеводства имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей страны на внутреннем и мировом рынках. Одним из направлений обеспечения ПБ страны является формирование резервов и запасов. В с/х для регулирования рынка образован интервенционный фонд зерна. Создание такого фонда позволяет стабилизировать ситуацию на рынке зерна, включая поддержку цен реализации с/х товаропроизводителей.
Одной из главных целей Госпрограммы являлось повысить урожайность зерновых культур в среднем по Российской Федерации в 2008 - 2012 гг на 14% по сравнению с аналогичным показателем за предшествующий период (2002 - 2006 годы) и достигнуть 21,3 ц/га.
Таблица 1.
Валовый сбор зерна (млн.тонн) и урожайность зерновых культур (ц/га)
Год |
Посевные Площади, млн.га |
Валов.сбор зерна, Млн.тонн |
Урожайность, ц/га |
2006 |
43 |
78.2 |
18 |
2008 |
47 |
108.2 |
23.8 |
2009 |
45 |
97.1 |
22.7 |
2010 |
44 |
61.0 |
19.2 |
2011 |
44.1 |
93.9 |
23.2 |
2012 ( на декабрь) |
44.9 |
75.1 |
19.2 |
Источник: Росстат, Минсельхоз
Как видно из приведенных в таблице данных, посевные площади в 2012 г увеличились на 1.9 млн га, по сравнению с 2006 г. В 2010 г была сильная засуха, которая сказалась на урожае зерна, отмечался самый низкий показатель валового сбора зерна (61%) за последние годы. В 2011 году урожай зерновых значительно вырос и составил, 93.9 млн. тонн. Рост составил 54% по сравнению с предыдущим годом. Однако, в 2012 г опять наблюдалось снижение объема собранного зерна на 20% по сравнению с 2011г. Таким образом, сложно однозначно говорить о появлении стабильной положительной тенденции в развитии отрасли. Что касается урожайности, то она остается на довольно низком уровне, что во многом обусловлено отсутствием с/х техники в должном объеме, а также тем, что большая часть парка уже устарела.
ЖИВОТНОВОДСТВО
Животноводство в России, как и растениеводство, развивается медленными темпами. Важнейшими показателями развития животноводства является поголовье скота и птицы.
Приоритетной задачей Гос.Программы было увеличение производства животноводческой продукции к 2012 году на 32,9% по отношению к 2006 году. В абсолютных (натуральных) показателях объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2006 годом предположительно должен был достигнуть 11,4 млн. тонн. К 2012 году производство молока должно было достигнуть 37 млн. тонн, что превысит уровень 2006 года на 17,8 %.
Таблица 2.
Производство молока, скота и птицы на убой, млн.тонн
Год |
Скот и птица |
Молоко |
||
2006 |
5.3 |
31.3 |
||
2008 |
6.3 |
32.4 |
||
2009 |
6.7 |
32.6 |
||
2010 |
7.2 |
31.8 |
||
2011 |
11.0 |
31.6 |
||
2012 (данные на декабрь) |
10.2 |
В % к 2006 |
29.9 |
В % к 2006 |
92.4 |
- 4.6 |
Источник: Росстат, Минсельхоз
Судя по представленным данным, цели Программы в отношении производства мяса практически достигнуты, а в отношении производства молока, напротив, произошел «откат» назад.
Перелом к лучшему обозначился за счёт роста поголовья птицы и свиней и производства мяса птицы и свинины. Производство говядины и молока продолжает снижаться. Так, удельный вес мяса птицы в объеме произведенных мясных ресурсов в 2011 г. составил 42%, свинины – 33%, говядины – 22%.
Таблица 3.
Поголовье скота в хозяйствах всех категоpий ( млн.голов)
Годы |
КРС |
В т.ч.коровы |
Свиньи |
Овцы и козы |
Птица |
|||||
2006 |
21.6 |
9.4 |
16.2 |
20.2 |
375 |
|||||
2008 |
21.0 |
9.1 |
16.2 |
21.8 |
405 |
|||||
2009 |
20.7 |
9.0 |
17.2 |
22.0 |
434 |
|||||
2010 |
20.0 |
8.8 |
17.2 |
21.8 |
449 |
|||||
2011 |
20.8 |
8.9 |
18.6 |
24.3 |
487 |
|||||
2012 |
20.9 |
В % к 2006 |
9.0 |
В % к 2006 |
19.6 |
В % к 2006 |
26.1 |
В % к 2006 |
512 |
В % к 2006 |
- 3.2 |
- 0.42 |
20.9 |
29.2 |
36.5 |
Источник: Росстат, Минсельхоз
В 2012г в целом по России численность крупного рогатого скота (КРС) к уровню 2006 г снизилась на 1.6 млн голов,(что составляет 3.2%), но к уровню 2011 - увеличилась на 0.1 млн.голов. В целом, за период с 2006 – 2011 наблюдалось сокращение поголовья КРС. Что касается поголовья свиней, то по сравнению с 2006 – численность возросла на 3.4 млн.гол.(20.9%). Также отмечается рост поголовья птицы и овец и коз. Резкое сокращение молочного скота крайне обострило ситуацию с производством мяса говядины, которое на 98% обеспечивается за счет молочного стада. Также это повлияло на производство молока, так к 2012 г не были достигнуты заявленные в программе 37 млн тонн молока, отмечается даже сокращение производства молока на 5% по сравнению с 2006 г.
В целом, ситуация на рынке с/х России неоднозначна, несмотря на тенденцию роста в целом в последние годы, развитие подотраслей идет неравномерно. Как уже отмечалось ранее, это в первую очередь обусловлено зависимостью отрасли от погодно-климатических условий. Так, засуха 2010 г нанесла сильный урон отечественному с/х, а благоприятные погодные условия 2011 года позволили собрать рекордные урожаи и увеличить общее поголовье скота и производство мяса.
Теперь рассмотрим потребление продуктов питания в России.
Таблица 4
Потребление продуктов питания и рац. нормы питания
Рациональные нормы питания |
Фактическое потребление в 2010 г. |
Уровень фактического потребления по отношению к рац. нормам, % |
|
Мясо и мясопродукты |
70-75 |
63 |
90 |
Молоко и молочные продукты |
320-340 |
247 |
77.2 |
Рыба и рыбопродукты(в товарном весе) |
18-22 |
15.5 |
86.1 |
Яйца(шт) |
260 |
269 |
103.5 |
сахар |
24-28 |
39 |
162.5 |
Растительное масло |
10-12 |
13.4 |
134 |
картофель |
95-100 |
104 |
109.4 |
Овощи и бахчевые |
120-140 |
101 |
84.2 |
Фрукты и ягоды |
90-100 |
58 |
64.4 |
Хлебные продукты |
95-105 |
119 |
125.3 |
Источник:Росстат, Минздравсоцразвития
Из приведенной таблицы видно, что фактически существует недостаточное потребление мяса и мясопродуктов на 10%, молока и молочных продуктов на 22.8%, рыбы и рыбпродуктов на 13.9%, фруктов и ягод на 36.6%, овощей и бахчевых на 15.8%. зато, мы потребляем больше нормы сахара (на 62.5%), картофеля (на 9.4%), хлебных продуктов на 25.3%.
Что касается энергетической ценности пищевого рациона населения, то суточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал (2590 ккал – в 1990 году), по международной классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 калорий. Сбалансированное по количеству, ассортименту и качеству продовольственное снабжение населения России является важнейшим фактором обеспечения его здоровья, жизни и всеобщего благополучия.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ С/Х ТЕХНИКОЙ
По прогнозу Госпрограммы, в первые годы ее реализации обеспеченность с/х товаропроизводителей некоторыми видами техники должна была снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечалось в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. Всего за период реализации Программы должно было быть приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники должно составить в отношении тракторов 40 %, а в отношении зерноуборочных комбайнов – 50% (к уровню 2006 года).
Таблица 5 Обеспеченность с/х организаций тракторами и комбайнами
1990 |
2005 |
2010 |
|
Приходится тракторов на 1000 га пашни,шт |
11 |
6 |
4 |
Нагрузка пашни на 1 трактор, га |
95 |
181 |
236 |
Приходится на 1000 га посевов соотв-х культур, шт Комбайнов зерноуборочных |
7 |
4 |
3 |
Приходится посевов соотв-х культур, га На 1 комбайн зерноуборочный |
152 |
253 |
327 |
Источник: Росстат
Как видно из таблицы, по сравнению с 1990 г, к 2010 г практически в 3 раза уменьшилось количество тракторов на1000 га пашни и соответственно, возросла нагрузка пашни на 1 трактор. Ситуация с комбайнами аналогична.
Таблица 6
Наличие и техническая готовность техники, (тыс.шт)
2007 |
2010 |
2011 |
2012 |
Готовность, % |
||
2011 |
2012 |
|||||
Тракторы |
406 |
520 |
495 |
483.5 |
80.5 |
80.4 |
Зерноуборочные комбайны |
108 |
140 |
137 |
132.1 |
89.7 |
89.9 |
Кормоуборочные комбайны |
26 |
25 |
23 |
22.2 |
88.2 |
89.4 |
Сеялки |
179 |
237 |
223 |
223.0 |
83.0 |
84.1 |
Плуги |
121 |
152 |
145 |
139.6 |
88.0 |
89.1 |
Культиваторы |
154 |
187 |
179 |
179.1 |
89.0 |
87.9 |
Источник: МинсельхозИз приведенной таблицы видно, что увеличение количества с/х техники наблюдалось только в 2010 г, но в период с 2010 – 2012 – практически не изменилось и даже сократилось.
Как видно из приведенных данных, дефицит техники сохраняется. Одновременно, слабо развивается с/х машиностроение. Большую часть парка составляют старые машины. Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России невысока, а нагрузка на основные виды техники наоборот очень высокая. Кроме того, несмотря на некоторую поддержку государства, существуют проблемы с обеспечением ГСМ. Все это не позволяет в должной мере повысить эффективность использования с/х земель и проведения с/х работ.
ИМПОРТ С/Х ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Сдерживающим фактором развития отечественного производства является продолжающийся рост объемов импорта с/х продукции и продовольствия.
Для оценки степени достижения обеспечения ПБ используется следующий критерий - удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка должен быть 80% и более, причем, по зерну и картофелю – не менее 95%.
Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в Россию (млн $ США)(по данным РОССТАТА и отчетам Минсельхоза )
2005г – 17,4
2008г - 35,1
2009г – 30,1
2010г – 36,5
2011г – 38,4
2012г (январь – октябрь) – 32,2
Как видно из приведенных данных, доля импорта продуктов питания неуклонно растет, и только в 2012 г отмечается некоторое уменьшение. В целом, мы импортируем около 34–35% с/х продукции и продовольствия. По мясу доля импорта несколько выше (около 40%), по молоку и молокопродуктам – ниже (около 20%). Соответственно, можно говорить, о том, что удельный вес отечественной продукции на рынке продовольственных товаров значительно ниже уровня достижения ПБ. Эта ситуация диссонирует с возможностям страны, ее земельными и водными ресурсами.
Довольно сложное положение и с качеством пищевых продуктов, поступивших на потребительский рынок
Таблица 7
Ненадлежащее качество отечественных и импортных товаров (%)
2000 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||||
отч |
имп |
отч |
имп |
отч |
имп |
отч |
имп |
|
Мясо и птица |
8.2 |
53.5 |
2.8 |
8.4 |
8.1 |
5.8 |
3 |
2 |
Продукция рыбная (без консервов) |
28.5 |
36.2 |
10.9 |
21.7 |
12.0 |
14.7 |
8 |
11 |
Цельномолочная продукция |
18.8 |
36.4 |
7.8 |
5.4 |
6.9 |
3.9 |
6 |
3 |
Сыры |
21.9 |
27.1 |
5.3 |
4.6 |
3.2 |
1.8 |
3 |
3 |
Изд.кондитерские |
17.1 |
21.4 |
6.6 |
13.7 |
9.0 |
5.6 |
7 |
9 |
Консервы мясные и мясорастит. |
62.1 |
71.9 |
0.4 |
17.1 |
2.7 |
4.5 |
2 |
0 |
Источник: Росстат
Из таблицы 7 видно, что существует тенденция к улучшению качества импортных товаров и товаров отечественных производителей. Однако, в 2011 г ухудшилось качество импортных сыров и кондитерских изделий.
Определенное влияние на качество продуктов питания оказывает принятый ФЗ «О техническом регулировании». С 2010 года обязательная сертификация большинства продуктов питания отменена. Теперь вся ответственность за их качество и безопасность возлагается на производителя. В качестве основного документа, подтверждающего безопасность продукции, может приниматься декларация о соответствии, которая готовится производителем на основании собственных доказательств или доказательств, полученных при помощи независимых лабораторий.
В настоящее время остается неразрешенной проблема производственного контроля за качеством и безопасностью продукции, создания систем качества именно в производственном процессе, в самих поставщиках - производителях сельскохозяйственной продукции - с/х кооперативах, хозяйственных обществах и товариществах и др.
Продовольственная безопасность – минимальная цель аграрной политики страны, неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Обеспечение ПБ является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.
Сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения ПБ. ФЗ "О ПБ РФ" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны.
У ПБ можно выделить 3 аспекта:
Физическая доступность продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте. Она во многом определяется развитием торговой инфраструктуры. Сложности в развитии инфраструктуры продовольственного рынка связаны с функционированием и расширением деятельности торговых сетей, приводящей к монополизации этого сегмента рынка, усложнению доступа к нему с/х товаропроизводителей, поддержанию высокого уровня потребительских цен на пищевые продукты.
Состояние экономической доступности характеризуется уровнем реально располагаемых доходов населения, обеспечивающих при сложившихся ценах возможность приобретать пищевые продукты в объемах и ассортименте не менее установленных норм их рационального потребления
Физиологическая (биологическая, экологическая ) безопасность продовольствия.
ПБ РФ может рассматриваться в рамках страны в целом и применительно к отдельным ее регионам. Региональный аспект обуславливается большими размерами страны, различием природно-климатических условий, экономической, демографической ситуацией и территориальным размещением населения. Необходимо отметить, что регионы России находятся в различном положении относительно продовольственного обеспечения (одни из них вывозят продовольствие, другие за счет внутреннего производства не могут создать достаточного продовольственного обеспечения и вынуждены завозить его).
Выводы
За период реализации госпрограммы, были достигнуты определенные результаты, но задача достижения ПБ страны достигнута не была.
стратегические запасы продовольствия истощены. Развитие растениеводства идет очень медленными темпами и пока говорить о стабильной положительной динамике развития этой отрасли рано;
в животноводстве ситуация практически аналогична. Достигнуты положительные результаты в развитии свиноводства и птицеводства, но пока так и не удалось снизить темпы сокращения поголовья КРС, что в свою очередь привело к сокращению производства молока. Отечественное животноводство далеко не полностью обеспечивает потребности населения страны в молоке и мясе.
Парк сельскохозяйственной техники устарел и заметно сократился, производственные мощности не позволяют наращивать выпуск продовольствия.
население страны обеспечено экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства только на 30-50 %
Как результат, Россия заметно отстает от других стран по эффективности сельского хозяйства.
Отсутствие развитой инфраструктуры, позволяющей обеспечить физическую доступность продовольствием все население страны, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием. Сейчас создается угроза потери продовольственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее предотвращению.