Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование является насущной и объективной потребностью, позволяющей существенным образом ускорить передачу знаний, повысить качество обучения, дает возможность человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
Говоря о конкретном внедрении и использовании инноваций на уроках физики, необходимо отметить, что успешному осуществлению этого процесса способствует самосовершенствование и самообразование учителя. Это выражается, прежде всего, в разумном использовании:
новых информационных технологий в процессе обучения,
локальной сети на уроках,
интерактивной доски на уроках
и создание персонального сайта учителя.
Все эти факторы должны использоваться в педагогической практике.
Рассмотрим формы использования информационно-коммуникативных технологий в процессе изучения физики.
Самой распространенной формой использование ИКТ на уроках являются мультимедийные возможности компьютера (компьютерные презентации с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, анимациями, звуком, статическими изображениями) при представлении материала.
На теоретических и практических занятиях целесообразно использовать компьютерные справочники, энциклопедии, словари, электронные учебные материалы [1]:
библиотеку электронных наглядных пособий (ООО «Кирилл и Мефодий»);
библиотеку электронных наглядных пособий «Физика» (ЗАО «1С»);
электронное издание «Физика» («Илекса - Москва»);
1С репетитор. Физика;
полный интерактивный курс «Открытая физика» и др.
В процессе выполнения лабораторных работах по физике учащиеся приобретаются экспериментальные навыки, первоначальные навыки научного эксперимента [2], [3]. В процессе оформления отчета у каждого ученика появляется возможность научиться самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и, тем самым, более глубоко и полно усваивать теоретический материал. Этому способствуют выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ иногда с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» - «Физика 7-11 классы», «Лабораторные работы по физике 10 и 11 класс» (ООО «Дрофа»), библиотеки электронных наглядных пособий «Физика» (ЗАО «1С»).
Моделирование некоторых физических явлений, в силу ряда причин, невозможно провести в процессе урока физики. Например, невозможно использовать на уроках физики радиоактивные материалы. Поэтому один из выходов – это моделирование соответствующих экспериментов на компьютере. Использование различных компьютерных технологий позволяет нам понять очень сложные физические процессы: заглянуть внутрь атома, рассмотреть процесс кипения жидкости, смоделировать прохождение электрического тока в проводнике, решать сложные задачи.
При контроле знаний возможно использование обучающих и контролирующих программ. Современные компьютерные технологии позволяют использовать разнообразные обучающие программы по физике, которые дают возможность изучать новый материал, решать задачи с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнять занимательные тесты в картинках, проверять свои знания и т.п. В настоящее время, при подготовке учащихся к единому государственному экзамену стала популярной тестовая система контроля знаний, и компьютер полностью может использовать возможности этой системы. Компьютерные технологии позволяют эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий ЕГЭ, быстрой подготовки учащихся. Для этого учитель может самостоятельного создавать проверочные работы, содержащие вопросы в тестовом виде и сложные задачи из группы "С" из имеющейся базы данных вопросов и задач. Имеется также возможность воспользоваться готовыми тематическими подборками и тестами в режиме онлайн.
Одной из главных на сегодняшний день технических возможностей использования информационных технологий в образовании является использование в обучении Интернет-технологий [4]. Глобальная сеть Интернет сама по себе и информационные технологии, основанные на ее использовании, на сегодня являются одним из самых доступных средств получения информации. В процессе обучения физике учащимся можно предложить выполнение самостоятельных работ с материалами сайтов Интернета, участие в конференциях, Интернет-форумах и Интернет-олимпиадах.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках физики расширяет возможности для творчества, как в процессе обучения, так и развития обучаемых. Обучение становится более индивидуализированным. Необходимо также отметить, что новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских, информационных, коммуникативных навыков учащихся, а учителя стимулируют к освоению исследовательских проектных методик.
Литература
Камалеева А.Р. Из опыта создания электронного учебного пособия // Новые технологии в образовании. - 2009. - 3. - С. 50-52.
Камалеева А.Р. Компьютерная поддержка в проведении физического практикума в средней школе // Новые технологии в образовании. - 2009. - 6. - С. 147-149.
Камалеева А.Р., Сарро В.М. Технология формирования у обучаемых самообразовательных измерительных и экспериментальных умений и навыков // Вестник Челябинского педагогического государственного университета. - 2010. - 2. - С. 122-130.
Камалеева А.Р., Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р., Низамутдинова Г.М. Информатизация образования - путь к решению глобальной экологической проблемы / Вестник КНИТУ. - №22. - С. 224 – 228.