ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Евстигнеева К.В. 1, Лунева Е.А. 1
1Омский Государственный Институт Сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития России значительно возросла роль малого предпринимательства (в том числе семейного) т. к. оно характеризуется высокой адаптивностью к изменениям рыночной конъюнктуры, влечет за собой рост занятости населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал.

Семейный бизнес отличается от любой другой трудовой деятельности прежде всего тем, что семья и работа тесно взаимосвязаны. Все члены семьи объединены одним делом, естественно, что при этом, в зависимости от конкретной ситуации, возможны такой рабочий график и, такое разделение труда, которые были бы удобны всем ее членам. При этом, чтобы оставаться семейной фирмой, сама компания, а также ее собственный капитал, должны оставаться в руках семьи и передаваться по наследству. Если говорить о юридическом определении семейного бизнеса, то такое понятие как «семейное предпринимательство» в российском законодательстве рассматривается, только в рамках фермерского хозяйства, так в Федеральном Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сказано, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии [1].

Все существующие на сегодняшний день семейные фирмы можно условно разделить на два вида, первый – хаотично и спонтанно созданные предприятия (характерно для России), второй – существующие много лет и уже переданные по наследству успешные компании.

На сегодняшний день для мирового семейного бизнеса характерны две особенности. В первую очередь, сохранение огромного количества малых и средних предприятий, созданных членами семьи. Например, в США таких небольших семейных фирм насчитывается около 15 млн. (для примера в нашей стране – всего около 2 млн.). Семейные компании этого типа создаются в первую очередь в целях экономии средств на заработной плате сотрудников, так как стоимость наемного труда в странах Европы и Америки оказывается иногда неподъемной для вновь открывшейся фирмы. Вторая особенность – наличие огромных семейных корпораций и холдингов с мировым именем и вековой историей, передаваемых уже 3–6 раз по наследству. В этом отношении выделяется Англия, в которой около 16 % всех семейных фирм пережили более чем четыре смены поколений. Швеция отличается самой большой долей работающих в семейном бизнесе – более 60 % всего работоспособного населения, а Италия известна большим процентом семейных компаний с оборотом более 1,5 млн. евро.

Как показывает мировой опыт, семейный бизнес может быть успешен как в области торговли, так и в промышленном производстве товаров, нередко он достигает мировых высот и входит в рейтинги самых прибыльных предприятий мира. Примером этому является германское семейное предприятие, начавшее свою деятельность с продажи товаров по каталогам «Отто» с почтовой доставкой в любую точку мира, на сегодняшний день в компании работают более 75 тыс. сотрудников, а годовая прибыль превышает 15 млрд. долларов. супермаркеты АШАН – пример французского развившегося семейного бизнеса. Владельцы фирмы – семья Мюйе, которой принадлежит 84 % акций компании, в ней работает более 130 тыс. сотрудников, а годовая прибыль превышает 23 млрд. долларов. Из семейных фирм-производителей можно отметить французскую корпорацию «Пежо», принадлежащую семье Пежо. На сегодняшний день кампания устойчиво занимает 2–3 место в Европе по выпуску и продаже автомобилей одноименной марки. В корпорации трудится около 200 тыс. сотрудников, а прибыль достигает 46 млрд. долларов в год. Таким образом, для мирового семейного бизнеса характерно развитие как вширь, увеличивая количество предприятий, так и вглубь, увеличивая доходность [2, с. 5].

Иначе обстоит дело в российском семейном бизнесе. Прежде всего, у нас практически отсутствуют семейные корпорации, а крупные семейные фирмы можно перечислить буквально по пальцам одной руки. Это связано с тем, что предпринимательство в России возродилось совсем недавно, менее 20 лет назад. Сегодня мы только подходим к первому порогу наследственности, передаче фирмы от отца-создателя к сыну – продолжателю бизнеса. И именно последующие несколько лет станут решающими в жизни этих фирм и покажут, сможет ли сын развить и укрепить дело, начатое родителем, или пустит все «под откос». Особенность отечественного семейного бизнеса заключается в его молодости, неопытности и зачастую неумелости вести дела, недостатке управленческих навыков и капитала для развития. Еще одной особенностью отечественного семейного бизнеса является его сосредоточенность в таких сферах как торговля и оказание услуг. Немного семей осмеливается организовывать свое собственное производство. Сказываются, в первую очередь, недостаток стартового капитала и отсутствие какой-либо серьезной финансовой поддержки со стороны государства или частных банков, недостаток развития общественных фондов поддержки малого и среднего бизнеса.

Согласно исследованию, проведенному Ассоциацией семейного бизнеса России, в нашей стране порядка 80 % предприятий имеют семейные корни (на Востоке эта цифра приближается к 90 %). Но если Российская Империя славилась своими крупными семейными предприятиями (металло-промышленники Демидовы, купцы Елисеевы, производители фарфора Кузнецовы), то сегодня в нашей стране «семейным бизнесом» называют малые и средние компании, созданные с партнерским участием родственников. В основном они работают в сфере услуг, сельского хозяйства, пищевой промышленности, туризма и т. д.

К крупному российскому бизнесу относят семьи, владеющие банками, нефтяными, металлургическими, строительными корпорациями, а также производители пищевых продуктов. Совокупный капитал самых богатых российских братьев, совладельцев «Промсвязьбанка» и «Промсвязькапитала», Алексея и Дмитрия Ананьевых в текущем году увеличился на 41 % по сравнению с 2010 годом и составил 6,5 млрд. долларов. Еще быстрее росли доходы мультимиллионеров из сферы строительного бизнеса, металлургии, авиаперевозок. Супруги Ольга и Александр Плешаковы, совладельцы авиакомпании «Трансаэро», в 2010 году прирастили оборот своего бизнеса на 141%, их совместный капитал вырос до 410 млн. долларов.

Британская организация Campden, занимающаяся проблемами семейного бизнеса, в 2010 провела исследование в России, опросив 25 крупных предпринимателей из Москвы и регионов, личное богатство которых составляем более 50 млн. долл. Были выявлены барьеры развития семейного бизнеса, такие как отсутствие опыта передачи компании по наследству и воспитание следующего поколения в духе семейных традиций. Вторая группа проблем касалась управления семейным бизнесом: распределение ролей в семейном бизнесе, а также взаимоотношения членов семьи и сотрудников участвующих в деятельности фирмы [3, c. 149].

Для решения первой проблемы мы рекомендуем закладывать фундамент преемственности тогда, когда дети еще совсем маленькие. Прививать им навыки общения, ведения переговоров, мирного разрешения споров, планирования, такие ценности, как упорство в работе, правильное отношение к деньгам, щедрость, целостность, настойчивость, лидерские качества, стойкость к ударам судьбы, уважение, сочувствие и понимание, от которых зависит и здоровая атмосфера в семье, и успешный исход передачи дел. Если собственник бизнеса планирует передать свой бизнес детям, то необходимо как можно раньше сформировать у них объективное представление о предпринимательстве, акцентируя внимание на его преимуществах по сравнению с наемной работой, обсуждая сопряженные с ним как возможности для развития таланта и способностей, так и сложности и риски. Необходимо создать такие условия, когда преемники считают свое участие в семейном бизнесе личным профессиональным выбором, а не моральным долгом.

Распределение ролей в семейном бизнесе является весьма сложной проблемой, поскольку близким родственникам трудно придерживаться четких границ и рамок в производственных отношениях. Конфликты между родственниками возникают в силу того, что они склонны придерживаться традиционных семейных ролей и определять свои роли в бизнесе так, что это порождает проблемы по поводу «кто что делает». Мы рекомендуем разработать штатное расписание компании и прописать должностные инструкции всех сотрудников, обязательно установить структуру должностного подчинения. Четкое и ясное разделение труда служит ценным средством предотвращения межличностных конфликтов, позволяет избежать множества проблем, с которыми сотрудники, клиенты и поставщики сталкиваются ввиду смещения сигналов, поступающих из предприятия, когда неясно, кто за что отвечает.

Поскольку традиционно считается, что родственники владельца предприятия находятся в привилегированном положении, получая более высокую зарплату, незаслуженный авторитет и назначения на высокие должности, руководству бизнеса следует не делать поблажек родным и близким, а также разработать систему поощрений согласно вкладу каждого сотрудника, так как обеспечить справедливость вознаграждения – залог долгого развития семейного бизнеса и комфортных взаимоотношений в коллективе [4].

Решение выявленных проблем позволит активизировать деятельность отечественного семейного бизнеса, который не только развивает экономику, но и способствует улучшению демографической ситуации в стране. Семье есть, к чему стремиться и ради чего выращивать своих детей, есть, что передать в наследство. Так постепенно в стране сформируется средний класс собственников, умеющих работать на себя и одновременно приносящих весомый доход государству.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

  2. Шнуровозова, Т. Семейный бизнес по-русски / Т. Шнуровозова. – М. : Ай Пи Эр Медиа, 2008 – 206 с.

  3. Календжян, С. Развитие семейного предпринимательства в России / С. Календжян, Д. Волков // Экономическая политика. – 2011. – № 5. – С. 148-154.

  4. Шнуровозова Т.В. Особенности построения семейного бизнеса [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.exrus.eu:8080/Особенности-построения-семейного-бизнеса-id4dcd7c0a6ccc191234000025/, свободный. (дата обращения: 24.12.2012).

Просмотров работы: 7476