РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Акопова В.В. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема трудоустройства выпускников возникла еще в 1990 году, после того, как было отменено централизованное распределение молодых специалистов. Данная проблема, имеющая острый социальный характер, и связанная с ней проблема дефицита отраслей экономики в кадрах квалифицированных специалистов сегодня являются факторами, сдерживающими темпы развития экономики. В современных реалиях система высшего профессионального образования должна не только оперативно удовлетворять изменяющиеся запросы экономики в специалистах нужного профиля, но и предоставлять возможность студентам и специалистам при необходимости пополнять и расширять свои профессиональные знания.

Согласно официальным статистическим данным, из 1,5 млн. молодых специалистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями России, рынок труда способен обеспечить рабочими местами только 500 тыс. чел. (то есть каждого третьего выпускника). Остальные же выпускники вузов работают либо не по специальности, либо на рабочих местах, не требующих столь высокой квалификации. Около 38% окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет, являются безработными [3].

По мнению многих экономистов, проблемы трудоустройства выпускников и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие предприятий. Эти проблемы приобретают для них не только социально-политический, но и реальный экономический характер, так как от их решения напрямую зависят их конкурентоспособность и темпы экономического, технологического, инновационного развития. Не случайно вопросами трудоустройства выпускников занимаются не только руководители вузов и органов управления образованием. Проблемы привлечения квалифицированных специалистов, организации систематической работы с кадрами, повышения их профессионального уровня находятся в центре внимания у руководителей предприятий.

В регионах, где эти проблемы являются наиболее острыми, формируются специальные программы, нацеленные на построение и устойчивое функционирование региональной системы содействия профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования. В частности, в соответствии с региональным законом от 17 января 2005г. N1-ОЗ «Об утверждении региональной целевой программы "Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы"» такая программа успешно реализована в Кемеровской области. Из средств областного бюджета на эти цели было выделено 52,585 млн. руб.

В табл. 1 представлены данные о регионах с максимальным и минимальным уровнем зарегистрированной безработицы среди выпускников высших учебных заведений в 2010 г.

Таблица 1

Уровень безработицы по регионам России в 2010г.

Регион

Уровень безработицы выпускников

г. Москва

34,9

г. Санкт-Петербург

33,1

Республика Северная Осетия - Алания

25,0

Республика Ингушетия

19,5

Краснодарский край

18,0

Мурманская область

14,8

Ярославская область

11,7

Республика Башкортостан

10,8

Пермский край

10,6

Республика Тыва

6,4

Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.gks.ru

Анализ табл. 1 с точки зрения отраслевой структуры экономики регионов, вошедших в каждую группу, позволяет выявить некую закономерность. Экономика Пермского края и Республики Башкортостан базируется на нефти- и газодобыче, нефтепереработке, черной и цветной металлургии. Поскольку перечисленные отрасли являются экспортно-ориентированными, то в них традиционно отмечаются высокие темпы создания новых рабочих мест. В Ярославской области, крупном машиностроительном центре России, развито приборостроение, станкостроение, судостроение и нефтяное машиностроение, поэтому также отмечается низкий уровень безработицы среди выпускников.

Проведенный автором анализ позволяет сделать вывод, что одной из причин высокой безработицы среди выпускников вузов является несоответствие профиля их подготовки отраслевой структуре экономики региона.

Каковы же еще причины роста безработицы среди выпускников российских вузов? Можно выделить следующие основные причины данного явления, действующие как со стороны предложения, так и со стороны спроса на данный вид трудовых ресурсов.

Во-первых, рост числа высших учебных заведений и специальностей, по которым ведется подготовка будущих специалистов, что порождает избыток предложения рабочей силы среди выпускников. В условиях сокращения числа выпускников школ по естественным демографическим причинам вузы вынуждены конкурировать за каждого абитуриента, в том числе и за тех, кто раньше не смог бы поступить в вуз в силу низкого уровня знаний.

Во-вторых, отставание темпов создания рабочих мест в экономике для специалистов с высшим образованием от темпов подготовки данных специалистов в системе образования. Необходимо учитывать, что процесс подготовки специалиста занимает значительный период времени, в течение которого ситуация на рынке труда может существенным образом измениться.

Не менее важной проблемой в данном случае является стоимость создания одного рабочего места в экономике. Российские экономисты и аналитики справедливо отмечают: «Для того чтобы создать одно рабочее место в металлургии, в автопромышленности или в авиастроении, требуются десятки и сотни тысяч долларов инвестиций – в обучение, оборудование, логистику, маркетинг, исследования и так далее. При нынешнем уровне пособий по безработице в России (2 тыс. долларов в год) стоимость создания одного рабочего места (в среднем 30–50 тыс. дол.) эквивалентна содержанию безработного в течение 15–25 лет. Нельзя игнорировать тот факт, что создание каждого нового рабочего места стоит больших денег. И чем лучше рабочее место, тем дороже оно стоит. Для создания рабочего места дворника затрат почти не требуется: метлу-лопату в руки — и вперед. А для того, чтобы создать одно рабочее место в металлургии, в автопромышленности или в авиастроении, требуются десятки и сотни тысяч долларов инвестиций — в обучение, оборудование, логистику, маркетинг, исследования и так далее» [6 ]. Очевидно, что такая ситуация пагубно сказывается на перспективах экономического роста в стране и переходе к инновационной модели развития экономики.

В-третьих, отсутствие «гибкости» выпускников в отношении предлагаемого им рабочего места и заработной платы также порождает безработицу среди данной группы населения. Многие вчерашние выпускники, выходя на рынок труда, предъявляют завышенные требования к уровню оплаты труда и организации рабочего места, в результате чего оказываются незанятыми.

Для решения проблемы безработицы среди выпускников российских вузов необходимо, прежде всего, создавать новые рабочие места, а не сокращать число высших учебных заведений. Правительство Российской Федерации, однако, видит способ решения проблемы безработицы, прежде всего, в сокращении числа высших учебных заведений в России. Для этого планируется укрупнять уже имеющиеся вузы, ужесточать требования к получению государственной аккредитации и продолжить переход на Болонскую систему высшего образования.

В июле 2009г. на заседании Государственного совета по вопросам молодежной политики Д. А. Медведев выступил с инициативой о введении государственного заказа на подготовку специалистов вузами по определенным специальностям и социальным гарантиям для таких выпускников. Вполне вероятно, что в отдельных субъектах Российской Федерации применение государственного заказа на подготовку специалистов по конкретным направлениям может произвести положительный эффект. Например, в тех регионах, где наблюдается высокий уровень безработицы среди выпускников вузов (табл. 1) и данная тенденция имеет место в течение длительного периода времени.

Однако данная мера еще не нашла широкого практического применения, т.к. четкий механизм внедрения госзаказа в сферу высшего образования до сих пор не разработан. Возникает целый ряд вопросов о последствиях его введения: насколько достоверным окажется прогноз Правительства РФ в оценке потребностей российской экономики в специальностях, полученных выпускниками вузов, с учётом того, что время обучения в вузе сегодня - 4года у бакалавров и 6 лет у магистров; какие обязательные сроки отработки будут введены для молодых специалистов; будет ли госзаказ распространяться на негосударственные вузы. Решение этих вопросов не только на федеральном, но и региональном уровне позволит снизить уровень безработицы среди выпускников вузов.

Литература:

  1. http://job.petrsu.ru/site/article/56

  2. http://ria.ru/edu_news/20100714/254767225.html

  3. http://www.vesti.ru/doc.html?id=965254&cid=7

  4. http://www.zarplata.ru/a-id-20730.html

  5. http://www.bstu.ru/about/press_center/news/9412

  6. http://expert.ru

Просмотров работы: 2429