ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Халикова Д.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет" (МаГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальные изменения, которые произошли в последние годы в нашей стране, привели к обостренному восприятию прав каждой личности. Все, кто соприкоснулся с проблемой одарённых детей, обеспокоены их реальной жизнью в семье, в школе, в социуме.

Что такое же такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как нам относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одарённые дети, — какие они? Они очень разные, не похожие друг на друга. Впрочем, это справедливо в отношении всех детей. Но одарённого ребёнка нельзя не заметить, он выделяется особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одарённого ребёнка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное [1, c.114-123].

С раннего возраста одарённых детей отличает высокая познавательная активность. Процесс взаимодействия ребёнка с миром, познание последствий дают ему возможность двигаться по реальному содержанию объекта, как бы погружаясь в него и, что очень важно, изменяться. Одаренных детей отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни. Еще одна точка отсчета – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. Также у них сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы [1, с.114-123].

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи такие, как Дж.Гилфорд, П.Торренс, К.Тейлор, Дж.Кэррола и Б.Блума, Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности», Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога" [2, с.5-13].

Теперь рассмотрим проблемы, с которыми приходится сталкиваться одаренным детям: неприязнь к школе появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей; игровые интересы, одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники; одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму; погружение в философские проблемы, т.е. для них характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы; несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием - одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста; для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства, отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка; потребность во внимании взрослых, в силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых [4, с.34].

А каким же образом семья отвечает за развитие одарённого ребёнка? К сожалению, ни в одном законодательном документе эта ответственность специально не оговорена. Именно поэтому, на наш взгляд, так важно вести работы с одарёнными детьми, чтобы исключить ситуацию спровоцированного рождения слоя так называемых маргиналов среди родителей и одарённых детей. В этой связи возрастает роль интеракции, т.е. взаимодействия семьи одарённого ребёнка и образовательных сред системы (детские сады, школы, дома детского творчества, малые университеты). Более того, позиционно новое взаимодействие родителя и специалиста даёт, на наш взгляд, уникальную возможность построения индивидуальных развивающих программ, ориентированных на зону ближайшего саморазвития одарённого ребенка [5, с.59].

Мы понимаем, что сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Но, к сожалению, дошкольное и школьное обучение до сих пор ориентировано на среднего ученика. Нет единой программы по исследованию, обучению и воспитанию одарённых и талантливых детей, обладающих наиболее высокими творческими возможностями. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию [3, с.84].

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Так давайте позаботимся об одаренных детях сегодня, ведь это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1985. - № 2. – 114-123с.

  2. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 2007. - № 6. – 5-13с.

  3. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. – 2000.- №3. – 84с.

  4. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. – 2011.- №3. – 34с.

  5. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 2008.- №1. – 59с.

Просмотров работы: 13535