ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Чабан Д.В. 1, Маньшин М.Е. 2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мультимедиа — взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. [1]

В настоящее время мультимедиа технологии получили широкое распространение практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Они активно используются в рекламе, искусстве, индустрии развлечений, технике, математике, бизнесе, научных исследованиях. Но в данной работе остановим внимание на потенциале мультимедиа технологий в образовании, конкретно при обучении математике в начальной школе.

При постоянно меняющихся условиях современного мира в обучении детей необходимо использовать все более новые средства. Как известно, в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образный тип мышления. Но анализ существующей практики показал, что средства повышающие наглядность, традиционно, используемые учителями, как, например, наглядные пособия, выставляемые в ряд на доску, уже не вызывают живого интереса детей к предмету.

Что касается уроков математики, то здесь средства наглядности представляют собой очень широкий спектр. Наборное полотно, абак, различные схемы, таблицы, модели – вот неполный перечень того, что учитель использует при проведении вышеупомянутых уроков. Конечно, нельзя однозначно сказать, что данные средства нужно «отложить в долгий ящик», но необходимо сопровождать процесс обучения и более современными средствами, повышающими интерес к обучению, например, мультимедиа технологиями.

Среди мультимедиа продуктов учебного назначения можно выделить:

1. Мультимедийные продукты, разрабатываемые преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин:

  • курсы лекций, учебные пособия;

  • учебные презентации;

  • учебные фильмы, видеоуроки.

2. Электронные мультимедийные учебники, энциклопедии, словари, атласы географические и т.д.

3. Интерактивное дистанционное обучение посредством мультимедийных обучающих программ. [2]

Поскольку мультимедиа технологии – это средство представления информации, рассмотрим их возможности в соответствии с этим критерием:

  • возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

  • возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

  • возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;

  • возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

  • возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

  • возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

  • возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;

  • возможность подключения к глобальной сети Internet;

  • возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

  • возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);

  • возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;

  • возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

  • возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта. [2]

Средствами реализации мультимедиа продуктов могут выступать как теперь уже традиционные презентации, так и активно вошедшие в школьный обиход интерактивные доски и приставки, позволяющие расширить возможности урока, предоставляю ученику возможность не только следить за материалом, но и активно взаимодействовать и работать с ним.

Говоря непосредственно об уроках математики, необходимо учитывать, что с сентября 2009 года принят новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО второго поколения). В соответствии с ним каждый ученик должен овладеть результатами, которые сформулированы в каждой образовательной системе (модели). К таким результатам Федеральный государственный образовательный стандарт относит:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД):

  • коммуникативные УУД – речевая деятельность и навыки сотрудничества;

  • познавательные УУД — работа с информацией, с учебными моделями, использование общих схем решения, использование знаково-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий и т. д.;

  • регулятивные УУД — управление своей деятельностью, контроль, инициативность и самостоятельность. [3]

Проанализируем потенциал мультимедиа технологий при достижении обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения на уроках математики в начальной школе.

Достижениюличностных результатов могут способствовать отраженные в «привлекательном» и интересном для младших школьников мультимедиа ресурсе проблемные ситуации, ситуации выбора.

Поскольку любой образовательный мультимедиа продукт разрабатывается для освоения некоторого предметного содержания, то не вызывает сомнений, что этот продукт способствует достижению предметных результатов обучаемых, в частности, в области математики.

Рассмотрим вопросы применения мультимедиа технологий при формировании у учащихся универсальных учебных действий (метапредметные результаты).

Формирование коммуникативные УУД у младших школьников может проходить эффективно при парной или групповой работе с мультимедиа продуктом. Большой потенциал имеют мультимедиа технологии при формировании познавательных УУД. Так например, в начальных классах у детей есть возможность работать с нетбуками (ноутбуками). Значит, можно предложить обучающимся задания с использованием математической энциклопедии, или использовать мультимедиа ресурсы, направленные на выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификаций и т. д., особенно ярко представленных для уроков математики. Поскольку большинство мультимедиа ресурсов по математике имеют возможность самостоятельного выбора маршрута при его освоении то, их применение при обучении способствует формированию инициативности и самостоятельности обучающихся, то есть способствуют формированию регулятивных УУД младших школьников.

Итак, мы рассмотрели возможности применения мультимедиа технологий на уроках математики в начальной школе и считаем, что они имеют большой потенциал при достижении результатов обучения, выработанных в соответствии с ФГОС второго поколения. Следует отметить, что для уроков математики в качестве мультимедиа ресурсов в основном разработаны презентации и материалы для интерактивной доски; мала доля аудио и видео материала. Считаем, что задача учителей и разработчиков должна состоять в том, чтобы расширить этот список, предлагая все более новые разработки, дабы не останавливаться на одних презентациях.

Список литературы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%EB%FC%F2%E8%EC%E5%E4%E8%E0;

  2. http://dander.ru/gos/41.html;

  3. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта: http://standart.edu.ru/

Просмотров работы: 4069